Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:23, дипломная работа
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика антикризисного законодательства
1.1. Понятие, экономическая сущность несостоятельности
(банкротства)………………………………………………….6
1.2. Институт несостоятельности в зарубежном праве.
Мировой опыт………………………………………………..11
1.3. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве). История и настоящий день………………….20
Глава II Понятие и признаки несостоятельности юридического лица
2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического
лица………………………………………………………….31
2.2. Процессуальные особенности банкротства……………..45
Глава III Процедуры банкротства юридического лица
3.1. Наблюдение……………………………………………………54
3.2. Финансовое оздоровление……………………………………58
3.3. Внешнее управление………………………………………….61
3.4. Конкурсное производство……………………………………64
3.5. Мировое соглашение…………………………………………66
Заключение …………………………………………………………..68
Библиография ………………………………………………………70
размер обязательных
платежей без учета установленных
законодательством Российской Федерации
штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательства
неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку
платежа, убытки, подлежащие возмещению
за неисполнение обязательства, а также
иные имущественные и (или) финансовые
санкции, в том числе за неисполнение обязанности
по уплате обязательных платежей, не учитываются
при определении наличия признаков банкротства
должника.
Изменился размер
задолженности, при наличии которого
арбитражный суд принимает
Иные требования
Законом о банкротстве 2002 г. устанавливаются
в отношении стратегических предприятий
и организаций, а также в отношении субъектов
естественных монополий. Срок, в течение
которого ими не исполняются требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) по уплате обязательных платежей,
составляет шесть месяцев (пункт 3 статиьи
190 и пункт 2 статьи 197).
Помимо этого,
в пункте 4 статьи 190 и в пункте
3 статьи 197 Закона о банкротстве 2002
г. указывается и иной размер задолженности,
при наличии которого суд принимает
заявление о признании
2.2. Процессуальные
особенности банкротства
В Арбитражном процессуальном
кодексе РФ 2002 г. (далее - АПК РФ) глава 28
посвящена рассмотрению дел о несостоятельности
(банкротстве). В Арбитражном процессуальном
кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь одна
статья 143 в главе 19, которая посвящалась
рассмотрению дел о банкротстве организаций
и граждан. Хочу заметить, что в АПК РФ
сохранен важный принцип рассмотрения
дел о банкротстве - эта категория дел
рассматривается арбитражным судом по
правилам, предусмотренным Кодексом, с
особенностями, установленными федеральными
законами, регулирующими вопросы банкротства.
Данный принцип также закреплен в пункте
1 статьи 32 Закона о банкротстве 2002 г.
Любой из кредиторов
должника в любой момент до завершения
процедуры ликвидации должника может
обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании должника банкротом
(Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации
№ 5169/02 от 26 ноября 2002 г.) Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации: Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации № 5169/02 от
26 ноября 2002 г. (Архив Арбитражного суда
Челябинской области. 2002. Дело № А76-20665/01-48-217)..
Арбитражный суд
по заявлению лица, участвующего в
деле о банкротстве, вправе принять
меры по обеспечению требований кредиторов
в соответствии с Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации
(Постановление ФАС Московского округа
от 04.03.2003 г. по делу № КГ-А40/580-03) Постановление
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (определений,
постановлений) арбитражных судов, вступивших
в законную силу: Постановление ФАС Московского
округа от 04.03.2003 г. по делу № КГ-А40/580-03.
(Архив ФАС Московского округа. 2003. Дело
№ КГ-А40/580-03)..
В статье 38 АПК
РФ закреплено правило о том, что
заявление о признании должника
банкротом подается в арбитражный
суд по месту нахождения должника. Аналогичная
норма закреплена и в пункте 1 статьи 33
Закона о банкротстве 2002 г.
В законе о банкротстве
2002 г., как и в прежнем, прямо
указывается, что дело о банкротстве
не может быть передано на рассмотрение
в третейский суд. Как в Законе о банкротстве
1998 г. (статья 177), так и в соответствии с
нормами Закона о банкротстве 2002 г. (п.
1 ст. 227) заявление о признании отсутствующего
должника банкротом подается независимо
от размера кредиторской задолженности.
Вместе с тем заявление о признании отсутствующего
должника банкротом уполномоченным органом
может быть подано только при условии
наличия у него средств, которые необходимы
для финансирования процедур банкротства
(п. 2 ст. 227).
Согласно ст.
2 нового Закона о банкротстве уполномоченными
органами являются федеральные органы
исполнительной власти, уполномоченные
Правительством РФ представлять в деле
о банкротстве и в процедурах банкротства
требования об уплате обязательных платежей
и требования Российской Федерации по
денежным обязательствам, а также органы
исполнительной власти субъектов Федерации,
органы местного самоуправления, уполномоченные
представлять в деле о банкротстве и в
процедурах банкротства требования по
денежным обязательствам соответственно
субъектов Федерации и муниципальных
образований. Согласно Постановления
Правительства Российской Федерации от
30 ноября 2002 г. N 855 «Об уполномоченном и
регулирующем органе в делах о банкротстве
и процедурах банкротства» Об уполномоченном
и регулирующем органе в делах о банкротстве
и процедурах банкротства: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 30 ноября
2002 г. N 855 // Собрание законодательства
Рос. Федерации.- 2002.- N 49.- Ст. 4886. и Постановления
Правительства Российской Федерации от
14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном
органе в делах о банкротстве и процедурах
банкротства и регулирующем органе, осуществляющем
контроль за саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих» Об уполномоченном
органе в делах о банкротстве и процедурах
банкротства и регулирующем органе, осуществляющем
контроль за саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 14 февраля
2003 г. N 100 // Собрание законодательства
Рос. Федерации.- 2003.- N 7.- Ст. 659. таким органом
является Федеральная служба России по
финансовому оздоровлению и банкротству.
В случае неисполнения должником требований
по уплате обязательных платежей в размере,
установленном Законом о банкротстве
2002 г. в качестве основания для подачи
заявления о признании должника банкротом,
налоговые или таможенные органы не позднее
3 месяцев с даты направления судебному
приставу-исполнителю постановления налогового
или таможенного органа о взыскании налога
(сбора) за счет имущества должника направляют
в адрес Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству
или территориального ее органа уведомление
о наличии задолженности по обязательным
платежам (пункт 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2003 г.
N 218 «О порядке предъявления требований
по обязательствам перед Российской Федерацией
в делах о банкротстве и процедурах банкротства»
О порядке предъявления требований по
обязательствам перед Российской Федерацией
в делах о банкротстве и процедурах банкротства:
Постановление Правительства Рос. Федерации
от 15 апреля 2003 г. N 218 // Российская газета.
- 2003.- 26 апреля.
Рассмотрение
дела о банкротстве характеризуется
особым составом участников. Закон
о банкротстве 2002 г, как и Закон
о банкротстве 1998 г., делит участников
рассмотрения дела о банкротстве на две
группы. Первая группа - это лица, участвующие
в деле о банкротстве (статья 34), а вторая
группа - это лица, участвующие в арбитражном
процессе по делу о банкротстве (статья
35). Деление участников на перечисленные
группы в общем-то соответствует структуре
рассмотрения дела о банкротстве. Лица,
участвующие в деле о банкротстве, имеют
процессуальные права и несут процессуальные
обязанности, во-первых, при рассмотрении
дела о банкротстве арбитражным судом,
а во-вторых, при проведении какой-либо
процедуры банкротства. Лица, участвующие
в арбитражном процессе, имеют процессуальные
права и несут процессуальные обязанности
только в первом случае. В Законе о банкротстве
2002 г., в отличие от прежнего, перечень
лиц, участвующих в деле о банкротстве,
является исчерпывающим. В новом Законе
о банкротстве состав лиц, участвующих
в деле о банкротстве, определяется следующим
образом:
- должник;
- арбитражный
управляющий;
- конкурсные
кредиторы;
- уполномоченные
органы;
- федеральные органы
исполнительной власти, а также органы
исполнительной власти субъектов федерации
и органы местного самоуправления по месту
нахождения должника. Например, в соответствии
со статьей 192 Закона о банкротстве 2002
г. в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве
стратегических предприятий или организаций,
указан федеральный орган исполнительной
власти, обеспечивающий реализацию единой
государственной политики в отрасли экономики,
в которой осуществляет деятельность
соответствующее стратегическое предприятие
или организация. Или согласно статье
198 лицом, участвующим в деле о банкротстве
субъектов естественных монополий, признается
федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный Правительством РФ проводить
государственную политику в отношении
соответствующего субъекта естественной
монополии;
- лицо, предоставившее
обеспечение для проведения
такой процедуры
банкротства, как финансовое оздоровление.
Закон о банкротстве
2002 г. к числу лиц, участвующих
в арбитражном процессе, относит:
- представителя
работников должника;
- представителя
собственника имущества
- представителя
собрания кредиторов или
Перечень лиц,
участвующих в арбитражном
В соответствии
со статьей 54 АПК РФ в арбитражном
процессе наряду с лицами, участвующими
в деле, могут участвовать их представители
и содействующие осуществлению правосудия
лица - эксперты, свидетели, переводчики,
помощник судьи и секретарь судебного
заседания.
В АПК РФ в
главе 6 введены существенные ограничения
в отношении лиц, которые вправе быть представителями
в арбитражном суде. Так дела организаций
ведут в арбитражном суде их органы, действующие
в соответствии с федеральным законом,
иным нормативным правовым актом или учредительными
документами организаций. От имени ликвидируемой
организации в суде выступает уполномоченный
представитель ликвидационной комиссии
(часть 4 статьи 59 АПК РФ). Представителями
организаций могут выступать в арбитражном
суде по должности руководители организаций,
действующие в пределах полномочий, предусмотренных
федеральным законом, иным нормативным
правовым актом, учредительными документами,
или лица, состоящие в штате указанных
организаций, либо адвокаты (часть 5 статьи
59 АПК РФ).
Однако в новом
Законе допускается возможность участия
в качестве представителей в деле о банкротстве
организаций, любых лиц, в том числе аудиторов,
оценщиков, экономистов и иных специалистов
(пункт 1 статьи 36). Представляется, что
в данном случае в силу части 1 статьи 223
АПК РФ и пункта 1 статьи 32 нового Закона
приоритет должен отдаваться нормам Закона
о банкротстве 2002 г. То есть ограничения
в отношении представительства организаций
в арбитражном суде, установленные частью
5 статьи 59 АПК РФ, не должны применяться
при рассмотрении арбитражными судами
дел о банкротстве. В этом случае арбитражные
суды, представляется, будут руководствоваться
нормами статьи 36.
В отличие от
АПК РФ 1995 г., в новом АПК РФ
нет института отказа в принятии
искового заявления. Между тем новый
Закон о банкротстве этот институт
предусматривает. В соответствии со статьей
43 Закона судья арбитражного суда отказывает
в принятии заявления о признании должника
банкротом в следующих случаях.
Во-первых, если
нарушены правила о подведомственности
и подсудности дел о
Во-вторых, если
нарушены правила подачи заявления
о признании должника банкротом,
в отношении которого арбитражным
судом возбуждено дело о банкротстве
и введена одна из процедур банкротства.
В-третьих, если
есть основания для отказа в принятии
заявления, предусмотренные АПК
РФ. Однако, как уже было сказано,
АПК РФ не содержит норм, регулирующих
институт отказа в принятии заявления
к производству. Получается, что
только по первым двум из перечисленных
оснований и только при принятии заявлений
о признании должника банкротом будет
использоваться арбитражными судами институт
отказа в принятии заявления к производству.
Следовательно, это будет являться особенностью
рассмотрения дел о банкротстве арбитражными
судами.
В соответствии
с частью 2 статьи 223 АПК РФ дела о
банкротстве рассматриваются
Кроме этого, в
пункте 1 статьи 60 Закона о банкротстве
2002 г. указывается, что заявления
и ходатайства арбитражного управляющего,
в том числе о разногласиях, возникших
между ним и кредиторами (между ним и должником),
жалобы кредиторов о нарушении их прав
и законных интересов рассматриваются
судьей единолично. Однако с самостоятельными
требованиями о разрешении разногласий
о составе, размере и оплате труда и выходных
пособий работники должника в деле о банкротстве
обращаться не вправе (Постановление ФАС
Московского округа от 28.02.2003 г. по делу
№ КГ-А41/571-03) Постановление кассационной
инстанции по проверке законности и обоснованности
решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу: Постановление ФАС Московского округа
от 28.02.2003 г. по делу № КГ-А41/571-03. (Архив
ФАС Московского округа. 2003. Дело № КГ-А41/571-03).
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица