Конституционное (государственное) право России

Автор: d**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………………..... 2
Акты конституционного значения до октября 1917 г..………………….………………2
Конституционное оформление нового строя после октябрьской революции 1917 г ..6
Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение……6
Конституция РСФСР 1918 г………………………………………………………………9
Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г ……………………………….10
Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г………………………………..14
Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г………………………………..20
Используемая литература…………

Работа содержит 1 файл

КОНСТИТУЦИЯ ЭТАПЫ.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

        В чем же более детально  виделись черты созданного общества, а следовательно - причины принятия  новой Конституции*(90):

       1) Экономические предпосылки нового  Основного Закона его создатели  видели в следующем: в Конституции  1936 г. указывалось, что экономическую  основу СССР составляют социалистическая  система хозяйства и социалистическая  собственность, утвердившиеся в  результате ликвидации капиталистической  системы хозяйства и отмены  частной собственности. Теперь  же социализм развивается на  своей собственной экономической  основе. Развитие экономики страны  характеризуется: безраздельным  господством социалистической собственности,  высоким уровнем технической  оснащенности народного хозяйства,  использованием достижений научно-технической  революции, превращением экономики  СССР в единый мощный народнохозяйственный  организм.

       2) В социальной структуре общества  определяющими при подготовке  Конституции стали такие позиции:  сохранение за рабочим классом  положения ведущей силы общества, рост его численности (1936 г. - 1/3, 1977 г. - 2/3 населения страны), это - десятки миллионов образованных, технически грамотных, политически  зрелых людей, активность которых  и участие в управлении государством  значительно возросли; изменилось  и колхозное крестьянство, современный  крестьянин родился и вырос  в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе, подлинно народной, социалистической стала интеллигенция (в том числе и по происхождению) в связи с ростом уровня культуры народа и роли науки возрастает удельный вес интеллигенции в жизни общества. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества, духовного облика составляющих его слоев, нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, рост социальной однородности общества - все это называлось важной составляющей в числе причин появления Конституции СССР.

       3) Принципиальный аспект теории  состоял в том, что с построением  зрелого социализма, переходом на  идейно-политические позиции рабочего  класса всех слоев населения  советское государство, возникшее  как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство.  Это означало, по концепции того  периода, во-первых, что расширилась  социальная база государства:  в первые годы советской власти - союз рабочего класса и беднейшего  крестьянства; с 30-х годов - союз  рабочего класса и колхозного  крестьянства (правда, другого крестьянства  практически и не было); ко времени  принятия Конституции 1977 г. - нерушимый  союз рабочих, крестьян и интеллигенции.  Во-вторых, государство превратилось  в общенародную организацию, выражающую  интересы всего народа, всех социальных  групп и слоев населения; в-третьих,  неизмеримо большими по объему  стали творческие, созидательные  функции государства. И эти  факторы следовало учесть в  новой Конституции.

       4) По созданной концепции, в  решении задач строительства  коммунистического общества активно  участвуют не только государство,  но и негосударственные организации.  Чтобы всех их консолидировать,  в теорию и конституционную  терминологию вводилось понятие  "политическая система советского  общества". Все организации (государственные  и общественные) интегрируются в  рамках политсистемы общества, которая  служит интересам социалистического  народовластия. Создается мощная  государственно-общественная связка  для управления и государственными, и общественными делами. Это единство  направления в развитии политической  системы, принципы и механизм  ее функционирования надо было  также отразить в Основном  Законе.

       5) Всеми процессами в стране  руководила Коммунистическая партия. Ее роль никем не воспринималась, конечно, через право граждан  на объединение, хотя именно  в посвященной ему ст. 126 Конституции  1936 г. фиксировалось положение  партии в стране. Поэтому возникла  идея отразить в Конституции  место КПСС как ядра политической  системы общества, ее возможности  и масштабы направляющего воздействия  на всю внутреннюю жизнь страны  и ее внешнюю политику.

       6) В области национально-государственного  строительства в Конституции  предполагалось решить ряд задач:  исходить не только из юридического, но и фактического равенства  наций; отразить ту степень  единства советских людей, при  которой возникла их новая  историческая общность - многонациональный  советский народ; учесть интеграционные  процессы в СССР, когда многие  вопросы требуют единства подходов  к их решению на уровне Союза  ССР (фактор, который позже стал  поводом для критики чрезмерной  централизации руководства страной), в том числе создание экономики  СССР как единого народнохозяйственного  комплекса; отразить высокий уровень  развития республик, их все  более активное участие в делах  СССР, в остальном - самостоятельное  решение вопросов своего ведения,  обеспечение комплексного развития  территорий республик.

       7) Намечалось отразить в Конституции  условия дальнейшего развития  советской демократии - участие трудящихся  в управлении государственными  и общественными делами, повышение  роли общественных организаций  и органов общественной самодеятельности  населения, народного контроля, общественного  мнения.

       8) Успехи хозяйственного и социально-культурного  строительства, по мнению создателей  Конституции, позволили существенно  раздвинуть масштабы реализации  многих уже имеющихся прав  и свобод граждан, что давало  возможность расширить их объем  и гарантии. Одновременно появилась  перспектива закрепить на конституционном  уровне еще ряд прав и свобод, которые ранее либо вообще  не существовали, либо отражались (и не всегда полно) в текущем  законодательстве.

       9) Еще одной причиной принятия  новой Конституции было и то, что за время действия прежнего  Основного Закона появилось много  нового в организации и деятельности  государственных органов.

       10) Наконец, нельзя сбрасывать  со счетов и внешнеполитические  причины появления новой Конституции.  Она должна была демонстрировать  силу СССР, его ведущие позиции  в мире, наличие социалистического  содружества, соответствующие устои  внешней политики советского  государства.

        Подводя итоги, можно констатировать, что был ряд объективных предпосылок  появления новой Конституции:  стремление укрепить в политическом  режиме начала законности, предотвратить  даже саму возможность массового  произвола, унижения личности; переход  от постулатов власти одной  части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству  и участию в осуществлении  функций народовластия всех слоев  общества; необходимость закрепления  в Конституции широкого круга  прав и свобод граждан, более  четких полномочий государственных  органов, соотношения возможностей  Союза и республик. Конечно, эта Конституция также должна была стать идеологизированным документом, отражать "нерушимое единство" общества и всех народов страны, гармоничность развития, всеобщее признание руководящей роли КПСС, "грандиозные успехи" именно социалистического пути человечества, модель "настоящего" социализма и т.п. Однако идеологическое содержание не заслоняет конструктивистской роли данного Основного Закона, хотя, пожалуй, именно в этой Конституции идеологические и политико-юридические начала переплетаются сильнее, чем в иных конституциях.

        Остановимся кратко на процессе  подготовки Конституции. Впервые  на необходимость изменения и  дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший  вывод о полной и окончательной  победе социализма в СССР. Как  уже указывалось, постановлением  от 25 апреля 1962 г. Верховный Совет  СССР образовал Конституционную  комиссию, а разработка Конституции  растянулась на полтора десятилетия,  пока не сформировалась концепция  развитого социализма. К весне  1977 г. проект Основного Закона  был подготовлен. Как водилось  в те времена, его полагалось  оценить сначала высшему руководству  партии. 24 мая 1977 г. состоялся пленум  ЦК КПСС. Он заслушал доклад  о проекте Конституции, обсудил  его и постановил: одобрить в  основном проект Конституции  СССР, представленный Конституционной  комиссией, передать вопрос о  проекте Конституции в Президиум  Верховного Совета СССР и рекомендовать  ему вынести проект на всенародное  обсуждение*(91).

       27 мая 1977 г. Президиум Верховного  Совета рассмотрел вопрос о  проекте Конституции СССР и  принял Указ следующего содержания: в основном одобрить проект  Конституции и вынести его  на всенародное обсуждение; опубликовать  проект 4 июня 1977 г. во всех центральных,  республиканских, краевых, областных  газетах; для рассмотрения проекта  созвать в октябре 1977 г. внеочередную  сессию Верховного Совета СССР*(92).

        Всенародное обсуждение проекта  Конституции началось 5 июня и  продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в  нем приняло участие свыше  140 млн. человек, т.е. более четырех  пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено  около 1,5 млн. собраний трудящихся  по предприятиям и колхозам, воинским  частям и месту жительства. Проект  обсуждался на пленумах, активах  и собраниях в профсоюзах, комсомоле,  кооперативных объединениях, творческих  организациях; состоялось более  450 тыс. открытых партийных собраний. Проект был рассмотрен всеми  Советами, т.е. представительными  органами власти, а это более  двух миллионов депутатов. Всего  поступило около 400 тыс. предложений  о поправках к отдельным статьям,  направленных на уточнение, улучшение  и дополнение формулировок проекта*(93).

       27 сентября состоялось заседание  Конституционной комиссии, на котором  были подведены итоги всенародного  обсуждения. Комиссия одобрила проект  с уточнениями, дополнениями и  поправками (она предлагала изменения  в 110 статьях проекта и одну  новую статью - о наказах избирателей)  и решила передать его в  Президиум Верховного Совета  СССР для последующего внесения  на рассмотрение Верховного Совета  СССР*(94). Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен  проект, уточненный и дополненный  с учетом предложений, поступивших  в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести  на рассмотрение Верховного Совета  СССР: проект Декларации Верховного  Совета о принятии и объявлении  Конституции; проект Закона об  объявлении дня принятия Конституции  всенародным праздником; проект  Закона СССР о порядке введения  в действие Конституции (Основного  Закона) СССР*(95).

        Мы не находим в этом перечне  самого проекта Конституции. И  это не случайно. 3 октября 1977 г.  состоялся пленум ЦК КПСС. Он  принял постановление "О проекте  Конституции (Основного Закона) Союза  Советских Социалистических Республик  и итогах его всенародного  обсуждения". В нем не только  одобряется в основном представленный  Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект  Конституции на рассмотрение  внеочередной седьмой сессии  Верховного Совета СССР девятого  созыва"*(96). Это дает основание  утверждать, что официально проект  Конституции СССР был внесен  на рассмотрение Верховного Совета  СССР Центральным Комитетом КПСС.

        Внеочередная седьмая сессия  Верховного Совета СССР девятого  созыва открылась в Москве 4 октября  1977 г. Верховный Совет образовал  Редакционную комиссию по подготовке  окончательного проекта Конституции.  С докладом о проекте Конституции  и итогах его всенародного  обсуждения выступил Л.И.Брежнев.  Состоялось широкое обсуждение  проекта на сессии, в котором  выступили 92 депутата Верховного  Совета СССР. Было решено внести  поправки в 8 статей проекта,  добавить одну новую статью. В  целом изменения и дополнения  коснулись 118 статей Конституции,  по некоторым подсчетам, в проект  внесено всего 323 коррективы, если  считать и редакционные поправки.

       7 октября 1977 г. состоялось голосование  по проекту Конституции СССР. Оно было проведено в следующем  порядке: голосование по преамбуле,  затем по каждому разделу в  отдельности и в заключение  по проекту Конституции в целом.  Депутаты Совета Союза и Совета  Национальностей голосовали раздельно,  по принципу "за", "против" или "воздержался". Конституция  СССР была принята 7 октября  единогласно*(97).

        Кроме того, Верховный Совет СССР  также раздельным голосованием  по палатам единогласно принял 7 октября: Декларацию Верховного  Совета СССР о принятии и  объявлении Конституции (Основного  Закона) СССР*(98);

        Закон СССР об объявлении дня  принятия Конституции (Основного  Закона) СССР всенародным праздником*(99) и Закон СССР о порядке введения  в действие Конституции (Основного  Закона) СССР*(100).

        Конституция СССР 1977 г. готовилась  на началах, с одной стороны,  преемственности по отношению  к предшествующим основным законам,  с другой стороны - новизны  по сравнению с ними. Такова  была официальная ее оценка, в  частности, майским (1977 г.) пленумом  ЦК КПСС, рассмотревшим проект  Конституции и давшим решающий  толчок ее обсуждению и принятию.

        Возможно, официальное руководство  страны и не могло иначе  говорить о Конституции. Однако  обращение к ее тексту говорит  о том, что начала "преемственности"  весьма скромны в данной Конституции,  зачастую выражаются в словесной  "шелухе" по поводу укрепления  социализма, о его новом этапе.  Новеллы Конституции дают представление  все же о сравнительно ином  облике строя, общества, власти, статуса  личности. Наверное, и свой опыт, и события в других социалистических  государствах (с их попытками  объявить демократический социализм)  не прошли даром.

Информация о работе Конституционное (государственное) право России