Мошенничество и его отграничение от смежных составов

Автор: Елена Сочнева, 10 Июня 2010 в 08:27, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации (РФ) наблюдается значительный рост хищений путем мошенничества, ущерб от которых исчисляется многими сотнями миллиардов рублей. Причем наиболее опасными являются не сами экономические преступления, а переход экономической преступности в новое качество, обусловливающее криминализацию экономической системы. Криминальное экономическое поведение субъектов хозяйствования становится условием их функционирования. В этом случае теряется всякий смысл выделения так называемой теневой экономики как специфической стороны экономической жизни общества, поскольку криминализируется значительная часть системы экономических отношений. Если в 90-е годы доля корыстных преступлений в СССР составляла 40—45%, то в конце 2000 года — уже 75%, а в 2007 году в России—более 80% .

Содержание

Введение
I. Понятие и криминологическая характеристика мошенничества
1. Понятие и признаки мошенничества
2. Состояние, структура, динамика и основные тенденции
мошенничества
3. Факторы, способствующие совершению мошенничества
4. Криминологическая характеристика личности мошенника
II. Мошенничество: уголовно-правовой анализ состава преступлений
1. Собственность как объект мошенничества
2. Объективные признаки мошенничества
3. Субъективные признаки мошенничества
III. Развитие законодательства об ответственности за мошенничество и проблемы квалификации мошенничества
1. Развитие уголовного законодательства об ответственности
за мошенничество в России
2. Квалифицирующие признаки мошенничества
3. Специальные случаи квалификации мошенничества
4. Пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за мошенничество
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом мошейничество.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

мошенничество, когда лицо выдает себя за лицо другой степени (ст. 1668);

мошенничество, когда виновный выдает себя за лицо, действующее по поручению правительства (ст. 1669);

обман в азартных играх (ст. 1670);

сбыт  предметов под видом запрещенных (ст. 1670—1)34.

Указаны и квалифицированные виды мошенничества:

мошенничество, совершенное лицом, дважды судимым  за кражу или мошенничество;

мошенничество, совершенное группой лиц по уговору;

мошенничество, совершенное с особыми приготовлениями;

мошенничество, когда виновный внушал к себе особое доверие;

мошенничество, связанное с обманом стариков, слепых или глухонемых;

мошенничество, совершенное с использованием суеверных обрядов;

мошенничество, совершенное в третий раз;

мошенничество, совершенное более трех раз.

В конце XIX в. в России проводилась работа по созданию нового Уголовного уложения, часть норм которого была введена в действие. Согласно проекту мошенничеству посвящалась целая глава, а все имущественные посягательства были разделены на следующие группы:

Уничтожение или повреждение имущества  (гл. 30).

Присвоение  чужой вещи путем злоупотребления  доверием (гл. 31).

Похищение насильственное и ненасильственное (гл. 32).

Обманное  приобретение имущества (гл. 33).

5.Противозаконное  пользование чужим имуществом (гл. 36)35

Законодатель  не относил мошенничество к формам хищения, а  выделял его в отдельную группу преступного приобретения имущества.

Уголовным уложением предусматривались и  другие виды мошенничества:

сбыт  предметов под видом запрещенных  уголовным законом к обращению  или под видом добытого преступным   путем (ст. 590); продажа и залог недвижимого имущества, заведомо чужого или вымышленного имущества (ст. 591); получение страховой суммы  за  имущество, застрахованное от повреждения, если заведомо имущество не было повреждено (ст. 592); мошенничество,  совершенное лицом,  выдавшим  себя   за должностное, либо учиненное шайкой (ст. 593); поджог, взрыв, потопление имущества с целью получения страховой суммы (ст. 596).  

Уголовное уложение действовало до 24 ноября 1917 г. и было отмечено Декретом Советской власти «О суде». В соответствии с его положениями решение уголовных дел должно было проводиться на основе «Уложения о делах уголовных и исправительных 1885 г.» и «Уголовного уложения», но только в той части, которая не противоречила законам и распоряжениям Советской власти. Для борьбы с мародерством и хищничеством учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет ВЦИК Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов «О суде» (Декрет № 2) от 4 марта 1918 г. подтвердил положения первого Декрета «О суде». Так, в ст. 36 указывалось: «По гражданским и уголовным делам суд руководствуется гражданскими и уголовными законами, действующими доныне, лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами ВЦИК и СНК и не противоречат социалистическому правосознанию».

В дальнейшем проводилась работа по созданию законодательства, которое принципиально отличалось от дореволюционного. Впервые в истории России законодатель провел дифференциацию ответственности за хищения и мошенничество в зависимости от форм собственности, отдавая предпочтение государственной. Термин «мошенничество» встречается впервые в Советское время в Декрете СНК «Об ограничении прав по судебным приговорам».

В июле 1922 г. вводится в действие первый Уголовный кодекс РСФСР, в котором все преступления против собственности (такие, как кража, грабеж, мошенничество и т. п.) были объединены в одну главу. УК 1922 г. дает понятие мошенничества как самостоятельной формы хищения. Статья 187 определяет мошенничество как «получение с корыстной целью имущества или права на имущество посредством злоупотребления доверием или обмана». В УК выделяют в отдельную статью мошеннические посягательства против государственной или общественной собственности, и происходит дифференциация ответственности. Так, за посягательства на государственную и общественную собственность предусматривалось наказание в виде лишения свободы до года, а за посягательства на личную собственность — до шести месяцев. Мошенничество против государственного или общественного имущества считалось возможным и в случае, когда сделка заключалась между частными лицами, если сама сделка была' направлена против государства (определение пленума Верховного суда РСФСР от 24 марта 1924 г.). В 1926 г. принимается второй Уголовный кодекс, седьмая глава которого называлась «Имущественные преступления». В эту главу включаются такие преступления, как кража, грабеж, мошенничество и др. В ст. 169 УК 1926 г. давалось измененное по сравнению с УК 1922 г. понятие мошенничества. Оно признавалось как «злоупотребление доверием или обман в целях получения имущества или права на имущество или иных личных выгод». Между определениями мошенничества имелись существенные отличия.

Из определения  мошенничества УК 1926 г. следовало, что преступление будет считаться оконченным с момента совершения злоупотребления доверием или обманом, вне зависимости от того, наступили общественно опасные последствия или нет, которые выражаются в получении имущества, права на имущество или личных выгод.

Часть вторая ст. 169 УК предусматривала ответственность  за причинение убытка государственному учреждению. Определялось по части первой наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет, а по части второй — лишением свободы до пяти лет с конфискацией всего или части имущества.

Окончательно  законодатель сформулировал понятие  «мошенничество» в УК РСФСР 1960 г. Создатели УК исходили из того, что основу экономической системы государства составляет социалистическая собственность на средства производства, поэтому проводилась дифференциация ответственности не только имущества, но и размера причиненного ущерба, соучастия и совершения мошенничества особо опасным рецидивистом.

В данном УК содержались две главы, регламентирующие ответственность за преступления против собственности: гл. 2 «Преступления против социалистической собственности» и гл. 5 «Преступления против личной собственности граждан». Преступления в этих главах были разделены на две группы: корыстные и некорыстные. Корыстные, в свою очередь, делились на хищения и иные корыстные преступления. В УК было две статьи о мошенничестве: ст. 93 «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем мошенничества» и ст. 147 «Мошенничество». В первом случае мошенничеством признавалось «завладение государственным или общественным имуществом путем обмана либо злоупотребления доверием», во втором— «завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием». Законом РСФСР от 25 июля 1962 г. в УК была ст. 93'1, содержащая ответственность за хищения государственного и общественного имущества в особо крупных размерах. Новый этап уголовно-правового регулирования мошенничества относится к началу 90-х гг. Принятая в 1993 г. Конституция РФ назвала различные формы собственности и провозгласила их равную защиту. Неравенство в уголовной ответственности, связанное с различной формой собственности, ликвидируется в связи с политическими и экономическими переменами в стране согласно Конституции РФ только Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР6» от 1 июля 1994 г.

Соответственно  вопрос о назначении наказания стал решаться вне зависимости от формы собственности.

24 мая  1996 г. Государственной Думой был  принят новый Уголовный кодекс  РФ, который вступил в действие  с 1 января 1997 г. «Преступления против собственности» помещена в раздел VIII «Преступления в сфере экономической деятельности». Согласно УК РФ мошенничество определено как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Понятие «мошенничество» практически не отличается от аналогичного понятия, введенного Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Способы совершения данного преступления остались прежними. Вместе с этим следует отметить наличие большого количества квалифицирующих признаков. Если в УК 1960 г. и в Федеральном законе от 1 июля 1994г. их было четыре, то в УК 1996 г.— уже семь. В новом УК РФ появились такие квалифицирующие признаки, как совершение мошенничества неоднократно лицом с использованием своего служебного положения, лицом, ранее судимым два и более раза за хищение и вымогательство, что дает возможность полнее применять меры уголовной ответственности к мошенникам.

Таким образом, к настоящему времени завершилось  уголовно-правовое регулирование ответственности за мошенничество. Однако проблема эффективной борьбы с мошенничеством может успешно решаться лишь при двух условиях, связанных:

а)             с организацией теоретических  разработок   по   вопросам борьбы с мошенничеством,   подготовкой   учебных   и методических материалов  по рассматриваемой  проблематике   и совершенствованием практики применения норм права;

б)            с подготовкой и переподготовкой в образовательных учреждениях системы МВД России специалистов, способных успешно действовать в рыночной экономике, с качественно иным техническим оснащением  и  устранением сложностей,  возникающих в следственной и судебной практике при квалификации мошенничества.

2. Квалифицирующие  признаки мошенничества

На современном  этапе развития нашего общества проявления мошенничества с повышенной степенью общественной опасности трансформировались законодателем в квалифицирующие признаки преступления. Подобные обстоятельства отягчают ответственность. Они включены в диспозиции статей Особенной части УК РФ и являются в этой связи признаками соответствующих составов преступлений.

Как отмечается в юридической литературе, «квалифицирующие признаки одновременно родственны и признакам состава преступления, и обстоятельствам дела, смягчающим или отягчающим ответственность (из-за чего законодатель обозначает их подч;ас совпадающими терминами). Однако основной, определяющей здесь является связь квалифицирующих признаков с категорией состава преступления. Во-первых, во всех случаях они—суть признаков состава и этим качественно отличаются от обычных, упоминаемых в ст. 37—39 УК (РСФСР 1960 г., соответствующих ст. 60, 61 и 63 УК РФ 1996 г. (прим. авт.) обстоятельств дела. Во-вторых, имея одинаковое с последними свойство влиять на объем ответственности и на наказание, они служат средством дифференциации, а не индивидуализации наказания, выступают инструментом в руках законодателя, а не судьи36. Причем квалифицирующими признаками являются признаки состава преступления, которые свидетельствуют о повышенной общественной опасности деяния по сравнению с отраженной при помощи признаков основного состава. К указанным положениям необходимо добавить, что сами квалифицирующие признаки, характеризующие конкретные составы преступлений, могут свидетельствовать о более или менее повышенной степени общественной опасности преступления. Поэтому они ранжируются на квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Квалифицирующие признаки характеризуют повышенную степень общественной опасности деяния по сравнению с предусмотренным основным составом преступления, а особо квалифицирующие — еще более высокую.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 159 УК РФ мошенничество  характеризуется соответственно квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками. Частью 2 ст. 159 УК РФ предусмотрены четыре квалифицирующих, а ее частью 3 — три особо квалифицирующих признака.

На основании  ч. 2 ст. 159 УК РФ мошенничество признается квалифицированным, если оно совершено при наличии хотя бы одного из следующих квалифицирующих признаков: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), 2) неоднократно (п. «б»), 3) лицом с использованием своего служебного положения (п. «в») или 4) с причинением значительного ущерба гражданину (п. «г»).

Первый  квалифицирующий признак — совершение мошенничества группой лиц по предварительному сговору — определен в общей форме в ч. 2 ст. 35 УК РФ, где указано, что «преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления».

Участником мошеннической группы признается только физическое лицо, обладающее всеми признаками субъекта мошенничества, т. е. достигшее шестнадцатилетнего возраста, вменяемое. Это основано на норме, содержащейся в ст. 19 УК РФ, и на положении теории уголовного права о том, что соучастником может быть лишь лицо, являющееся вменяемым и достигшим возраста уголовной ответственности за соответствующее преступление37.

Информация о работе Мошенничество и его отграничение от смежных составов