Конституционный статус народного депутата Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть основные понятия, принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата Украины, проблемы, возникающие в данной области и пути их решения, а также очерчу круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности.
Существенное усовершенствование порядка и условий работы Верховной Рады Украины, процедур принятия решений произойдет при условии принятия новых парламентских законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие конституционного статуса парламентария……………………6
2. Полномочия и формы деятельности народного депутата Украины…..16
3. Конституционно-правовые гарантии депутатской деятельности……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Конституционный статус народного депутата Украины .docx

— 81.71 Кб (Скачать)

     На совокупность прав народных  депутатов влияют и их обязанности,  перечень которых закреплен действующими  законами. Так, народный депутат  обязан: присутствовать и принимать  участие в заседаниях Верховной  Рады и ее органах, в состав  которых его избрали; выполнять  их поручения и информировать  о выполнении этих поручений;  придерживаться Регламента Верховной  Рады и других нормативных  актов, которые определяют порядок  деятельности Верховной Рады  и ее органов; принимать участие  в контроле за выполнением  законов и других актов Верховной  Рады, решений ее органов; постоянно поддерживать связи с избирателями, изучать общественное мнение, потребности и запросы населения, а в случае необходимости уведомлять о них Верховную Раду Украины и ее органы, вносить предложения и принимать в пределах своих полномочий меры по их учету в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций; информировать избирателей о своей депутатской деятельности через средства массовой информации, на собраниях избирателей периодически, но не реже двух раз в год. В случае невозможности прибытия на пленарные заседания депутат должен заранее уведомить об этом Секретариат Верховной Рады, главу комитета, комиссии, указав причины своего отсутствия (ст. 24 Закона).

  Пленарные заседания Верховной Рады, комитетов, комиссий являются эффективными, если депутаты не только присутствуют на них, но и принимают активное участие  в работе, а именно: вносят предложения  по распорядку дня, процедуре обсуждения вопросов, предлагают вопросы для  рассмотрения Верховной Радой или  ее органами; вносят проекты постановлений, других актов, поправки к ним, выступают  при обсуждении вопросов, проектов актов Верховной Рады и ее органов; высказывают предложения по поводу персонального состава органов  и кандидатур должностных лиц, которые  избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины; выступают с обоснованием своих предложений, голосуют, дают справки и т.д. (ст. 10).

  Депутат как член Верховной Рады пользуется правом решающего голоса во всех вопросах, которые рассматриваются на пленарных  заседаниях Рады и ее органах, в состав которых он входит. Он голосует лично  и имеет один голос.

  Каждый  депутат может влиять на содержание деятельности Рады и ее органов, т.к. ему предоставлено право предлагать вопросы для рассмотрения Верховной  Радой или ее органами; поднимать  вопросы о признании законопроекта  временным и о внесении его  на референдум, вносить проекты постановлений, других актов, поправки к ним; вносить  предложения по любым вопросам, которые  входят в ведение Верховной Рады и ее органов, кроме случаев, когда  право внесения предложений закреплено действующим законодательством  за определенным органом или должностным  лицом; поднимать вопрос о недоверии  составу органов, созданных Верховной  Радой, а также должностными лицами, которые избраны или утверждены Верховной Радой Украины[11,238].

  Активность  депутата на пленарных заседаниях обеспечивается предоставленным ему права: принимать  участие в дебатах; задавать вопросы  докладчикам, председательствующему  на заседании; давать справки, выступать  с предложениями о порядке  и мотивам голосования; передавать председательствующему на заседании  Рады текст своего выступления, заявления, предложения и замечания по вопросам, которые рассматриваются, для включения  в протокол и стенографический отчет  заседания; оглашать, по предварительному согласию председательствующего, тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций  граждан или их объединений, если они имеют общественное значение.

  Реализация  Верховной Радой своего полномочия по поводу осуществления парламентского контроля способствует предоставленное  депутату право поднимать вопросы  о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций, в отношении которых есть данные о нарушении ими действующего законодательства, о проведении депутатских расследований по любому вопросу. Этому же способствует и депутатский запрос.

  - Депутатский запрос.

  Конституция Украины 1996 г. в ст. 86 закрепила право  запроса народного депутата к  государственным органам и должностным  лицам и установила систему юридических  гарантий его эффективного использования  как средства контроля, присущего  исключительно представительному  органу государственной власти. Реализация депутатом этого права неразрывно связана с сессионной формой работы Верховной Рады. Любое иное не согласующееся  с этим толкование депутатского запроса  противоречит требованию Основного  Закона.

  Несмотря  на законодательное закрепление  данного права, следует признать, что до последнего времени оно  использовалось депутатами в нашей  стране достаточно редко. Возможно, этим частично объясняется и тот факт, что юридическая природа запроса  и практика его применения мало исследованы государствоведами.

  В свою очередь такое применение права  запроса может быть частично объяснено  и неглубокой научной разработкой  данного конституционно-правового  института и отсутствием практических рекомендаций по его применению на практике.  

  Не  следует забывать, что положения  Основного Закона о депутатском  запросе, бесспорно, первичны вне зависимости  от того, что на конституционный  уровень были подняты отдельные  моменты, предусмотренные ранее  в других нормативных актах, и, прежде всего в Законе “О статусе народного  депутата Украины” (ст. 15). В Конституции, по существу, воплощены главные черты  законодательной модели депутатского запроса. Ей должны соответствовать  все без исключения нормативные  положения, регулирующие институт запроса. Именно конституционные, а не законодательные нормы о депутатском запросе призваны быть отправными и на практике, и в методических разработках, и в учебной литературе. В правильном понимании и последовательном применении этих исходных норм и требований сегодня заключается важнейшее условие совершенствования практики депутатских запросов.[12,68]

  Право запроса ориентирует каждого  депутата на его самостоятельное  и инициативное осуществление. Можно  сказать, что депутатских запрос призван быть важнейшей формой индивидуальной контрольной деятельности народного  избранника[13,1056].

  Депутатский запрос – это письменное требование народного депутата Украины, которое  заявляется на сессии Верховной Рады к Президенту Украины, к органам  Верховной Рады, Кабинету Министров  Украины, руководителям других органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, руководителям  предприятий, учреждений и организаций, размещенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и  форм собственности, дать официальный  ответ по вопросам, отнесенным к  их компетенции, а именно по фактам нарушений или невыполнения Конституции  Украины, законов, постановлений и  других актов, принятых высшими органами государственной власти, а также  по вопросам, которые имеют общегосударственный  характер, если его предварительные  депутатские  обращения  не  были  удовлетворены  (п.34 ст. 85, ст.86 Конституции Украины, ст. 15 Закона “О статусе народного депутата Украины”).

  В основе каждого депутатского запроса  всегда лежат факты и обстоятельства негативного характера, сведениями о которых располагает депутат. В их числе – нарушения законности, невыполнение решений Верховной  Рады, рекомендаций комитетов и депутатских  групп, пренебрежительное отношение  к обращениям народного депутата, игнорирование законных интересов  и прав граждан.

  Необходимо  обратить внимание на то, что иногда запрос депутата трактуют как просьбу. Однако это именно требование, что  не случайно. Ведь запрос возник не неожиданно. Как правило, прежде депутат обращался, и не раз, к должностным лицам, сначала просил, затем настаивал  на принятии мер. Но все оказалось  безрезультатно, и тогда депутат  прибег к поддержке Верховной  Рады.

  Запрос  вносится депутатом не по вопросу, интересующему  его лично, хотя, естественно, отрицать его личную заинтересованность было бы бессмысленно. Однако важнее другое: депутат глубоко убежден, что  данный вопрос должен заинтересовать Раду. Каких-либо нормативных ограничений  по тематике запросов не существует, однако они не могут выходить за пределы  полномочий адресата. Следовательно, критерий для внесения запроса – общественная значимость проблемы.[14,480]

  Депутатский запрос вносится депутатом или группой  депутатов Голове Верховной Рады через Секретариат Верховной  Рады Украины. На пленарном заседании  Рады оглашается содержание и автор  запроса и не менее как 1/5 голосов  депутатов от конституционного состава  Верховной Рады принимается решение  о целесообразности направления  запроса органу или должностному лицу, к которым он обращен. Решение  о направлении запроса к Президенту Украины должно быть предварительно поддержано не менее как одной  третьей от конституционного состава  Верховной Рады Украины.

  Ответ на запрос присылается спикеру парламента и депутату, который его вынес, не позднее как в 15-дневный срок со дня его получения или в  другой срок, установленный Радой, и  оглашается на заседании. По существу, ответ на запрос – это форма  отчета государственного органа или  должностного лица перед Верховной  Радой Украины. Органы и должностные  лица, к которым адресован запрос, не имеют права игнорировать его. Никакая информация (разъяснения, справки  и т.п.), представленная должностными лицами лично депутату, не снимает  с них обязанности дать публичный  ответ на запрос на сессии Верховной Рады. Для депутата устанавливается дополнительная гарантия: он имеет право дать оценку ответу на свой депутатский запрос, который может быть обсужден, если на этом настаивает не менее 1/5 состава народных депутатов.

  Итак, любой не формальный, а реальный запрос депутата – всегда естественный и необходимый итог его принципиальной личной позиции, его личного труда, личного участия в преодолении  недостатков.

  - Право законодательной  инициативы.

  Одним из важнейших прав народного депутата Украины является право законодательной  инициативы в Верховной Раде, под  которым понимается право на предоставление в Верховную Раду Украины на обязательное рассмотрение ею законодательного предложения, законопроекта или поправки к  нему. Процедура реализации указанного права регламентируется ст. 93 Конституции Украины, ст.12 Закона “О статусе народного депутата Украины”, ст.89 Регламента Украины.

    Это право народный депутат может реализовать в форме внесения в Верховную Раду Украины:  

    1) законопроекта; 

    2) проекта постановления; 

    3) другого законодательного предложения (ст. 12 закона).

  В случае внесения законопроекта или  законодательного предложения они  обязательно рассматриваются на пленарном заседании Верховной  Рады с обеспечением выступления  инициатора их внесения, и в отношении  него принимается решение.

  Законодательное предложение должно содержать проект решения Верховной Рады, который  предлагается ей для принятия. Предложения, внесенные на имя парламентского комитета, отрабатываются им в ходе подготовки соответствующих документов и на рассмотрение Верховной Рады могут не подаваться.  

  Законодательное предложение и проекты законов  вносятся вместе с сопроводительной запиской, которая должна содержать  обоснования необходимости их разработки и принятия, а также характеристику цели, задач и основных положений  будущих законов, указание на их место  в системе действующего законодательства, а также на ожидаемые социально-экономические  и другие последствия их применения.[15,219]

  В отношении же документов законодательной  инициативы, реализация которых может  привести к увеличению государственных  расходов или уменьшению поступлений, то они могут быть рассмотрены  парламентом только в пакете с  изменениями и дополнениями к  Государственному бюджету Украины  или с отсрочкой введения его  в действие до нового финансового  года. Также к таким документам прилагается их финансово-экономическое  обоснование и предложение по покрытию расходов.

     Надлежащего выполнения депутатских полномочий с необходимостью требует поддержание местной связи с избирателями. Для этого законодательство предполагает широкий круг прав депутата в избирательном округе. В Законе «О статусе народных депутатов Украины» ( в редакции Закона от 16 апреля 2009 года) эти права названы «права народного депутата Украины во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, объединениями граждан Украины и иностранных государств». Среди таких следует определить следующие: 

- на  безотлагательный прием по вопросам  депутатской деятельности руководителями  и другими должностными лицами  органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

- поднимать  в Верховной Раде Украины или  ее органах вопросы о необходимости  проведения проверок соблюдения  законов органами государственной  власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями граждан, либо их должностными лицами, о проведении расследований по вопросам, представляющими общественный интерес, и принимать участие в таких расследованиях;

- принимать  участие в рассмотрении в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления предложений  и требований избирателей, других  вопросов, связанных с осуществлением  депутатских полномочий.

Информация о работе Конституционный статус народного депутата Украины