Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

  б) изготовление нагрудных знаков депутата;

  в) выделение в целях изготовления, оформления и рассылки депутатских  удостоверений соответствующих  фондов и финансовых средств.

  Ст. 20 Закона Украины “О статусе народного  депутата Украины” предусматривает, что  народному депутату после окончания  срока его полномочий, а также  в случае досрочного их прекращения  по личному заявлению предоставляется  предыдущая работа (должность). Также  Верховная Рада обеспечивает бывшего  народного депутата на период его  трудоустройства заработной платой в том размере, в котором получают работающие народные депутаты Украины, однако не более одного года, а в  случае обучения или переквалификации – не более двух лет.

  Такой порядок сохранения депутатам места  работы обеспечивает беспрепятственную  и эффективную реализацию полномочий, является важной материальной гарантией  депутатских прав и обязанностей.

  Возмещение  расходов, связанных с выполнением  депутатских полномочий.

  Ст. 32 Закона “О статусе народного депутата Украины” устанавливает, что народным депутатам возмещаются затраты, связанные с выполнением депутатских  полномочий, которые не подлежат налогообложению.

  Бесплатный  проезд на транспорте.

  Согласно  действующему законодательству, народный депутат Украины пользуется правом бесплатного проезда Депутаты Верховной  Рады осуществляют проезд по депутатскому удостоверению – документу, удостоверяющему  личность депутата – представителя  государственной власти, в нижней части лицевой стороны которого на желтом фоне защитной сетки содержится текст следующего содержания: “Фамилия. Имя. Отчество. на территории Украины пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси). Это право распространяется также на лицо, которое сопровождает депутата – инвалида первой группы.

  На  обратной стороне вкладыша черным цветом на белом фоне излагается следующий  текст:

  народному депутату Украины при предъявлении им удостоверения депутата билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней, агентства  гражданской авиации или аэропорты  обязаны вне очереди предоставить место в спальном или мягком вагоне поезда, в каюте первого или  второго класса пассажирского судна, на речных судах всех категорий, в  салоне самолета (билеты на самолет  выдаются депутату не позднее как  за час до вылета).

  Народный  депутат Украины имеет право  не бесплатных провоз ручного багажа в соответствии с нормами, которые  действуют на каждом виде транспорта (п.5 ст.23 Закона “О статусе народного  депутата Украины”).

  Расходы транспортных организаций, связанные  с бесплатным проездом депутатов  на транспорте, учитываются при составлении  балансов доходов и расходов соответствующих  министерств, и компенсируются за счет государственного бюджета (п.2 ст. 23 закона о статусе).

  Поскольку поездки депутатов обычно носят  деловой характер, законодательство (ст.22 Закона) закрепило за ними право  на внеочередное поселение в гостинице; это право распространяется и  на лицо, которое сопровождает депутата. 
 

  - Депутатский иммунитет.

  Важнейшей гарантией беспрепятственного участия  депутатов в управлении государством является институт депутатского иммунитета.

  Депутатский иммунитет – гарантия, а не право  депутатов, исторически тесно связанная  с введением парламентаризма  и получившая в современных условиях новое качество. Он состоит из депутатской  неприкосновенности и охраны трудовых прав депутатов.

  Особое  значение депутатская неприкосновенность в системе гарантий депутатской  деятельности подчеркнуто тем, что  она получила прямое конституционное  закрепление (ст. 80 Конституции Украины).

  Объем депутатской неприкосновенности складывается из следующих иммунитетных видов  ответственности: 1) уголовной ответственности, 2) ареста, 3) задержания. За пределами остаются такие виды ответственности, как гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, материальная. В Украине депутатский иммунитет, если внимательно проанализировать действующее законодательство, имеет абсолютный характер. По сути, является панацеей от всех существующих и несуществующих бед. А это не только позволяет избежать уголовной ответственности виновным, но и нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом. Как и в области уголовно-правовых отношений, так и в области трудовых отношений необходима дальнейшая регламентация депутатского иммунитета. Учитывая, что проблема депутатского иммунитета содержит элементы как государственно-правовых, так и уголовно-правовых, трудовых отношений, она должна быть предметом комплексного исследования представителями соответствующих отраслей правовой науки. [18,15]

  Депутатская неприкосновенность. 

  В соответствии со ст. 80 Конституции Украины  народным депутатам Украины гарантируется  депутатская неприкосновенность. Существование  института неприкосновенности целиком  согласуется с мировыми нормами  и стандартами и с мировой практикой. Такое понятие, как депутатская неприкосновенность, есть чуть ли не во всех странах мира. Правда, в каждой стране во время разрешения этой проблемы есть определенные юридические отличия, которые связаны с менталитетом, законодательными традициями, а также с правовой культурой[19,672].

  Депутатская неприкосновенность – это гарантия депутатской деятельности. Она направлена на то, чтобы предотвратить необоснованное наказание гражданина, являющегося  депутатом, в уголовном или административном порядке. Конечно, ни в коем случае нельзя неприкосновенность понимать как способ вообще увести депутата от уголовного или административного наказания.

  В соответствии со ст. 27 Закона Украины  “О статусе народного депутата Украины” понятие “депутатская неприкосновенность’’ включает в себя следующие элементы:

  - народный депутат не может  быть без согласия Верховной  Рады Украины привлечен к уголовной  ответственности, задержан или  арестован.

    - обыск, задержание народного депутата либо досмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата, а также нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применение иных мер, в соответствии с законом ограничивающих права и свободы народного депутата, допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности, если другими способами получить информацию невозможно.

  Однако, во всех случаях, например, по искам  о взыскании материального ущерба, алиментов, признании отцовства, разделе  имущества, о расторжении брака, т. е. когда человек, являющийся депутатом, выступает ответчиком по гражданскому делу, согласие Рады на привлечение к суду не требуется[20,704].

  Порядок получения согласия Верховной Рады на привлечение депутата к ответственности.

  Вопрос  о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности, задержание или арест налагаемых в судебном порядке, решается Верховной Радой на основании представления Генерального прокурора Украины (ст.9.6.1. Регламента Верховной Рады Украины).

  Представления о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата должны быть мотивированными, содержать конкретные факты и доказательства с приложением материалов, подтверждающих обвинение в совершении общественно опасного деяния определенного УК. В представлении о задержании или аресте должна быть четко обоснована необходимость задержания или ареста (ст. 9.6.1. ч.2 Регламента).

  Глава Верховной Рады Украины предлагает народному депутату подать в течении  пяти дней письменное объяснение комитету, к предмету ведения которого принадлежит  вопрос регламента, и поручает определенному  комитету дать вывод по заявлению  о предоставлении согласия на привлечение  к уголовной ответственности, задержания или ареста народного депутата (ст. 9.6.2. Регламента)[21,334].

  Верховная Рада рассматривает представление  Генерального прокурора не позднее, чем в месячный срок и может  запросить от него дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса. Верховная Рада Украины принимает  большинством – 2/3 голосов депутатов от общего состава народных депутатов Украины – мотивированное решение и в трехдневный срок уведомляет об этом Генерального прокурора Украины. При наличии к тому оснований Верховная Рада может пересмотреть свое решение. Депутат вправе участвовать в рассмотрении  вопроса его депутатской неприкосновенности. По результатам этого рассмотрения Рада принимает постановление.

  В завершении следует сказать, что  депутатская неприкосновенность в  демократических странах устанавливается  с главной и, пожалуй, единственной целью: помешать преследованию парламентария и оказанию на него давления. Поэтому, в условиях демократии, которая дает лишь первые слабенькие ростки, нельзя вести разговор о снятии неприкосновенности как таковой. Целесообразнее говорить именно об ограничении иммунитета и четком закреплении этого ограничения в украинском законодательстве.  

  Гарантии  трудовых прав депутата.

  Среди гарантируемых условий обеспечения  депутатской деятельности совершенно справедливо предусмотрена защита трудовых прав депутата (ст. 20 Закона “О статусе народного депутата Украины”).

  Обусловлено это, прежде всего, тем, что статус депутата несовместим с занятием любой другой деятельностью, за исключением преподавательской, научной работы и литературно-художественной деятельности в свободное от работы время. Не может депутат состоять и на государственной службе, входить в состав руководства, правления или совета юридического лица, имеющего целью получение прибыли.

  Поэтому по истечении срока полномочий, а  также в случае досрочного их прекращения  по личному заявлению депутата о  сложении им депутатских полномочий ему предоставляется прежняя  работа (должность), а при невозможности  этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации), он зачисляется в резерв кадров государственной службы или  соответствующего министерства, ведомства, в системе которого работал народных депутат на прежней работе, для  замещения должности, соответствующей  его профессиональному уровню, с  учетом ранга государственного служащего.

  На  период трудоустройства бывшему  народному депутату Верховная Рада обеспечивает заработную плату в  том размере, в каком получают ее работающие народные депутаты, но не более одного года, а в случае обучения или переквалификации –  не более двух лет.

  В случае невозможности трудоустройства  после указанного срока бывшему  народному депутату сохраняется 50 процентов  заработной платы, которую получают работающие народные депутаты, до достижения им пенсионного возрасти, при условии, что трудовой стаж его превышает 25 лет для мужчин и 20 лет – для женщин[22,169].

     Народный депутат, являющийся военнослужащим, аттестованным работником органов Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, органов и учреждений исполнения наказаний, других правоохранительных органов, на срок исполнения депутатских полномочий прикомандировывается к Верховной Раде Украины с оставлением на срок исполнения депутатских полномочий на службе в указанных органах и учреждениях. По истечении полномочий народного депутата он направляется в установленном порядке в распоряжение соответствующих органов и учреждений для дальнейшего прохождения службы на прежней или, с его согласия, на другой, не ниже прежней, должности.

     Народному депутату предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в межсессионный период продолжительностью 45 календарных дней с выплатой материальной помощи на оздоровление в размере двойной месячной заработной платы.

     Жена (муж) народного депутата действующего созыва, в случае ее (его) переезда на проживание в город Киев, по ее (его) желанию увольняется со своего места работы и возвращается на него в порядке перевода. Государственная служба занятости в первую очередь предлагает им равноценную работу (службу).    

     Жене (мужу) народного депутата, уволенной (уволенному) в связи с переездом народного депутата для исполнения депутатских полномочий в Верховной Раде Украины, в случае нетрудоустройства ее (его) по месту жительства мужа (жены) перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за женой (мужем) народного депутата сохраняется место работы (службы), стаж работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате, процентных надбавок и получение выплат за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), на выплату вознаграждения по результатам работы предприятий, учреждений и организаций за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда не менее полугода занимало должность или работало по профессии, предусматривающей такие льготы.

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины