В чем же более детально
виделись черты созданного общества,
а следовательно - причины принятия
новой Конституции*(90):
1) Экономические предпосылки нового
Основного Закона его создатели
видели в следующем: в Конституции
1936 г. указывалось, что экономическую
основу СССР составляют социалистическая
система хозяйства и социалистическая
собственность, утвердившиеся в
результате ликвидации капиталистической
системы хозяйства и отмены
частной собственности. Теперь
же социализм развивается на
своей собственной экономической
основе. Развитие экономики страны
характеризуется: безраздельным
господством социалистической собственности,
высоким уровнем технической
оснащенности народного хозяйства,
использованием достижений научно-технической
революции, превращением экономики
СССР в единый мощный народнохозяйственный
организм.
2) В социальной структуре общества
определяющими при подготовке
Конституции стали такие позиции:
сохранение за рабочим классом
положения ведущей силы общества,
рост его численности (1936 г. - 1/3,
1977 г. - 2/3 населения страны), это -
десятки миллионов образованных,
технически грамотных, политически
зрелых людей, активность которых
и участие в управлении государством
значительно возросли; изменилось
и колхозное крестьянство, современный
крестьянин родился и вырос
в колхозе, его психология сформировалась
уже на социалистической, коллективистской
основе, подлинно народной, социалистической
стала интеллигенция (в том числе и по
происхождению) в связи с ростом уровня
культуры народа и роли науки возрастает
удельный вес интеллигенции в жизни общества.
Все слои общества вместе, дружно и без
малейшего противостояния решают единые
задачи. Таким образом, изменение социальной
структуры общества, духовного облика
составляющих его слоев, нерушимый союз
рабочих, крестьян и интеллигенции, рост
социальной однородности общества - все
это называлось важной составляющей в
числе причин появления Конституции СССР.
3) Принципиальный аспект теории
состоял в том, что с построением
зрелого социализма, переходом на
идейно-политические позиции рабочего
класса всех слоев населения
советское государство, возникшее
как государство диктатуры пролетариата,
переросло в общенародное государство.
Это означало, по концепции того
периода, во-первых, что расширилась
социальная база государства:
в первые годы советской власти
- союз рабочего класса и беднейшего
крестьянства; с 30-х годов - союз
рабочего класса и колхозного
крестьянства (правда, другого крестьянства
практически и не было); ко времени
принятия Конституции 1977 г. - нерушимый
союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Во-вторых, государство превратилось
в общенародную организацию, выражающую
интересы всего народа, всех социальных
групп и слоев населения; в-третьих,
неизмеримо большими по объему
стали творческие, созидательные
функции государства. И эти
факторы следовало учесть в
новой Конституции.
4) По созданной концепции, в
решении задач строительства
коммунистического общества активно
участвуют не только государство,
но и негосударственные организации.
Чтобы всех их консолидировать,
в теорию и конституционную
терминологию вводилось понятие
"политическая система советского
общества". Все организации (государственные
и общественные) интегрируются в
рамках политсистемы общества, которая
служит интересам социалистического
народовластия. Создается мощная
государственно-общественная связка
для управления и государственными,
и общественными делами. Это единство
направления в развитии политической
системы, принципы и механизм
ее функционирования надо было
также отразить в Основном
Законе.
5) Всеми процессами в стране
руководила Коммунистическая партия.
Ее роль никем не воспринималась,
конечно, через право граждан
на объединение, хотя именно
в посвященной ему ст. 126 Конституции
1936 г. фиксировалось положение
партии в стране. Поэтому возникла
идея отразить в Конституции
место КПСС как ядра политической
системы общества, ее возможности
и масштабы направляющего воздействия
на всю внутреннюю жизнь страны
и ее внешнюю политику.
6) В области национально-государственного
строительства в Конституции
предполагалось решить ряд задач:
исходить не только из юридического,
но и фактического равенства
наций; отразить ту степень
единства советских людей, при
которой возникла их новая
историческая общность - многонациональный
советский народ; учесть интеграционные
процессы в СССР, когда многие
вопросы требуют единства подходов
к их решению на уровне Союза
ССР (фактор, который позже стал
поводом для критики чрезмерной
централизации руководства страной),
в том числе создание экономики
СССР как единого народнохозяйственного
комплекса; отразить высокий уровень
развития республик, их все
более активное участие в делах
СССР, в остальном - самостоятельное
решение вопросов своего ведения,
обеспечение комплексного развития
территорий республик.
7) Намечалось отразить в Конституции
условия дальнейшего развития
советской демократии - участие трудящихся
в управлении государственными
и общественными делами, повышение
роли общественных организаций
и органов общественной самодеятельности
населения, народного контроля, общественного
мнения.
8) Успехи хозяйственного и социально-культурного
строительства, по мнению создателей
Конституции, позволили существенно
раздвинуть масштабы реализации
многих уже имеющихся прав
и свобод граждан, что давало
возможность расширить их объем
и гарантии. Одновременно появилась
перспектива закрепить на конституционном
уровне еще ряд прав и свобод,
которые ранее либо вообще
не существовали, либо отражались
(и не всегда полно) в текущем
законодательстве.
9) Еще одной причиной принятия
новой Конституции было и то,
что за время действия прежнего
Основного Закона появилось много
нового в организации и деятельности
государственных органов.
10) Наконец, нельзя сбрасывать
со счетов и внешнеполитические
причины появления новой Конституции.
Она должна была демонстрировать
силу СССР, его ведущие позиции
в мире, наличие социалистического
содружества, соответствующие устои
внешней политики советского
государства.
Подводя итоги, можно констатировать,
что был ряд объективных предпосылок
появления новой Конституции:
стремление укрепить в политическом
режиме начала законности, предотвратить
даже саму возможность массового
произвола, унижения личности; переход
от постулатов власти одной
части общества (диктатуры пролетариата)
к общенародному государству
и участию в осуществлении
функций народовластия всех слоев
общества; необходимость закрепления
в Конституции широкого круга
прав и свобод граждан, более
четких полномочий государственных
органов, соотношения возможностей
Союза и республик. Конечно, эта Конституция
также должна была стать идеологизированным
документом, отражать "нерушимое единство"
общества и всех народов страны, гармоничность
развития, всеобщее признание руководящей
роли КПСС, "грандиозные успехи" именно
социалистического пути человечества,
модель "настоящего" социализма и
т.п. Однако идеологическое содержание
не заслоняет конструктивистской роли
данного Основного Закона, хотя, пожалуй,
именно в этой Конституции идеологические
и политико-юридические начала переплетаются
сильнее, чем в иных конституциях.
Остановимся кратко на процессе
подготовки Конституции. Впервые
на необходимость изменения и
дополнения Конституции указал XXI
съезд КПСС в 1959 году, сделавший
вывод о полной и окончательной
победе социализма в СССР. Как
уже указывалось, постановлением
от 25 апреля 1962 г. Верховный Совет
СССР образовал Конституционную
комиссию, а разработка Конституции
растянулась на полтора десятилетия,
пока не сформировалась концепция
развитого социализма. К весне
1977 г. проект Основного Закона
был подготовлен. Как водилось
в те времена, его полагалось
оценить сначала высшему руководству
партии. 24 мая 1977 г. состоялся пленум
ЦК КПСС. Он заслушал доклад
о проекте Конституции, обсудил
его и постановил: одобрить в
основном проект Конституции
СССР, представленный Конституционной
комиссией, передать вопрос о
проекте Конституции в Президиум
Верховного Совета СССР и рекомендовать
ему вынести проект на всенародное
обсуждение*(91).
27 мая 1977 г. Президиум Верховного
Совета рассмотрел вопрос о
проекте Конституции СССР и
принял Указ следующего содержания:
в основном одобрить проект
Конституции и вынести его
на всенародное обсуждение; опубликовать
проект 4 июня 1977 г. во всех центральных,
республиканских, краевых, областных
газетах; для рассмотрения проекта
созвать в октябре 1977 г. внеочередную
сессию Верховного Совета СССР*(92).
Всенародное обсуждение проекта
Конституции началось 5 июня и
продолжалось до конца сентября
1977 г. По официальным данным, в
нем приняло участие свыше
140 млн. человек, т.е. более четырех
пятых взрослого населения страны.
Рассмотрению проекта было посвящено
около 1,5 млн. собраний трудящихся
по предприятиям и колхозам, воинским
частям и месту жительства. Проект
обсуждался на пленумах, активах
и собраниях в профсоюзах, комсомоле,
кооперативных объединениях, творческих
организациях; состоялось более
450 тыс. открытых партийных собраний.
Проект был рассмотрен всеми
Советами, т.е. представительными
органами власти, а это более
двух миллионов депутатов. Всего
поступило около 400 тыс. предложений
о поправках к отдельным статьям,
направленных на уточнение, улучшение
и дополнение формулировок проекта*(93).
27 сентября состоялось заседание
Конституционной комиссии, на котором
были подведены итоги всенародного
обсуждения. Комиссия одобрила проект
с уточнениями, дополнениями и
поправками (она предлагала изменения
в 110 статьях проекта и одну
новую статью - о наказах избирателей)
и решила передать его в
Президиум Верховного Совета
СССР для последующего внесения
на рассмотрение Верховного Совета
СССР*(94). Заседание Президиума состоялось
30 сентября 1977 г., на нем был одобрен
проект, уточненный и дополненный
с учетом предложений, поступивших
в ходе его всенародного обсуждения.
Президиум постановил внести
на рассмотрение Верховного Совета
СССР: проект Декларации Верховного
Совета о принятии и объявлении
Конституции; проект Закона об
объявлении дня принятия Конституции
всенародным праздником; проект
Закона СССР о порядке введения
в действие Конституции (Основного
Закона) СССР*(95).
Мы не находим в этом перечне
самого проекта Конституции. И
это не случайно. 3 октября 1977 г.
состоялся пленум ЦК КПСС. Он
принял постановление "О проекте
Конституции (Основного Закона) Союза
Советских Социалистических Республик
и итогах его всенародного
обсуждения". В нем не только
одобряется в основном представленный
Конституционной комиссией проект,
но и говорится: "Внести проект
Конституции на рассмотрение
внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого
созыва"*(96). Это дает основание
утверждать, что официально проект
Конституции СССР был внесен
на рассмотрение Верховного Совета
СССР Центральным Комитетом КПСС.
Внеочередная седьмая сессия
Верховного Совета СССР девятого
созыва открылась в Москве 4 октября
1977 г. Верховный Совет образовал
Редакционную комиссию по подготовке
окончательного проекта Конституции.
С докладом о проекте Конституции
и итогах его всенародного
обсуждения выступил Л.И.Брежнев.
Состоялось широкое обсуждение
проекта на сессии, в котором
выступили 92 депутата Верховного
Совета СССР. Было решено внести
поправки в 8 статей проекта,
добавить одну новую статью. В
целом изменения и дополнения
коснулись 118 статей Конституции,
по некоторым подсчетам, в проект
внесено всего 323 коррективы, если
считать и редакционные поправки.
7 октября 1977 г. состоялось голосование
по проекту Конституции СССР.
Оно было проведено в следующем
порядке: голосование по преамбуле,
затем по каждому разделу в
отдельности и в заключение
по проекту Конституции в целом.
Депутаты Совета Союза и Совета
Национальностей голосовали раздельно,
по принципу "за", "против"
или "воздержался". Конституция
СССР была принята 7 октября
единогласно*(97).
Кроме того, Верховный Совет СССР
также раздельным голосованием
по палатам единогласно принял
7 октября: Декларацию Верховного
Совета СССР о принятии и
объявлении Конституции (Основного
Закона) СССР*(98);
Закон СССР об объявлении дня
принятия Конституции (Основного
Закона) СССР всенародным праздником*(99)
и Закон СССР о порядке введения
в действие Конституции (Основного
Закона) СССР*(100).
Конституция СССР 1977 г. готовилась
на началах, с одной стороны,
преемственности по отношению
к предшествующим основным законам,
с другой стороны - новизны
по сравнению с ними. Такова
была официальная ее оценка, в
частности, майским (1977 г.) пленумом
ЦК КПСС, рассмотревшим проект
Конституции и давшим решающий
толчок ее обсуждению и принятию.
Возможно, официальное руководство
страны и не могло иначе
говорить о Конституции. Однако
обращение к ее тексту говорит
о том, что начала "преемственности"
весьма скромны в данной Конституции,
зачастую выражаются в словесной
"шелухе" по поводу укрепления
социализма, о его новом этапе.
Новеллы Конституции дают представление
все же о сравнительно ином
облике строя, общества, власти, статуса
личности. Наверное, и свой опыт,
и события в других социалистических
государствах (с их попытками
объявить демократический социализм)
не прошли даром.