Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

- принимать  участие с правом совещательного  голоса в работе сессий сельских, поселковых, городских, районных  в городах (в городах с районным  делением), районных и областных  советов и заседаниях их органов.

- получить  информацию по вопросам, связанным  с осуществлением им депутатских  полномочий, от органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, их должностных  лиц, обязанных предоставить ему  такую информацию в порядке  и сроки, определенные Законом.

- встречаться  с избирателями, коллективами предприятий,  учреждений и организаций, объединениями  граждан, в чем ему должны  безотлагательно содействовать  их руководители.

     При предъявлении удостоверения народный депутат Украины пользуется правом беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также правом беспрепятственного доступа на все предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории Украины, независимо от их подчинения, форм собственности, режима секретности.

      Народный депутат как представитель  государственной власти в случае  нарушения прав, свобод и интересов  человека и гражданина, охраняемых  законом, и других нарушений  законности имеет право на  месте требовать немедленного  прекращения нарушения или обращаться  с требованием к соответствующим  органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям  предприятий, учреждений и  организаций прекратить такие нарушения. В случае нарушения законности народный депутат может обратиться с депутатским обращением к соответствующим должностным лицам правоохранительных органов или органов исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в соответствующей области. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, а также работники правоохранительных органов, к которым обращено требование народного депутата о прекращении нарушения законности, обязаны немедленно принять меры по устранению нарушения, а при необходимости - привлечь виновных к ответственности с последующим информированием об этом народного депутата. В случае непринятия мер по устранению нарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в установленном законом порядке.

     Рядом  с правами Закон «О статусе народных депутатов Украины» предусматривает ряд обязанностей парламентариев в избирательном округе:

- поддерживать  связь с избирателями, регулярно информировать их о работе Верховной Рады Украины и их органов о реализации своих предвыборных программ;

- изучать  народное мнение, потребности и  запросы населения в случаи  потребности информировать о  них Верховную Раду Украины;

- совершать регулярный прием избирателей.

     Народный депутат рассматривает полученные им заявления, предложения и жалобы граждан, применяет необходимые меры для их законного и обоснованного решения. По результатам рассмотрения жалоб народные депутаты могут подать депутатское обращение. В случаи надобности народный депутат может привлечь к рассмотрению заявлений, жалоб и к приему граждан должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждениях, которые находятся на территории избирательного округа.

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  Политико-правовое положение депутатов в украинском обществе характеризуется гарантированностью, наличием широких реальных возможностей их участия в управлении государством. Гарантированность депутатской  деятельности достигается многими  условиями, в том числе и такими нормативно-обязательными установлениями, как закрепление в законодательстве статуса народного депутата.

     Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия,

способствующие  наиболее эффективной работе депутата в соответствующем

представительном  органе государственной власти.

     Статья 80 Конституции Украины содержит положения, которые выступают ядром правового статуса народного депутата Украины. Во-первых, народным депутатам гарантируется депутатская неприкосновенность; во-вторых, они не несут ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте или его органах; в-третьих, народные депутаты Украины не могут без согласия Верховной Рады Украины быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

     Однако более подробно и детально правовой статус народного депутата Украины урегулирован профильным законодательным актом. Закон Украины «О правовом статусе народного депутата Украины» является не только профильным законом, но и еще и органическим законом, поскольку он регулирует отношения, которые предусматриваются и регулируются Конституцией Украины.

     Профильность и органичность этого закона вытекает из того, что практически все конституционные положения относительно правового статуса народных депутатов Украины находят в нем свое конкретное и докладное разъяснение[16,5].

      Раздел IV данного закона именуется «Основные гарантии депутатской

деятельности» (ст.26-ст.35). Эти статьи Закона содержат различные средства,

облеченные  в правовую форму, для того, чтобы  народные депутаты могли реально, без какого-либо воздействия извне, осуществлять полномочия, закрепленные за ними Конституцией Украины и законами Украины.

  Гарантии  деятельности депутатов достаточно разнообразны, чтобы эффективно обеспечивать выполнение народными представителями  своих функций. Для того чтобы  полнее разобраться в понятии  гарантий, изучить их структурные  особенности, необходимо разделить  их на определенные группы, классифицировать.

  Итак, правовые гарантии деятельности депутатов  можно подразделить на четыре группы.

  Первую из них составляют организационно-правовые гарантии, относящиеся к подготовке осуществления депутатских полномочий (освобождение от производственных или служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий, информационное, в том числе юридическое, обеспечение деятельности, безотлагательный прием должностными лицами).

  Во  вторую группу входят процессуальные гарантии, основная цель которых заключается в обеспечении беспрепятственного порядка реализации депутатских полномочий.

  К третьей группе относятся материально-правовые гарантии, предназначенные для финансового обеспечения поведения депутата по участию в управлении государством (возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, а также бесплатный проезд железнодорожным, воздушным и морским транспортом по территории Украины, внеочередное поселение в гостинице, предоставление служебного жилого помещения).

  Четвертую группу образует депутатский иммунитет, целью которого является охрана прав народных представителей от каких либо посягательств, обеспечение беспрепятственной реализации депутатами своих полномочий (депутатская неприкосновенность и охрана трудовых прав депутатов).

  - Организационно - правовые  гарантии.

  Освобождение  от производственных или служебных  обязанностей.

  Для  освобождения депутата от служебных или производственных обязанностей необходимо наступление того события, с которым законодательство связывает такое освобождение. Информацию о нем администрация предприятия, учреждения, организации может получить из сообщений в прессе, а также рассылаемых депутатом официальных извещений. Главный принцип, который предусматривается указанным положением – это осуществление депутатом своих обязанностей на постоянной основе.

     Помощники-консультанты народного депутата Украины.

  Народный депутат может иметь до тридцати одного помощника-консультанта, правовой статус и условия деятельности которых, определяется ЗУ « О статусе народного депутата Украины»  и др. законами и принятым в соответствии с ними Положением о помощнике-консультанте народного депутата, которое утверждается Верховной Радой Украины (ст. 34 закона).

     Помощником-консультантом народного депутата может быть лишь гражданин Украины, имеющий среднее специальное либо высшее образование и свободно владеющий государственным языком. Они работают по срочному трудовому договору на постоянной основе либо по совместительству или на общественных началах. Помощники-консультанты народного депутата состоят в штате государственных предприятий, учреждений, организаций или по заявлению народного депутата прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к исполнительным комитетам соответствующего органа местного самоуправления, а в городах Киеве и Севастополе к секретариатам городских советов. На четырех помощников-консультантов народного депутата распространяется действие Закона Украины "О государственной службе", им  присваивается не выше чем седьмой ранг государственного служащего четвертой категории, они прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к Аппарату Верховной Рады Украины или к исполнительным аппаратам органов местного самоуправления. 

  Информационное  и юридическое  обеспечение деятельности депутата.

  В Законе Украины “О статусе народного  депутата Украины” более широко, чем  в прежних законодательных актах, закреплены гарантии полномочий депутатов  в такой области, как информационное и юридическое обеспечение. Народные представители получают справочные, информационные материалы от соответствующих обязанных органов (cт. 19 закона).

  Информационная  помощь, включая и юридическую, обеспечивает эффективность реализации полномочий народных депутатов.

  Анализ  действующего законодательства, Регламента работы Верховной Рады и других нормативных  актов позволяет выделить следующие  формы информационного обеспечения  депутатской деятельности:

  - методическая помощь для проведения  отчетных собраний и встреч  с избирателями;

  - помощь по правовым вопросам, возникающим в депутатской деятельности, в изучении законодательства;

  - помощь в изучении опыта работы  Верховной Рады;

  - информирование о времени созыва, о вопросах, вносимых на ее  рассмотрение, предоставление необходимых  материалов (законопроекты, проекты  решений, материалы по вопросам, включенным в повестку дня  сессии);

  - обеспечение официальными изданиями  и информационными материалами   Верховной Рады – законами, решениями, бюллетенями заседаний и отчетами, протоколами сессий;

  - ответ на запрос депутата;

  - сообщение о результатах рассмотрения  предложений и замечаний депутатов,  внесенных на сессиях Верховной  Рады;

  - обеспечение преимущественного  права выступления в печатных  средствах массовой информации, по радио и телевидению и  другие.

  Важной  разновидностью информирования депутатов  является помощь по правовым вопросам (правовое информирование).

  При определении роли правового информирования в системе гарантий депутатских  полномочий необходимо учитывать и  то, что от уровня юридической подготовки депутатов в значительной степени  зависит полнота использования  Верховной Рады предоставленных  ей полномочий[17,516].

  Использование средств массовой информации, как  одна из форм информирования.

  Сюда  входит рассылка текстов нормативных  актов; издание популярной юридической  литературы, справочников по законодательству; открытие специальных рубрик в периодической  печати; организация тематических передач по радио и телевидению (ст. 20 закона о статусе). В помощь депутатам издается справочная и популярная юридическая литература, специальная методические пособия, бюллетени, информационные обзоры.

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины