Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа
В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49
- принимать
участие с правом
- получить
информацию по вопросам, связанным
с осуществлением им
- встречаться
с избирателями, коллективами предприятий,
учреждений и организаций,
При предъявлении удостоверения народный депутат Украины пользуется правом беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также правом беспрепятственного доступа на все предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории Украины, независимо от их подчинения, форм собственности, режима секретности.
Народный депутат как
Рядом с правами Закон «О статусе народных депутатов Украины» предусматривает ряд обязанностей парламентариев в избирательном округе:
- поддерживать связь с избирателями, регулярно информировать их о работе Верховной Рады Украины и их органов о реализации своих предвыборных программ;
- изучать народное мнение, потребности и запросы населения в случаи потребности информировать о них Верховную Раду Украины;
- совершать регулярный прием избирателей.
Народный депутат рассматривает полученные им заявления, предложения и жалобы граждан, применяет необходимые меры для их законного и обоснованного решения. По результатам рассмотрения жалоб народные депутаты могут подать депутатское обращение. В случаи надобности народный депутат может привлечь к рассмотрению заявлений, жалоб и к приему граждан должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждениях, которые находятся на территории избирательного округа.
3.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Политико-правовое
положение депутатов в
Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия,
способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем
представительном органе государственной власти.
Статья 80 Конституции Украины содержит положения, которые выступают ядром правового статуса народного депутата Украины. Во-первых, народным депутатам гарантируется депутатская неприкосновенность; во-вторых, они не несут ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте или его органах; в-третьих, народные депутаты Украины не могут без согласия Верховной Рады Украины быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.
Однако более подробно и детально правовой статус народного депутата Украины урегулирован профильным законодательным актом. Закон Украины «О правовом статусе народного депутата Украины» является не только профильным законом, но и еще и органическим законом, поскольку он регулирует отношения, которые предусматриваются и регулируются Конституцией Украины.
Профильность и органичность этого закона вытекает из того, что практически все конституционные положения относительно правового статуса народных депутатов Украины находят в нем свое конкретное и докладное разъяснение[16,5].
Раздел IV данного закона именуется «Основные гарантии депутатской
деятельности» (ст.26-ст.35). Эти статьи Закона содержат различные средства,
облеченные в правовую форму, для того, чтобы народные депутаты могли реально, без какого-либо воздействия извне, осуществлять полномочия, закрепленные за ними Конституцией Украины и законами Украины.
Гарантии деятельности депутатов достаточно разнообразны, чтобы эффективно обеспечивать выполнение народными представителями своих функций. Для того чтобы полнее разобраться в понятии гарантий, изучить их структурные особенности, необходимо разделить их на определенные группы, классифицировать.
Итак, правовые гарантии деятельности депутатов можно подразделить на четыре группы.
Первую из них составляют организационно-правовые гарантии, относящиеся к подготовке осуществления депутатских полномочий (освобождение от производственных или служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий, информационное, в том числе юридическое, обеспечение деятельности, безотлагательный прием должностными лицами).
Во вторую группу входят процессуальные гарантии, основная цель которых заключается в обеспечении беспрепятственного порядка реализации депутатских полномочий.
К третьей группе относятся материально-правовые гарантии, предназначенные для финансового обеспечения поведения депутата по участию в управлении государством (возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, а также бесплатный проезд железнодорожным, воздушным и морским транспортом по территории Украины, внеочередное поселение в гостинице, предоставление служебного жилого помещения).
Четвертую группу образует депутатский иммунитет, целью которого является охрана прав народных представителей от каких либо посягательств, обеспечение беспрепятственной реализации депутатами своих полномочий (депутатская неприкосновенность и охрана трудовых прав депутатов).
- Организационно - правовые гарантии.
Освобождение от производственных или служебных обязанностей.
Для освобождения депутата от служебных или производственных обязанностей необходимо наступление того события, с которым законодательство связывает такое освобождение. Информацию о нем администрация предприятия, учреждения, организации может получить из сообщений в прессе, а также рассылаемых депутатом официальных извещений. Главный принцип, который предусматривается указанным положением – это осуществление депутатом своих обязанностей на постоянной основе.
Помощники-консультанты народного депутата Украины.
Народный депутат может иметь до тридцати одного помощника-консультанта, правовой статус и условия деятельности которых, определяется ЗУ « О статусе народного депутата Украины» и др. законами и принятым в соответствии с ними Положением о помощнике-консультанте народного депутата, которое утверждается Верховной Радой Украины (ст. 34 закона).
Помощником-консультантом народного депутата может быть лишь гражданин Украины, имеющий среднее специальное либо высшее образование и свободно владеющий государственным языком. Они работают по срочному трудовому договору на постоянной основе либо по совместительству или на общественных началах. Помощники-консультанты народного депутата состоят в штате государственных предприятий, учреждений, организаций или по заявлению народного депутата прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к исполнительным комитетам соответствующего органа местного самоуправления, а в городах Киеве и Севастополе к секретариатам городских советов. На четырех помощников-консультантов народного депутата распространяется действие Закона Украины "О государственной службе", им присваивается не выше чем седьмой ранг государственного служащего четвертой категории, они прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к Аппарату Верховной Рады Украины или к исполнительным аппаратам органов местного самоуправления.
Информационное и юридическое обеспечение деятельности депутата.
В
Законе Украины “О статусе народного
депутата Украины” более широко, чем
в прежних законодательных
Информационная помощь, включая и юридическую, обеспечивает эффективность реализации полномочий народных депутатов.
Анализ
действующего законодательства, Регламента
работы Верховной Рады и других нормативных
актов позволяет выделить следующие
формы информационного
-
методическая помощь для
-
помощь по правовым вопросам,
возникающим в депутатской
-
помощь в изучении опыта
-
информирование о времени
-
обеспечение официальными
- ответ на запрос депутата;
-
сообщение о результатах
- обеспечение преимущественного права выступления в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению и другие.
Важной разновидностью информирования депутатов является помощь по правовым вопросам (правовое информирование).
При определении роли правового информирования в системе гарантий депутатских полномочий необходимо учитывать и то, что от уровня юридической подготовки депутатов в значительной степени зависит полнота использования Верховной Рады предоставленных ей полномочий[17,516].
Использование средств массовой информации, как одна из форм информирования.
Сюда входит рассылка текстов нормативных актов; издание популярной юридической литературы, справочников по законодательству; открытие специальных рубрик в периодической печати; организация тематических передач по радио и телевидению (ст. 20 закона о статусе). В помощь депутатам издается справочная и популярная юридическая литература, специальная методические пособия, бюллетени, информационные обзоры.
Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины