Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:23, дипломная работа
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика антикризисного законодательства
1.1. Понятие, экономическая сущность несостоятельности
(банкротства)………………………………………………….6
1.2. Институт несостоятельности в зарубежном праве.
Мировой опыт………………………………………………..11
1.3. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве). История и настоящий день………………….20
Глава II Понятие и признаки несостоятельности юридического лица
2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического
лица………………………………………………………….31
2.2. Процессуальные особенности банкротства……………..45
Глава III Процедуры банкротства юридического лица
3.1. Наблюдение……………………………………………………54
3.2. Финансовое оздоровление……………………………………58
3.3. Внешнее управление………………………………………….61
3.4. Конкурсное производство……………………………………64
3.5. Мировое соглашение…………………………………………66
Заключение …………………………………………………………..68
Библиография ………………………………………………………70
.
Также в соответствии
с пунктом 1 статьи 48 Закона о банкротстве
2002 г. судебное заседание арбитражного
суда по проверке обоснованности требований
заявителя к должнику проводится судьей
арбитражного суда, то есть единолично.
Согласно пункта 1 статьи 49 нового Закона,
определение о введении процедуры наблюдения
выносится судьей арбитражного суда единолично.
Дело о банкротстве
должно быть рассмотрено в заседании
арбитражного суда в срок, не превышающий
семи месяцев с даты поступления
заявления о признании должника
банкротом в арбитражный суд (статья 51
Закона о банкротстве 2002 г.).
В статье 134 АПК
РФ определяется срок подготовки дела
к судебному разбирательству, который
не должен превышать двух месяцев
со дня поступления заявления
в арбитражный суд. В статье 152
АПК РФ устанавливается срок для рассмотрения
арбитражным судом первой инстанции дела
и принятия решения по нему, который составляет
один месяц. Причем этот срок исчисляется
со дня вынесения определения о назначении
дела к судебному разбирательству, если
иное не установлено новым АПК РФ, то есть
после подготовки дела к судебному разбирательству.
Таким образом, общий срок рассмотрения
дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет
три месяца.
Исходя из сказанного,
мы можем сделать вывод о том,
что новый Закон о банкротстве 2002
г. не проводит разграничения между двумя
сроками - сроком на подготовку дела к
судебному разбирательству и сроком
рассмотрения
дела в судебном разбирательстве.
Тем не менее
дела о банкротстве рассматриваются
по правилам АПК РФ, с особенностями,
установленными Законом о банкротстве
.
Новым Законом
о банкротстве не устанавливается
срок подготовки дела к судебному
разбирательству. Стало быть, данный
срок будет составлять два месяца,
то есть в этом случае будут применяться
нормы АПК РФ. Следовательно, в судебном
заседании дело о банкротстве должно быть
рассмотрено арбитражным судом первой
инстанции и решение принято в срок, не
превышающий пяти месяцев со дня вынесения
определения суда о назначении дела к
судебному разбирательству. Общий срок
рассмотрения дела о банкротстве будет
составлять семь месяцев. См. Зайцева В.В.
Рассмотрение дел обанкротстве в арбитражном
суде / В. В. Зайцева // Право в Вооруженных
Силах. -2003. - № 4. - С. 14.
Подготовка дела
к судебному разбирательству, как
в соответствии с нормами АПК РФ, так
и нового Закона о банкротстве, проводится
судьей единолично по каждому делу о банкротстве,
находящемуся в производстве арбитражного
суда первой инстанции, в целях обеспечения
его правильного и своевременного рассмотрения.
Закон о банкротстве
2002 г. дополнительно к тем действиям,
которые совершает судья при
подготовке дела к судебному разбирательству,
в соответствии с положениями
АПК РФ устанавливает следующие
действия (в Законе о банкротстве
2002 г. используется термин "арбитражный
суд", а не "судья").
Во-первых, арбитражный
суд при подготовке дела о банкротстве
к судебному разбирательству
рассматривает заявления, жалобы и
ходатайства лиц, участвующих в
деле о банкротстве, устанавливает
обоснованность требований кредиторов
(пункт 2 статьи 50 Закона о банкротстве
2002 г.).
Во-вторых, по ходатайству
лиц, участвующих в деле о банкротстве,
арбитражный суд может
Глава III Процедуры
банкротства юридического лица
3.1. Наблюдение
Определение о
введении наблюдения выносится в
случае, если требование заявителя
к должнику - юридическому лицу в
совокупности составляет не менее чем
сто тысяч рублей, не исполнено в течение
трех месяцев с даты, когда оно должны
было быть исполнено и не удовлетворено
должником на дату заседания арбитражного
суда (пункт 2 статьи 33 и пункт 3 статьи
48 Закона о банкротстве 2002 г.). Указанное
определение , а также определения об отказе
во введении наблюдения и об оставлении
заявления без рассмотрения, об отказе
во введении наблюдения и о прекращении
производства по делу о банкротстве могут
быть обжалованы. Зайцева В.В. Обжалование
определений, принятых в рамках дела о
банкротстве / В.В. Зайцева // Право в Вооруженных
Силах. -2003. - № 4. - С. 16.
Как отмечает О.
А. Никитина: «Смысл процедуры наблюдения
состоит в том, что на момент принятия
арбитражным судом к
С даты вынесения
арбитражным судом определения
о введении наблюдения наступают
в соответствии с пунктом 1 статьи
63 Закона о банкротстве 2002 г.следующие
последствия:
требования кредиторов
по денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей, срок исполнения
по которым наступил на дату введения
наблюдения, могут быть предъявлены
к должнику только с соблюдением
установленного законом порядка предъявления
требований к должнику. В соответствии
с последним, кредиторы не вправе обращаться
к
должнику в
индивидуальном порядке (Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации №
6824/02 от 24 декабря 2002 г.) Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации: Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации № 6824/02 от
24 декабря 2002 г. (Архив Арбитражного суда
города Москва. 2002. Дело № А40-40457/01-69-420).
В то же время требование кредитора о возврате
имущества из чужого незаконного владения
должником, к которому применены процедуры
банкротства, рассматривается в общем
порядке вне рамок процесса о банкротстве
(Постановление ФАС Центрального округа
от 04.12.2002 г. по делу № А64-3147/02-14) Постановление
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (определений,
постановлений) арбитражных судов, вступивших
в законную силу: Постановление ФАС Центрального
округа от 04.12.2002 г. по делу № А64-3147/02-14.
(Архив Арбитражного суда Тамбовской области.
2002. Дело № А64-3147/02-14).. Ограничения, связанные
с особым порядком предъявления и удовлетворения
требований кредиторов, установлены законодателем
в рамках комплекса мер, направленных
на предотвращение банкротства и восстановление
платежеспособности должника, а также
на создание условий для справедливого
обеспечения экономических и юридических
интересов всех кредиторов, включая лиц,
в отношении которых необходимо введение
дополнительных гарантий социальной защиты
(Определение Конституционного Суда Рос.
Федерации от 3 октября 2002 г. N 231-О ) По жалобе
гражданина Харитонова Валентина Ивановича
на нарушение его конституционных прав
пунктом 1 статьи 57 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)»:
Определение Конституционного Суда Рос.
Федерации от 3 октября 2002 г. N 231-О // Вестник
Конституционного Суда Рос. Федерации.
2003. - № 2. - С. 11.;
кредитор вправе
заявить ходатайство о
приостанавливается
исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, в том
числе снимаются аресты на имущество
должника и иные ограничения в
части распоряжения имуществом должника,
наложенные в ходе исполнительного производства,
за исключением исполнительных документов,
выданных на основании вступивших в законную
силу до даты введения наблюдения судебных
актов о взыскании задолженности по заработной
плате, выплате вознаграждения по авторским
договорам, об истребовании имущества
из чужого незаконного владения, о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью,
и о возмещении морального вреда. В случае
возбуждения арбитражным судом производства
по делу о
несостоятельности (банкротстве) должника
- организации исполнительное производство
и реализация его имущества, на которое
наложено взыскание, приостанавливаются
до рассмотрения арбитражным судом
вопроса по существу (Постановление
Президиума ВАС Рос. Федерации № 6003/02
от 22 октября 2002 г.) Постановление Президиума
ВАС Рос. Федерации: Постановление Президиума
ВАС Рос. Федерации № 6003/02 от 22 октября
2002 г. (Архив Арбитражного суда Кемеровской
области. 2002. Дело № А27-3272/2000-1)... Основанием
для приостановления исполнения исполнительных
документов является определение арбитражного
суда о введении наблюдения;
запрещаются удовлетворение
требований учредителя (участника) должника
о выделе доли (пая) в имуществе
должника в связи с выходом
из состава его учредителей (участников),
выкуп должником размещенных акций или
выплата действительной стоимости доли
(пая);
запрещается выплата
дивидендов и иных платежей по эмиссионным
ценным бумагам;
не допускается
прекращение денежных обязательств
должника путем зачета встречного однородного
требования, если при этом нарушается
очередность удовлетворения требований
кредиторов.
В целях определения
стоимости принадлежащего должнику
имущества для покрытия судебных
расходов, расходов на выплату вознаграждения
арбитражным управляющим, а также в целях
определения возможности или невозможности
восстановления платежеспособности должника
проводится анализ финансового состояния
должника (пункт 1 статьи 70). При составлении
финансового анализа должны рассматриваться
вопросы не только о балансовой, но и фактической
(рыночной) стоимости имущества должника,
результаты хозяйственной деятельности
должника, объемы и структура финансовых
средств, обращающихся в процессе деятельности
должника. Помимо бухгалтерского баланса
анализу подлежат результаты инвентаризации
имущества должника при их наличии, документы,
удостоверяющих государственную регистрацию
прав собственности, статистическая отчетность;
документы, характеризующие местоположение
должника, его производственную деятельность,
положение на соответствующих товарных
рынках, положение основных конкурентов
и т.п. При изучении указанных документов
необходимо удостовериться, что в них
отсутствуют признаки фальсификации,
подлога, уничтожения, фактов не внесения
необходимых записей и т.д.
Согласно пункта
1 статьи 71 Закона о банкротстве 2002 г.
для участия в первом собрании
кредиторов кредиторы вправе предъявить
свои требования к должнику в течение
тридцати дней с даты опубликования
сообщения о введении наблюдения.
Указанные требования направляются
в арбитражный суд, должнику и временному
управляющему с приложением судебного
акта или иных документов, подтверждающих
обоснованность этих требований. Указанные
требования включаются в реестр требований
кредиторов на основании определения
арбитражного суда о включении указанных
требований в реестр требований кредиторов.
Арбитражный суд
согласно пункта 1 статьи 75 Закона о
банкротстве 2002 г. на основании решения
первого собрания кредиторов выносит
определение о введении финансового
оздоровления или внешнего управления,
либо принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства,
либо утверждает мировое соглашение и
прекращает производство по делу о банкротстве.
С даты введения финансового оздоровления,
внешнего управления, признания арбитражным
судом должника банкротом и открытия конкурсного
производства или утверждения мирового
соглашения наблюдение прекращается.
3.2. Финансовое
оздоровление
В закон о
банкротстве 2002 г. введена самостоятельная
глава, посвященная процедуре финансового
оздоровления предприятия. В ней подробно
описаны порядок введения, окончания и
прекращения финансового оздоровления.
Соединение в одном законе понятий банкротства
и финансового оздоровления в перспективе
означает перестройку всей системы государственного
управления собственностью. Финансовое
оздоровление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление может быть введено
по ходатайству должника, его учредителей,
собственника имущества должника - унитарного
предприятия, а также третьего лица. Снабженное
планом финансового оздоровления и графиком
погашения задолженности, ходатайство
рассматривается либо на собрании кредиторов,
либо в арбитражном суде.
Согласно пункта
1 статьи 84 план финансового оздоровления,
подготовленный учредителями (участниками)
должника, собственником имущества
должника - унитарного предприятия, утверждается
собранием кредиторов и должен предусматривать
способы получения должником средств,
необходимых для удовлетворения требований
кредиторов в соответствии с графиком
погашения задолженности, в ходе финансового
оздоровления.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица