Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

  Депутат наделен правом на безотлагательный прием должностными лицами по вопросам депутатской деятельности, что гарантирует  ему возможность быстро и оперативно разрешить с руководителями, должностными лицами возникший вопрос. В свою очередь, это право предполагает обязанность руководителя принять  депутата в удобное и согласованное  с ним время.

  4. Принцип ответственности за неисполнение  законных требований депутата. Если  отсутствуют признаки уголовного  деяния, установленные действующим  законодательством, к административной  ответственности привлекаются должностные  лица государственных органов  и органов объединений граждан,  предприятий, учреждений и организаций  независимо от форм собственности  и подчиненности за невыполнение  законных требований народного  депутата или создание препятствий  в его работе. К ответственности  также привлекаются за несоблюдение  без уважительных причин установленных  законом о статусе депутата  сроков предоставления информации  или предоставление депутату  заведомо неправдивой информации[6,544].

  5. Принцип свободного мандата. В  нашем государстве по своей  природе и социальному назначению  депутатский мандат является  императивным, т.е. обязательным. Однако  на практике такие его элементы  как право отзыва депутата  избирателями и  обязательность наказов избирателей не проявляются. 

  Императивность  мандата не превращает депутатов  в зависимых политиков в руках  своих избирателей. Лишь объективные  и обоснованные требования граждан  становятся частью программы его  работы.

  Депутат не может отмахнуться от забот  территории соответствующего избирательного округа под предлогом, что он думает о стране в целом, обо всем народе. В этом плане мандат депутата является императивным, в отличие от свободного мандата депутатов представительных органов зарубежных стран. Смысл  последнего в том, что депутат, избранный  в парламент, считается представителем всей нации, не связан поручениями своих  избирателей, нуждами территории, на которой находится его избирательный округ. Он обязан думать об общегосударственном интересе[7,29].

  6. Принцип независимости депутата  и подчинения его Конституции  и законам Украины. 

  Это означает, что депутат независим  от влияния различных органов  государственной власти и управления, отдельных лиц. Однако при принятии определенных решений  депутату следует прислушиваться к мнению органов и организаций, особенно если принимаемое решение затрагивает интересы этих органов и отдельных лиц.

  7. Принцип гарантированности статуса  народного представителя. Конституционно-правовой  статус украинского парламентария  закреплен, прежде всего, в  Основном Законе страны. Конституцией  установлены  наиболее важные положения, касающиеся статуса народного депутата Украины.

  Законом Украины “О статусе народного  депутата Украины” предусмотрен широкий  круг гарантий депутатской деятельности, который обеспечивает эффективность  и непредвзятость осуществления  депутатом своих полномочий.

  Перечисленные принципы составляют основу деятельности народного депутата Украины.

  Важнейшим элементом правового статуса  народного депутата Украины выступает  его конституционная регламентация. Конституционные положения определяющие статус депутата имеют первостепенное значение для повышения роли и  авторитета народных избранников, их активности в осуществлении государственной  власти.  

  В соответствии с Конституцией Украины, конституционный состав Верховной  Рады Украины составляет четыреста  пятьдесят народных депутатов Украины, которые выбираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Таким образом, в парламент демократическим путем могут попасть представители всех слоев населения. Кроме того, важнейшей особенностью парламента является то, что кроме него ни один государственный орган или гражданская организация не может выступать от имени всего народа, поэтому парламент справедливо называют “нацией в миниатюре”[8,400]. И это вполне справедливо, ведь каждый народный депутат Украины представляет в Верховной Раде не себя лично, свою семью или друзей, – он избранный большинством голосов того или иного регионального или общенационального избирательного округа, и, следовательно, говорит от имени нации и своих избирателей, которые доверили ему право выражать их интересы и внедрять их в форме законодательных актов и постановлений.

  Прежде  всего, необходимо остановиться на вопросе  возникновения полномочий и, собственно, самого статуса  народного представителя. Процедурой, вследствие которой появляются эти полномочия, создающие фундамент для конституционно-правового статуса, являются выборы народных депутатов Украины.

  Выборы  – одна из форм народного волеизъявления, прямого народовластия, непосредственной демократии. Выборы являются способом формирования народом органов государственной  власти и местного самоуправления. Гарантируя права граждан на участие  в управлении делами государства, Конституция  Украины предусматривает проведение всеобщих, равных и прямых выборов  путем тайного голосования в  высший представительный законодательный  орган государственной власти –  Верховную Раду Украины. В ст. 76 раздела IV Конституции Украины также определяется, что народным депутатом Украины  может быть только полностью дееспособный гражданин Украины, владеющий активным избирательным правом. Для депутатов  устанавливается ценз непосредственного  проживания на территории Украины не менее пяти лет на момент избрания. Этим предусматривается наличие  более глубокого понимания и  осознания депутатом экономических, политических, социальных проблем государственного и общественного развития Украины  и соответственно этому более  компетентного выполнения своих  обязанностей. Эта же статья Конституции предусматривает и возрастной ценз для депутатов – не менее 21 года, вызванный необходимостью приобретения определенного жизненного опыта, который нужен при решении сложных государственных вопросов во время работы в высшем представительном органе государтсва.

  Статьей 78 Основного Закона нашего государства  предусматривается требование осуществления  депутатом своих полномочий на постоянной основе и означает, что для избранного народом депутата работа в парламенте является основной и постоянной на весь период его полномочий. Депутат  обязан в течении месяца после  признания Верховной Радой его  полномочий оставить предыдущее место  работы и передать трудовую книжку с записью об этом в Секретариат  Верховной Рады (ст. 4.1.2. п.2 Регламента Украины). Это правило должно обеспечить эффективность работы парламента, способствовать повышению профессионализма при  осуществлении депутатом функций  народного представителя.

  Юридическим фактом, с которым Конституция  связывает момент возникновения  полномочий народного депутата Украины, является принесение им присяги перед  Верховной Радой Украины.

  По  своему содержанию присяга народного  депутата означает добровольное принятие им обязанности быть верным Украине, всеми своими делами защищать ее суверенитет  и независимость, заботиться о благе  Родины и достатке граждан Украины, придерживаться Конституции и законов  Украины, руководствуясь интересами всех соотечественников. Таким образом, принесение присяги народным депутатом  является не только правовой формой легализации  его статуса, но и морально-политическим актом, который выявляет субъективное отношение народного депутата к  осуществлению им соответствующих  депутатских полномочий.

  Одним из необходимых правовых условий  для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатами своих  полномочий является депутатская неприкосновенность, которая отмечена в ст. 80 Конституции Украины.

  Содержание  института депутатской неприкосновенности состоит в том, что гражданин, который имеет статус народного  депутата Украины, пользуется особым иммунитетом  в отношении его юридической  ответственности, в частности привлечения  к уголовной ответственности.  Народный депутат не несет ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Депутату, таким образом, гарантируется право отстаивать свою позицию во время рассмотрения тех или иных вопросов в Верховной Раде или ее органах. Однако этим не исключается ответственность народного депутата за его отказ принимать участие в голосовании при принятии решений Верховной Радой и его влияние на результат голосования.

  Наряду  с гарантиями личной неприкосновенности человека, установленными Конституцией, народные депутаты пользуются дополнительной конституционной гарантией, обусловленной  характером их статуса как полномочного представителя народа.

  В соответствии с Законом Украины  “О статусе народного депутата Украины” вопрос о даче согласия Верховной  Радой на привлечение народного  депутата к уголовной ответственности, задержание или арест рассматривается  Верховной Радой только по представлению  Генерального прокурора Украины. Представление, предварительно рассмотренное в  соответствующих комитетах Рады, с их выводами о его законности и обоснованности рассматривается  на пленарном заседании Верховной  Рады.

  Таким образом, указанное согласие Рады Украины  может быть получено только во время  ее сессии. Решение принимается Верховной  Радой поименным голосованием, большинством от ее конституционного состава и  является окончательным. При этом в  решении должно быть указано, на какие  именно действия Генерального прокурора дается согласие Рады: на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, на задержание или арест.

  В соответствии с положениями Конституции  Украины и действующего законодательства полномочия народного депутата начинаются с момента принесения народным депутатом  присяги, а прекращаются, по общему правилу, одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины, в состав которой принят народный депутат, или в индивидуальном порядке  при досрочном прекращении их полномочий.

  Полномочия  Верховной Рады прекращаются в случае окончания срока ее полномочий, т.е. через пять лет, или досрочно по решению Президента Украины, если в соответствии с ч. 2 ст. 90 и п. 8 ст. 106 Конституции на протяжении тридцати дней одной очередной сессии не могут начаться пленарные заседания, в течении одного месяца в Верховной Раде не сформирована коалиция депутатских фракций или в течении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины[9,18].

  Прекращение полномочий Верховной Рады в связи  с окончанием срока ее полномочий в Конституции связывается с  четко определенным моментом – днем открытия первого пленарного заседания  Рады нового созыва (ст. 90 Конституции). Это означает, что полномочия народных депутатов в действующем составе  парламента прекращаются не раньше как  в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. Кроме этого общего правила, частью 2 ст. 81 Конституции предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий народного депутата в индивидуальном порядке, а следующими частями указанной статьи устанавливается общий порядок досрочного прекращения полномочий депутата.

  В соответствии со ст. 86 Основного Закона, каждый народный депутат пользуется правом на запрос, т.е. правом требовать  от органов Верховной Рады Украины, Кабинета Министров, других органов  государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций ответов по вопросам компетенции этих органов и их должностных лиц, если его предыдущие депутатские обращения к ним не были удовлетворены.

  Право законодательной инициативы народного  депутата регламентируется ст. 93 Конституции  Украины, согласно которой парламентарий, являясь субъектом права законодательной  инициативы, имеет право представить  в Верховную Раду на обязательное рассмотрение ею законодательного предложения, законопроекта или поправки к  нему.

  Закрепление основных положений конституционно-правового  статуса народного представителя  в Основном Законе Украины – это  одна из важнейших гарантий эффективного выполнения своих полномочий народным депутатом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОЛНОМОЧИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ 

  Народный  депутат Украины является членом Верховной Рады Украины и поэтому  содержание его полномочий происходит от полномочий Рады. Парламентарии  должны иметь такие и столько  прав и обязанностей, чтобы Верховная  Рада могла быть органом законодательной  власти и выполнять другие свои полномочия.

  Полномочия  народного депутата Украины состоят  из прав и обязанностей, которые  закреплены в Законе Украины «О статусе  народного депутата Украины».

  Полномочия  парламентария конкретизируются в  Регламенте Верховной Рады Украины, Законе “О постоянных комитетах Верховной  Рады Украины”, в Положении о  помощнике-консультанте народного  депутата Украины, Положении о консультантах  депутатской группы (фракции) Верховной  Рады Украины и т.п.

  Полномочия  народного депутата можно разделить  на общие и специальные. Специальные  – это  такие, которые связаны с выполнением обязанностей в органах парламента (комитетах, комиссиях). Такое деление полномочий вызвано тем, что народные депутаты избираются из граждан Украины различных профессий, в связи с чем, парламентарии распределяются по соответствующим комитетам и комиссиям Верховной Рады, а Верховная Рада законодательными актами регламентирует жизнь государства и общества. Каждая комиссия или комитет (подкомитет) осуществляют свои функции в соответствии с положением. Деятельность же в избирательном округе и на сессиях парламента регламентирована Законом “О статусе народного депутата Украины”, Конституцией Украины, Регламентом и требует от депутатов выполнение одинаковых полномочий[10,256].

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины