Итак, была создана правовая основа
действий новой власти на случай
шагов "непослушного" Учредительного
собрания. Оно открылось 18 (5) января
1918 г. Его большинство, представленное
правыми эсерами, отказалось принять
"Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа", тем
самым - признать советскую власть.
Большевики и левые эсеры покинули
заседание. А 19 (6) января ВЦИК
принял декрет о роспуске Учредительного
собрания*(59), охарактеризовав его
как учреждение, которое может
"играть роль только прикрытия
борьбы буржуазной контрреволюции
за свержение власти Советов".
Таким образом, декреты конституционного
значения, появившиеся в первые
месяцы советской власти, отражали
то видение образа новой системы,
с которым пришли к власти
руководители новых социальных
сил. Можно признавать прогрессивный
характер многих мер, считать
их служившими интересам трудового
населения. Но нельзя не видеть
и того, что под знаменем укрепления
этой власти уже в первые
месяцы ее становления имели
место отказ от идей парламентарной
демократии, ограничения демократических
свобод, отстранение от политической
жизни ряда социальных слоев.
Если бы все дело было лишь
в условиях переходного периода,
это еще можно было бы как-то
понять. Но будущее показало, что
из цепочки таких шагов затем
сложился политический режим,
не терпевший какой-либо критики
в свой адрес, считавший свободой
лишь возможность высказывать
пожелания по совершенствованию
данного строя, однако не затрагивать
при этом его основ и не
сомневаться в его вечности. И
не учитывать этого нельзя, рассматривая
акты конституционного значения начального
этапа власти Советов.
3.2.
Конституция РСФСР
1918 г.
Декреты
советской власти проводились в
жизнь. Но власть хорошо понимала, что
ее полноценное законное оформление
должно выражаться в принятии конституции.
Решение о ее разработке было принято
III Всероссийским съездом Советов.
В резолюции "О федеральных
учреждениях Российской Республики"
он сформулировал главные положения
в части организации новой
власти. Последний пункт резолюции
гласил: разработка этих основных положений
Конституции Российской Федеративной
Республики поручается Центральному Исполнительному
Комитету Советов для внесения на
следующий съезд Советов*(60). Но нарушение
перемирия германскими войсками
заставило заниматься другими задачами.
8 апреля 1918 г. ВЦИК образовал Конституционную
комиссию. Разработка проекта шла
в сложной обстановке, т.к. в России
еще сохранялись элементы многопартийности,
и в состав Комиссии входили представители
левых эсеров и других партий, имевших
свои взгляды на социальный строй
в России и пути его конституционного
оформления. Решающую роль в подготовке
текста сыграл В.И.Ленин. По его предложению
в основу Конституции была положена
"Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа", при непосредственном
участии В.И.Ленина были по существу
переработаны или пополнены все
разделы проекта*(61).
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд
Советов утвердил первую советскую
Конституцию*(62). Текст Конституции
РСФСР состоял из преамбулы
и шести разделов.
Первый раздел - это "Декларация
прав трудящегося и эксплуатируемого
народа", она была включена
в Конституцию почти без изменений,
лишь с некоторыми редакционными
поправками.
Второй раздел - "Общие положения
Конституции Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики"
- состоял из главы 5, в которой
закреплялась основная задача
Конституции - установление диктатуры
пролетариата и беднейшего крестьянства;
провозглашалось, что Российская
Республика есть свободное социалистическое
общество всех трудящихся, а вся
власть в ее пределах принадлежит
всему рабочему населению страны,
объединенному в городских и
сельских Советах; закреплялись
принципы федерации и областной
автономии в области государственного
устройства; отражалась политика
советской власти на неуклонное
обеспечение прав и демократических
свобод граждан.
Значительный по объему третий
раздел - "Конструкция Советской
власти" - состоял из 7 глав (6-12) и
делился на две части: "А.
Организация центральной власти"
и "Б. Организация Советской
власти на местах". В нем
закреплялась следующая система
органов власти и управления
республики: Всероссийский съезд
Советов рабочих, крестьянских, красноармейских
и казачьих депутатов, составляемый
из представителей городских
Советов (по расчету 1 депутат
от 25 тыс. избирателей) и представителей
губернских съездов Советов (по
расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей),
- высшая власть; Всероссийский Центральный
Исполнительный Комитет Советов
(ВЦИК), избираемый съездом, - высший
законодательный, распорядительный
и контролирующий орган РСФСР;
Совет Народных Комиссаров (СНК),
образуемый ВЦИК, - орган общего
управления делами РСФСР (т.е.
Правительство республики); народные
комиссариаты, образуемые ВЦИК, - органы
отраслевого управления (т.е., другими
словами, министерства); местные
органы власти - областные, губернские
(окружные), уездные (районные), волостные
съезды Советов, а также городские
и сельские Советы; их исполнительные
органы - исполнительные комитеты.
Четвертый раздел ("Активное и
пассивное избирательное право")
состоял из глав (13-15) - активное
и пассивное избирательное право,
о производстве выборов, о проверке
и отмене выборов и об отзыве
депутатов - и закреплял всеобщее
избирательное право для трудящихся
и солдат, с 18 лет, и отстранял
от участия в выборах - по
терминологии того времени - эксплуататоров
и их пособников. Не избирали
и не могли быть избранными,
согласно ст. 65 Конституции: а)
лица, прибегающие к наемному
труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой
доход, как-то: проценты с капитала,
доходы с предприятий, поступления
с имущества и т.п.; в) частные
торговцы, торговые и коммерческие
посредники; г) монахи и духовные
служители церквей и религиозных
культов; д) служители и агенты
бывшей полиции, особого корпуса
жандармов и охранных отделений,
а также члены царствовавшего
в России дома; е) лица, признанные
в установленном порядке душевнобольными
или умалишенными, а равно лица,
состоящие под опекой; ж) лица,
осужденные за корыстные и
порочащие преступления на срок,
установленный законом или судебным
приговором.
Прямые выборы проводились в
сельские и городские Советы.
Применялся так называемый производственно-территориальный
принцип выборов. Т.е. работающее
население в городах избирало
депутатов по производственным
единицам. Остальное население в
городах и сельской местности
избирало депутатов по территориальному
принципу, т.е. по месту жительства.
Выборы проводились на открытых
собраниях избирателей. Для остальных
уровней выборы были многостепенные,
т.е. депутатов (делегатов) вышестоящих
съездов Советов избирали депутаты (делегаты)
нижестоящих Советов или съездов Советов.
Нормы представительства на выборах давали
преимущества рабочим перед крестьянами,
т.е. в городах один депутат избирался
от меньшего числа избирателей (населения),
чем в сельской местности.
Разделы пятый и шестой, состоявшие
соответственно из гл. 16 и 17, были
озаглавлены "Бюджетное право"
и "О гербе и флаге Российской
Социалистической Федеративной
Советской Республики".
Конституция РСФСР 1918 г. была,
естественно, продуктом своей
эпохи и служила возникшему
в России строю, оформляла его.
С одной стороны, она зафиксировала
то, что уже существовало на
практике, с другой - была нацелена
на будущее, т.е. предполагала
расширение на ее основе социалистических
общественных отношений. При этом
отнюдь не исключалась корректировка
ее положений в условиях динамичного
становления нового строя. Отмечая
это, В.И.Ленин говорил о данной
Конституции: "Она концентрирует
то, что уже дала жизнь, и
будет исправляться и дополняться
практическим применением ее
в жизни"*(63).
Конституция РСФСР сыграла важную
роль в конституционном строительстве
других советских республик, возникавших
в это же время. Начиная с
1919 г., принимаются основные законы:
ССР Латвии - I Съездом рабочих,
безземельных и стрелков объединенной
Латвии 15 января 1919 г.; ССР Белоруссии
- I Всебелорусским съездом Советов
3 февраля 1919 г.; Украинской ССР
- III Всеукраинским съездом Советов
10-14 марта 1919 г.; Азербайджанской
ССР - I съездом Советов Азербайджанской
ССР 19 мая 1921 г.; ССР Армении
- I съездом Советов ССР Армении
4 февраля 1922 г.; ССР Грузии - I Всегрузинским
съездом Советов 2 марта 1922 г.;
Бухарской Народной Советской
Республики - II Всебухарским курултаем
23 сентября 1921 г., пересмотрена и
утверждена III Всебухарским курултаем
18 августа 1922 г.; Хорезмской Советской
Народной Республики - I Всехорезмским
курултаем 30 апреля 1920 г., с изменениями
утверждена II Всехорезмским курултаем
20 мая 1921 г., вновь утверждена с
дополнениями III Всехорезмским курултаем
в июле 1922 г.; Закавказской Социалистической
Федеративной Советской Республики
(ЗСФСР) - I Закавказским съездом Советов
13 декабря 1922 г.
Отражая национальные особенности
и условия, эти конституции
в регулировании новых общественных
отношений в целом все-таки
брали Конституцию РСФСР за
пример. Конституции были едины
в закреплении характера новой
власти как власти трудящихся
в форме Советов, в установлении
таких же социально-экономических
основ строя. Конституции сыграли
свою важную роль в истории
республик, одновременно содержали
предпосылки для последующего
объединения республик в Союз
ССР.
4.
Конституция СССР 1924
г. Конституция
РСФСР 1925 г.
Некоторые
авторы, пишущие сегодня об истории
Конституции РФ, от Конституции 1918 г.
склонны сразу переходить к Конституции
РСФСР 1925 г., а о Конституции СССР
1924 г., как впрочем и о последующих
союзных конституциях, говорить поменьше
и как бы попутно. Создается ощущение,
что вроде бы Союза ССР и
не было, а Россия подается как существовавшее
и во времена СССР самостоятельное
государство. Однако не следует заштриховывать
страницы истории России, в том
числе и истории ее Конституции.
В СССР Россия была одной из союзных
республик, что сказалось как
на характере ее развития в целом,
так и на особенностях российских
Конституций того времени. С учетом
этого и будем рассматривать
страницы последующего конституционного
строительства.
30 декабря I съезд Советов СССР
утвердил Декларацию и Договор
об образовании нового государства
- Союза Советских Социалистических
Республик*(64). В Союз ССР объединились
четыре советские социалистические
республики - РСФСР, Украинская ССР,
Белорусская ССР, Закавказская
Социалистическая Федеративная
Советская Республика (ЗСФСР), включавшая
в себя Азербайджан, Армению
и Грузию. Это был договор четырех
равных республик, ставших после
создания СССР союзными республиками
в его составе. Декларация и
Договор об образовании СССР
были ратифицированы ЦИКами союзных
республик в 1923 г. Например, ВЦИК
РСФСР постановлением от 3 июля 1923
г. решил их ратифицировать
и принять, что Декларация и
Договор должны составлять Основной
закон (Конституцию) СССР*(65). I съезд
Советов СССР избрал Центральный
Исполнительный Комитет (ЦИК)
Союза ССР. На состоявшейся
сразу после съезда первой
сессии ЦИК был сформирован
Президиум ЦИК из 19 человек: 11 - от
РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от
БССР. Были избраны 4 председателя
ЦИК (по числу союзных республик),
они должны были руководить
работой ЦИК поочередно.
Решение о разработке первой
союзной Конституции принял ЦИК
СССР. На заседании 10 января 1923 г.
в соответствии с этим решением
были разработаны конкретные
мероприятия, Президиум ЦИК создал
шесть комиссий по подготовке
нормативных основ новой Федерации,
на базе которых должна была
формироваться и Конституция
СССР: по выработке предложений
о Совнаркоме, СТО и наркоматах
Союза ССР; бюджетной; по выработке
Положений о Верховном Суде
при ЦИК СССР и объединенного
ГПУ при Совнаркоме СССР; по
выработке предложений о государственном
флаге и гербе СССР; по выработке
Положений о ЦИК СССР и членах
ЦИК СССР; по составлению проекта
организации наркоматов и предложений
по персональному составу наркоматов
для внесения на утверждение
апрельской сессии ЦИК СССР.
Таким образом, создание ряда
органов Союза ССР, подготовка
и принятие положений о них
и формирование текста Конституции
СССР шли одновременно*(66). При
этом, естественно, решались вопросы,
связанные с моделью этих органов,
разграничением полномочий между
Союзом и союзными республиками.
Они были достаточно сложными,
порождали довольно много споров.
Первая Конституционная комиссия
была создана ЦИК вскоре после
I съезда Советов и состояла
из 13 человек - под руководством
М.И.Калинина. Однако в то время
принципиальные вопросы новой
Федерации решались в ЦК Компартии:
что сконцентрировать на союзном
уровне и соответственно изъять
у республик с образованием
одновременно органов СССР, формировать
ли ЦИК СССР как двухпалатный
орган (и если да, то каким
должно быть в нем представительство
от республик) и др. Поэтому
была еще и Конституционная
комиссия, созданная в конце февраля
1923 г. пленумом ЦК РКП(б), под
руководством И.В.Сталина. После
XII съезда партии (17-25 апреля 1923 г.), решения
которого (в частности, по национальному
вопросу) имели решающее значение
для организационных основ новой
Федерации, двухпалатной структуры
ЦИК, было решено создать новую,
расширенную Конституционную комиссию,
пополнив ее представителями
всех союзных республик. 27 апреля
1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил
создать новую, расширенную комиссию
в составе 25 человек из представителей
всех союзных ЦИКов, в которую
передать все материалы прежних
комиссий. Комиссию возглавил М.И.Калинин.