Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ  ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.ДАЛЯ

                              ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

               КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 
 

      К защите допустить_________________

      “___”_________________ 2009 
 
 
 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

 

            Студента 2 курса, гр. ЮИ-182 юридического факультета

                                    Теплинской Ольги Юрьевны 

         по дисциплине "КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ" 

         ТЕМА: Конституционный статус народного депутата Украины

        РУКОВОДИТЕЛЬ: проф. Фомин Анатолий Иванович

                                           

                                         ЛУГАНСК 2009 

      СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

                                                                                                    

      1. Понятие  конституционного статуса парламентария……………………6 

      2. Полномочия и формы деятельности  народного депутата Украины…..16 

      3. Конституционно-правовые гарантии  депутатской деятельности……..26 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Выяснение роли парламента в демократическом обществе, статуса народного депутата Украины является не только политической, но и правовой проблемой. Эти вопросы принадлежат к основным, базовым ценностям любого цивилизованного государства. А для Украины они играют особую роль, потому что являются критерием демократических преобразований и рыночных реформ, которые имеют основной целью реализацию основных прав человека и гражданина. Действительно, от того, насколько украинская нация понимает роль парламента и парламентария, зависит какой путь она изберет для построения общества и своего государства[1,3].

     Наиболее  важным элементом правового статуса народного депутата Украины выступает его конституционная регламентация. В соответствии со ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины[2,16]. Исключительно в компетенцию Верховной Рады Украины входит принятие законодательных актов, которые имеют высшую юридическую силу и которым должны отвечать нормативно-правовые акты всех иных органов государства. Содержание данной статьи раскрывает общепризнанное положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, являющееся одним из главных принципов правового государства.

  Деятельность  по управлению государственными делами, которая осуществляется Верховной  Радой Украины, прямо зависит  от уровня и стиля исполнения своей  профессиональной обязанности народными  депутатами Украины.

  Однако  профессиональная деятельность депутата в отдельных случаях далека от совершенства. Причин этому множество, но основная состоит в том, что  законодательно не определено регулирующее влияние на депутатскую деятельность, как это принято в развитых странах мирового сообщества. 

  Необходимо  определить, что народный депутат  – управленческий работник, который  находится на государственной службе и выполняет профессиональную обязанность  перед своими избирателями.

  Парламентская система предполагает, что отбор  кандидатов в депутаты становится делом  политических партий, которые формулируют  общенациональную программу развития страны и берут на себя политическую ответственность за выдвинутых ими  кандидатов в депутаты. Став народными  избранниками, эти кандидаты реализуют  не свои собственные, личные программы, а программу соответствующей  политической партии, корректируют ее с учетом общегосударственных интересов.

  Наделенный  высшей властью – властью народа, парламентарий при выполнении своих  обязанностей становится олицетворением воли народа, неприкосновенной и полномочной  личностью. Со времен римских трибунов носитель народной власти являлся символом гражданского общества, демократии; он являлся нитью, которая связывает  народ и государственный аппарат. Руками народных избранцев создается история человеческой цивилизации, и от того, кто он – тот, кому доверена наивысшая честь говорить от имени народа, каковы его возможности, права и обязанности – другими словами, каков его конституционно-правовой статус, зависит будущее Украины[3,5].

     В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос: каковы же реальные возможности для того, чтобы депутат мог полностью реализовать свою функцию – функцию народного представительства? Что государство и общество могут ему предоставить для этого? Ведь интересы украинской нации могут быть воплощены в законах только тогда, когда депутат беспрепятственно осуществляет свои полномочия, предусмотренные Конституцией  и законами Украины.

     Получая в результате выборов доверие граждан Украины, народный депутат

Украины становится выразителем воли народа, лицом, которое народ уполномочил на реализацию законодательной власти. Поэтому в условиях современности очень актуальным является вопрос о гарантиях депутатской деятельности.

  Работы, касающиеся статуса народного депутата, посвятили С.А.Авакьян А.А. Безуглов, Б.Г. Просвирнин,  А.В. Зиновьев, Р.К. Давыдов, А.Я. Слива  и другие. Эти труды представляют большой научный интерес и в своей совокупности охватывают почти все стороны конституционного статуса депутата.

  Ранее в работах делались попытки классифицировать права и обязанности депутатов  применительно к различным формам их деятельности: правовое положение  депутатов на сессии, в комитете, в избирательном округе. Однако подобные классификации не охватывают такие элементы правового статуса, как, например, возникновение, прекращение и срок действия депутатского мандата. С учетом отмеченного представляется целесообразным при научном исследовании конституционно-правового статуса депутата определить его структуру, исходя из выявления его микроструктурных правовых институтов.

  В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса  народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области  и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.                

  Существенное  усовершенствование порядка и условий  работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при  условии принятия новых парламентских  законов.  
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ПАРЛАМЕНТАРИЯ 

  Статус  народного депутата Украины (от лат. status – состояние, положение) – это  правовое положение народного депутата как полномочного и ответственного представителя народа Украины в  обществе и государстве, определяемое совокупностью правовых норм, которые  регулируют общественные отношения, связанные  с политико-правовой природой депутатского мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями депутатов, гарантиями их деятельности, а также ответственностью депутатов.[4,454]

  В связи с этим следует выделить основные принципы, касающиеся статуса  парламентария:

  1.  Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Отсюда логически вытекает запрещение императивного мандата и отзыва депутата, так как согласно конституциям демократических государств парламентарии в своей деятельности руководствуются только конституцией и своей совестью. Это так называемый принцип свободного мандата.

  Принцип независимости, кроме вышеуказанного, также включает в себя парламентские  (депутатские)  привилегии (гарантии), и, прежде всего, иммунитет, тремя важнейшими составляющими элементами которого являются следующие: свобода слова, депутатская неприкосновенность и, безусловно, свобода голосования. Первый (индемнитет) сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте (за исключением ответственности за оскорбление и клевету) и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Второй элемент – депутатская неприкосновенность – означает, что член парламента не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции парламента (Верховной Рады), за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления, на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления или когда очевидцы прямо указывают на данное лица, как на совершившее преступление (ст. 106 УПК Украины). И третий элемент – в силу которого депутат не несет никакой ответственности за свой выбор при голосовании.

  2. Принцип недопустимости совмещения  постов, является одним из основных  принципов, касающихся статуса  народного депутата:  депутаты являются профессиональными парламентариями, работа в парламенте для избранного депутата является основной и постоянной на весь период его полномочий. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью, депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Они также не могут иметь другой представительский мандат (ст. 78 Конституции Украины).

  В нашей практике опробуется переход  к профессиональному выполнению депутатами своих обязанностей.[5,4]

  В ст. 5 Закона Украины “О статусе народного  депутата Украины” указываются те должности, с которыми депутатский  мандат не совместим. Кроме этого  депутат не может:

  - привлекаться в качестве эксперта предварительного следствия, прокуратуры, суда;

  - входить в состав управления, правления или совет юридического лица, который имеет целью получение прибыли;

  - получать от иностранных правительств какие-либо выплаты, пенсии, подарки и вознаграждения;

  - использовать свой депутатских мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Адвокаты-депутаты не могут принимать участие в делах против государства, а также быть защитником лиц, обвиняемых в государственной измене.  

  При решении вопроса совместимости  депутатского мандата парламентариям запрещается заниматься какой бы то ни было деятельностью, кроме научной, преподавательской, литературной, художественной и творческой, а соединение депутатских  полномочий и должностей в структурах исполнительной власти принципиально  не допускается. В случае невыполнения требований в отношении несовместимости  депутатского мандата с другими  видами деятельности, т. е. когда после  избрания в Верховную Раду лицо не отказалось от других мандатов или  продолжает находится на государственной  службе, полномочия народного депутата прекращаются досрочно по решению суда.

  Народный  депутат, назначенный (избранный) на должность, несовместимую с депутатским  мандатом, и полномочия которого не прекращены в установленном законом  порядке, допускается к исполнению обязанностей по такой должности  не ранее дня подачи им в Верховную  Раду Украины заявления о сложении полномочий народного депутата Украины (ст. 3 Закона “О статусе народного депутата Украины”).

  3. Принцип запрета ограничения  полномочий депутата. Он заключается  в том, что никто не имеет  права ограничивать полномочия  народного депутата Украины, за  исключением случаев, предусмотренных  Конституцией и законами Украины.  Даже при введении чрезвычайного  или военного положения депутатские  полномочия не ограничиваются (ст. 26 Закона “О статусе народного  депутата Украины”).

  Указанный принцип является одновременно и  одной из основных гарантий депутатской  деятельности. Для осуществления  своих обязанностей как полномочного представителя народа депутат должен иметь всю полноту прав. Предприятия, учреждения, организации, объединения  граждан, государственные органы и  должностные лица должны способствовать осуществлению депутатом своих  полномочий, обеспечивать необходимые  условия для эффективного их исполнения.

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины