Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

     При достижении установленного законом пенсионного возраста при наличии трудового стажа для мужчин - не менее 25 лет, для женщин - не менее 20 лет, а также в случае признания инвалидом I или II группы народному депутату назначается пенсия в размере 80 процентов месячной заработной платы ныне работающего народного депутата с учетом всех доплат и надбавок к должностному окладу. Начисление пенсий осуществляется из суммы, состоящей из должностного оклада с учетом всех доплат и надбавок работающего народного депутата на момент назначения пенсии. За каждый полный год работы свыше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин пенсия по возрасту и по инвалидности увеличивается на один процент приведенного выше заработка, но не более чем до 90 (включительно) процентов указанного заработка, без ограничения предельного размера пенсии. 

     За народным депутатом, срок полномочий которого истек, сохраняются бесплатное медицинское обслуживание в тех учреждениях здравоохранения, к которым он был прикреплен в период исполнения депутатских полномочий, обеспечение путевками для лечения, установленные для народных депутатов, а после выхода на пенсию он обеспечивается транспортом для поездки в больницу, поликлинику и иных потребностей в связи с оздоровлением и лечением при лимите использования автомобиля не более десяти часов в месяц за счет бюджетных средств, предусмотренных законом о  Государственном бюджете Украины.

  На  народного депутата распространяются также и условия обязательного  государственного страхования. Жизнь  и здоровье депутата подлежат такому страхованию за счет средств Верховной  Рады на сумму 10-летнего денежного  содержания депутата.

  За  депутатом сохраняются квалификационные категории, разряды, классные чины на период работы в Верховной Раде.

  Предусмотрены также пособия и компенсации  в случае увечья или инвалидности депутата, и в случае его смерти.

    Предоставление гарантий трудовых  прав депутата, льгот, компенсаций  обеспечивает депутату наиболее  эффективное выполнение им депутатских  полномочий как представителю народа[23,544].

  Таким образом, система правовых гарантий, введенная Законом Украины “О статусе народного депутата Украины”, сформулировала основные факторы, обусловливающие  значительное повышение эффективности  депутатской деятельности. Она позволяет  каждому депутату с наибольшей полнотой оценить свои возможности. Последовательно  и принципиально отстаивать интересы своих избирателей, успешно выполнять свой долг перед народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Действующая Конституция Украины закрепила  качественно новую организацию  государственной власти в стране. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной  власти, которая существовала в Украине  до приобретения независимости, она  восприняла общепризнанный принцип  организации власти – принцип  разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Ораны государственной  власти Украины стали равноправными  и независимыми один от другого.

  Верховная Рада, по Конституции, окончательно утратила прежний статус высшего органа государственной  власти и впервые приобрела основные черты парламента Украины – единого, общенационального, представительного, коллегиального, выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательной  власти Украины.

  Приоритетной  чертой украинского парламента как  органа законодательной власти является его единство, исключительность, универсальность  в системе органов государственной  власти, которая обусловлена прежде всего унитарным характером нашего государства, его внутренней структурой.

  Ныне  в Украине не существует других органов  законодательной власти – общенациональных или местных – кроме Верховной  Рады.[24,732]   

  Сейчас  политическая жизнь течет очень  стремительно. Немало споров о путях  развития Верховной Рады, имеющих  прямое отношение к депутатскому статусу. Стихийные изменения в  основах общественной жизни, которые  произошли за последние годы, объективно требуют направления их в русло  социально-экономических и политико-правовых преобразований. Следует признать, что народный депутат прямой избранник  народа, завоевавший право представлять его интересы. Ныне народный депутат  стал политиком.

  Результатом успешной парламентской деятельности, ее конечной целью, являются устойчивость общества, прочность государственной  власти и нахождение того политического  курса, который в наибольшей степени  отвечает общественным интересам. Перерождение парламентской деятельности, т.е. умаление общегосударственного дела в пользу партикуляризма, сепаратистских тенденций, неминуемо, если депутаты выше государственных интересов ставят партийные, национальные, региональные и другие интересы.

  Нашему  обществу пора уже осознать то, что  давно известно культурному миру: парламент, как таковой, существует не для того, чтобы депутаты пробивали  там специфические интересы своих  избирателей, групп и партий, к  которым они принадлежат, или  которым симпатизируют. Согласно истинному  своему назначению парламент – это  представительный орган для согласования социальных интересов, приведения их к  общему знаменателю – интересам  государства и, значит, при демократической  форме правления – интересам  всего народа.

  Как известно, любой закон живет только тогда, когда он выполняется всеми  и повсеместно. Поэтому смысл  закона, содержание каждой его нормы  должны хорошо знать все, кто призван  проводить соответствующие нормы  в жизнь. У Закона “О статусе народного  депутата Украины” есть в этом отношении  своя существенная особенность. Она  состоит в том, что главное  “действующее лицо”, в работе которого находит свое воплощение закон, –  депутат. 

  Одновременно  с этим неразрывно осталась проблема гармонизации института депутатского иммунитета с требованиями Конституции, а также приведение Закона Украины  “О статусе народного депутата Украины” в соответствие с Основным Законом  в части, которая касается объема парламентского иммунитета, процедуры  его лишения тех депутатов, в  отношении которых Верховная  Рада приняла соответствующее решение.

  В отношении депутатской неприкосновенности, как было отмечено ранее, многие правоведы  сходятся на том, что депутатская  неприкосновенность должна быть не абсолютной (как это есть сегодня в Украине), а иметь исключительно ограниченный характер. Кроме того, преследование  за просчеты в депутатской работе должны иметь конкретные основания. И это необходимо зафиксировать на законодательном уровне. Следует также признать тот факт, что в условиях демократии, нельзя вести разговор о снятии неприкосновенности как таковой. Целесообразнее говорить именно об ограничении иммунитета и четком закреплении этого ограничения в украинском законодательстве.

  Анализ  действующего законодательства в области  гарантий деятельности народного депутата позволяет сделать вывод о  том, что существующая система гарантий предоставляет депутатам возможность  беспрепятственно и эффективно участвовать  в осуществлении  Верховной Радой государственной власти, выражать волю и интересы народа. Дальнейшее совершенствование гарантий депутатской деятельности должно идти не столько за счет изменения и дополнения действующего законодательства, которое достаточно широко и разносторонне регулирует процесс обеспечения депутатских полномочий, сколько путем четкого функционирования государственных органов, общественных организаций, а также улучшения деятельности должностных лиц и граждан, ответственных за создание благоприятных условий для осуществления депутатских полномочий; утверждение принципа неотвратимости дисциплинарной и другой ответственности должностных лиц за нарушение прав и обязанностей депутатов; выяснение причин трудностей в деятельности депутатов.

  Таким образом, четкая организация функционирования Верховной Рады Украины как единого  законодательного органа Украины является необходимой предпосылкой успешного  проведения реформ, а законодательная  деятельности в ряду других функций  государства становится приоритетной[25,112]. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баймуратов О.М., Правовий статус народного депутата України // Вісник Одеського Інституту внутрішніх справ, 2006, №4, - 3с.

2. .  Конституция Украины. - Х.: ООО “Одиссей”, в ред. 2004. – 16с.

3. Манчуленко Г., Філіпчук В. Народний депутат: конституційно-правовій статус // Віче. – 2002, №1. с.5

4. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1987. – 454с.

5. Андреева И. Еще раз о льготах, привилегиях и депутатской этике. // Народный депутат. - 2003. - № 10. – 4с.

6. Конституційне право України / За ред. Ю.Н. Тодики и В.С. Журавського.- К.: Видавничий дім «Ін Юре», 2002.-544с.

7. Авакьян С.А., Депутат: статус и деятельность. – М., 1999. – 29с.

8. Конституционное право: Учеб./ Отв. Ред. А.Е.Козлов. – 400с.

9. Коментар до Конституции України — К.: Інститут законодавства Верховної Ради України, 2008, – 18с.

10. Касынюк. Л.А. Основы конституционного права Украины. Учебное пособие: X:- Одиссей, 2003 – 256с.

11. Мелащенко В. Ф. Основи конституційного права України. – К.: “Вентурі”, 1999. – 238с.

12. Слива А.Я. Депутатский запрос (Пособие для слушателей университетов). – М.: “Знание”, 2002. – 68 с.

13. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф.. Ю.И. Лейбо и д.ю.н. Л.М. Энтина – 2-е узд., перераб. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.

14. Савченко В.Д. Конституционное право Украины. Учебное пособие.– Второе дополненное издание, - К.: Аттика, 2002. – 480с.

15. Коментар до Контитуції України. – К.: Інститут законодавтсва Верховної Ради Укариїни, 1998. – 219с.

16. Баймуратов О.М., Правовий статус народного депутата України // Вісник Одеського Інституту внутрішніх справ, 2006, №4, с.5

17. О.Ф. Фрицький. Конституційне право України: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп –К.: Юрінком Інтер, 2006. – 516 с.

18. Полешко Депутатська недоторканність: український і європейський досвід // Право України – 1999, № 4 – 15с.

19. Курс конституционного права Украины. Том 1. Общая часть: Основы теории конституционного права. Учебник (Под ред. М.А. Баймуратова и А.В. Ботанова). – Х.: Одиссей, 2008. – 672 с. – Серия: «Энциклопедия современного конституционализма»).

20. Чепель О.Д.. Особенность основных гарантий депутатской деятельности в Украине и зарубежных странах. Государство и право. Сборник научных трудов, 2005- №28, 704с.

21. Регламент Верховной Ради Украини // Ведомости Верховной Ради Украины - 2009.-№ 4, 334с.

22. Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» от 21.11.1992г // Ведомости Верховной Рады Украины, с именениями и дополнениями         16.04. 2009г. – 169с.

23. Конституційне право України / За ред. Ю.Н. Тодики и В.С. Журавського.- К.: Видавничий дім «Ін Юре», 2002.-544с.

24. Конституційне право України / За ред. В. Ф. Погорілка. – К.: Наукова думка. – 2000. – 732 с.

25. Мелащенко В.Ф. Основи конституційного права України. – К., 2002. – 112с.

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины