Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:23, дипломная работа
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика антикризисного законодательства
1.1. Понятие, экономическая сущность несостоятельности
(банкротства)………………………………………………….6
1.2. Институт несостоятельности в зарубежном праве.
Мировой опыт………………………………………………..11
1.3. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве). История и настоящий день………………….20
Глава II Понятие и признаки несостоятельности юридического лица
2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического
лица………………………………………………………….31
2.2. Процессуальные особенности банкротства……………..45
Глава III Процедуры банкротства юридического лица
3.1. Наблюдение……………………………………………………54
3.2. Финансовое оздоровление……………………………………58
3.3. Внешнее управление………………………………………….61
3.4. Конкурсное производство……………………………………64
3.5. Мировое соглашение…………………………………………66
Заключение …………………………………………………………..68
Библиография ………………………………………………………70
В отличие от
мирового опыта, исходящего из того, что
банкротом может стать тот, кто
не в состоянии оплачивать долги,
российский закон 1992 г. позволял крупным
предприятиям, не опасаясь банкротства,
длительное время не оплачивать полученные
товары (оказанные услуги или выполненные
работы) и использовать денежные средства
своих кредиторов в качестве собственных
средств с тем условием, чтобы кредиторская
задолженность не превышала балансовую
стоимость активов. И как показывает практика,
арбитражные суды признавали банкротами
в основном лишь небольшие предприятия.
Пункт 2 ст. 1 закона
гласящий, что внешним признаком
(несостоятельности) банкротства является
приостановление его текущих платежей,
тоже вызывал определенные споры. Согласно
закону, если предприятие раз в месяц осуществляло
платеж в размере 10 рублей и одновременно
имело многомиллионную задолженность,
то можно было констатировать факт отсутствия
одного из основных признаков банкротства.
Неоднократно
вставал вопрос, об исчислении “трех
месяцев со дня наступления сроков
исполнения” обязательств. Будет
ли перечисление должником своему кредитору
суммы в размере одного рубля
означать, что с этого момента необходимо
заново исчислять новый трехмесячный
срок. Баренбойм. П. Правовые основы банкротства
/ П. Баренбойм. - М.: Белые альвы, 1995. - С.
180.
Во-вторых, Закона
о банкротстве 1992 г., в отличие
от ныне действующего законодательства,
не подразделял хозяйствующих субъектов
- должников на различные категории: юридическое
лицо и индивидуальный предприниматель;
торговое предприятие и фермерское хозяйство;
промышленное предприятие и кредитная
организация. Одинаковыми были признаки
и процедуры банкротства для таких должников,
хотя совершенно очевидно, насколько различными
будут последствия их применения. Витрянский
В.В. Реформа законодательства о несостоятельности
(банкротстве)/ В.В. Витрянский //Специальное
приложение к Вестнику Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации. -1998. - № 2. -
С. 81.
В-третьих в
Законе о банкротстве 1992 года практически
не содержались нормы, детально регламентирующие
процессуальные отношения по разрешению
споров о несостоятельности и
Арбитражным судам при рассмотрении
дела приходилось согласно статьи 3 закона
обращаться к нормам Арбитражного Процессуального
Кодекса, который в свою очередь детально
регулировал только исковое производство.
Но ведь дело о банкротстве, по сути, не
является экономическим спором в общепринятом
значении этого слова. Кредитор вправе
выбрать между предъявлением обычного
иска о взыскании задолженности или подать
заявление о возбуждении дела о несостоятельности.
Стало ясно, что
Правительству РФ, Федеральному управлению
по делам о несостоятельности (банкротстве)
и арбитражным судам придется самостоятельно
восполнять пробелы в правовом регулировании
данного института.
Так, например, большую
ценность представляли собой Постановление
Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498
«О некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий»О
некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий:
Постановление Правительства Рос. Федерации
от 20 мая 1994 г. № 498 // Российская газета.
- 1994. - 27 мая. и Распоряжение Федеральной
службы по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению от 12 сентября
1994 г. «Временные методические рекомендации
по оценке финансового состояния предприятий,
имеющих признаки несостоятельности».
Временные методические рекомендации
по оценке финансового состояния предприятий,
имеющих признаки несостоятельности:
Распоряжение Федеральной службы по делам
о несостоятельности и финансовому оздоровлению
от 12 сентября 1994 г. № 14-р // Банкротство
предприятий. Сборник нормативных актов.
- М., 1995. - Ст. 222.
8 января 1998 года
был принят Федеральный закон
"О несостоятельности (
Закон вступил
в силу с 1 марта 1998 года. Согласно статье
187 Закона о банкротстве 1998 г. последний
должен применяться арбитражными судами
при рассмотрении дел о банкротстве, производство
по которым возбуждено после 1 марта 1998
года. Комментарий к федеральному закону
«О несостоятельности (банкротстве)» /
Под ред. Ю. П. Орловского. - М.: Издательская
группа ИНФА . М-НОРМА, 1998. - С. 7.
26 октября 2002
года принят Федеральный закон
"О несостоятельности (
Закон о банкротстве
2002 г. устанавливает основания для
признания должника несостоятельным
(банкротом), регулирует порядок и
условия осуществления мер по
предупреждению несостоятельности (банкротства),
порядок и условия проведения
процедур банкротства и иные отношения,
возникающие при неспособности должника
удовлетворить в полном объеме требования
кредиторов.
Закон о банкротстве
2002 г. вводит новую процедуру банкротства
- финансовое оздоровление - применяется
к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности.
Этой процедуре посвящена глава V закона.
Для проведения указанной процедуры арбитражный
суд утверждает арбитражного управляющего
- административного управляющего (указанной
фигуры не было в Законе о банкротстве
1998 г.). Еще одной новеллой Закона о банкротстве
2002 г. является создание саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
основанных на членстве последних с целью
регулирования и обеспечения их деятельности.
Начиная с 3 декабря 2003 года арбитражным
управляющим может быть гражданин Российской
Федерации, который является членом одной
из саморегулируемых организаций.
В соответствии
с новым законом о банкротстве
арбитражный управляющий должен
застраховать свою ответственность на
случай причинения убытков лицам, участвующим
в деле о банкротстве.
Закон о банкротстве
2002 года сохранил структуру органов
защищающих интересы конкурсных кредиторов
(уполномоченных органов). Как и прежде
это собрание кредиторов, комитет кредиторов.
Согласно нового закона комитет кредиторов
для реализации своих полномочий вправе
избрать своего представителя (пункт 7
статьи 17 закона о банкротстве 2002 года).
Своего представителя также может избрать
собрание кредиторов. Расширена компетенция
собрания кредиторов за счет включения
следующих
вопросов:
утверждение плана
финансового оздоровления и графика
погашения задолженности;
утверждение требований
к кандидатурам административного
управляющего, внешнего управляющего,
конкурсного управляющего;
выбор саморегулируемой
организации для представления
в арбитражный суд кандидатур
административного
внешнего управляющего,
конкурсного управляющего;
выбор реестродержателя
из числа аккредитованных
отнесение к
компетенции комитета кредиторов принятия
решений, за исключением тех решений
собрания кредиторов, которые в соответствии
с Законом о банкротстве 2002 года
отнесены к исключительной компетенции
собрания кредиторов. Изложенная структура
органов имеет определенные сходства
с органами управления хозяйственными
обществами (Федеральный закон от 24.11.1995
г. «Об акционерных обществах» Об акционерных
обществах: Федер. закон от 24 ноября 1995
г. № 208-ФЗ // Собрание Законодателства
Рос. Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1; 1999. - №
22. - Ст. 2672; 2001. - № 33 (часть 1). - Ст. 3423; 2002.
-№ 45. - Ст.4436. и Федеральный закон от 08.02.1998
г. « Об обществах с ограниченной ответственностью»
Об обществах с ограниченной ответственностью:
Федер. закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ //
Собрание Законодательства Рос. Федерации.
- 1998. - № 7. - Ст. 785; № 28. - Ст. 3261; 1999. - № 1. -
Ст. 2.. Так собрание кредиторов соответствует
общему собранию акционеров (участников),
комитет кредиторов - совету директоров,
а арбитражный управляющий - исполнительному
органу (директору, генеральному директору).
Арбитражный управляющий подотчетен собранию
кредиторов, комитету кредиторов; в то
же время он независим и подчиняется только
закону и принятому в соответствии с ним
актам суда.
Действующим законодательством
не предусмотрена возможность
Дело о банкротстве
должно быть рассмотрено в заседании
арбитражного суда в срок, не превышающий
семи месяцев с даты поступления
заявления о признании должника банкротом
в арбитражный суд (Постановление ФАС
Центрального округа от 09.12.2002 по делу
№А62-
266-н/01 ) Постановление
кассационной инстанции по
Еще одной важной
новеллой Закона о банкротстве 2002 года
является возможность ведения реестра
требований кредиторов реестродержателями
- т. е. профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность
по ведению реестра владельцев ценных
бумаг. Федеральный закон от 22.04.1996 г. «
О рынке ценных бумаг» О рынке ценных бумаг:
Федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ //
Собрание Законодательства Рос. Федерации.
- 1996. - № 17. - Ст. 1918; 1998. - № 48. - Ст. 5857; 1999.
- № 28. - Ст. 3472; 2001. - № 33 (часть 1). - Ст. 3424;
2002. - № 12. - Ст. 1093; № 52 (часть 2). - Ст. 5141.
под такой деятельностью
признает сбор, фиксацию, обработку, хранение
и предоставление данных, составляющих
систему ведения реестра
Глава II Понятие
и признаки несостоятельности юридического
лица
2.1. Понятие и
признаки несостоятельности
Для всестороннего,
полного и объективного исследования
понятия следует обратиться к
дефинициям, содержащимся в некоторых
толковых словарях.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица