Многие нормы Конституции 1977 г.
были направлены на обеспечение
законности в стране. Впервые
принцип законности зафиксирован
(ст. 4) как один из принципов
политической системы общества.
Появилась ст. 57, говорящая о том,
что "уважение личности, охрана
прав и свобод граждан - обязанность
всех государственных органов,
общественных организаций и должностных
лиц".
Конституция СССР 1977 г. исходила
из принципа преемственности
в регулировании вопросов национально-государственного
устройства СССР. В этом плане
упомянутый майский пленум ЦК
КПСС 1977 г. дал такой ориентир:
"Опыт показал, что основные
черты федеративного устройства
СССР полностью оправдали себя.
Поэтому нет нужды вносить
какие-либо принципиальные изменения
в формы советской социалистической
федерации"*(101).
Однако, хотя формы и остались
прежними, в союзном конституционном
регулировании было уделено гораздо
большее внимание их отражению. Достаточно
сказать, что, если в Конституции 1936 г.
была одна краткая глава "Государственное
устройство", в Конституции 1977 г. раздел
III "Национально-государственное устройство"
более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена
Союзу ССР, другие - соответственно союзной
республике, автономной республике, автономным
областям и автономным округам (это понятие
пришло в данной Конституции на смену
понятию "национальные округа", тем
самым поставив точку в споре, являются
ли округа административно-территориальными
единицами или автономными образованиями,
в пользу последнего положения).
Учтены многие новые моменты
в национально-государственном развитии.
В частности, к существующим
гарантиям прав союзных республик
добавлялись: право участвовать
в решении союзными органами
вопросов, отнесенных к ведению
СССР; право координировать и
контролировать экономическое и
социальное развитие своих территорий;
право законодательной инициативы
в Верховном Совете СССР. Вместе
с тем разработчики Конституции
нашли, что имеет место прогрессирующее
сближение наций и народностей
СССР, а отсюда необходимо усилить
союзные начала государства. Это
отразилось прежде всего в
самом определении Союза ССР
(ст. 70) как единого союзного многонационального
государства, образованного на
основе принципа социалистического
федерализма. Укрепление союзных
начал отражено в ряде статей
Конституции: ст. 16 (экономика СССР
составляет единый народнохозяйственный
комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР
отнесено обеспечение единства
законодательного регулирования
на всей территории СССР, проведение
единой социально-экономической
политики, руководство единой денежной
и кредитной системой и т.д.),
ст. 89 (Советы - единая система органов
государственной власти) и др.
Конституция СССР уделила много
внимания государственным органам,
содержит немало новых норм
об их полномочиях, порядке
деятельности (например, о законодательном
процессе в Верховном Совете
СССР, круге субъектов права законодательной
инициативы и др.), хотя в целом
система органов не претерпела
существенных изменений.
Наконец, отметим и такую особенность
этой Конституции как наличие
специальной главы (гл. 4) об основах
внешней политики государства.
Следует подчеркнуть, что закрепляя
принципы отношений с другими
государствами, Конституция учитывает
не только внутренние традиции,
но и международные документы.
Она почти текстуально воспроизводит
многие положения Заключительного
акта состоявшегося перед этим
Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе (Хельсинки,
1975 г.).
Таковые главные черты и особенности
Конституции СССР 1977 г. Как уже
было сказано ранее, в 1978 г.
были приняты новые Конституции
всех союзных и автономных
республик. РСФСР не составила
исключения. Ее Конституция была
принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной
седьмой сессии Верховного Совета
РСФСР девятого созыва. Достаточно
подробный анализ Конституции
СССР освобождает от рассмотрения
причин появления и основных
особенностей Конституции РСФСР
- ведь все было аналогичным.
Безусловно, с одной стороны сработало
воздействие руководства Коммунистической
партии и Союза ССР. Копирование
союзных актов, тем более Конституции,
"шаблонное" регулирование
были признаком того времени.
С другой стороны, не следует
забывать и о том, что речь
шла все-таки о государствах (СССР
и республики) одного типа. Суверенитет
союзных республик официально
не только признавался союзной
властью, но и находил закрепление
в Конституции СССР (ст. 76). Однако
суверенитет виделся отнюдь не
в том, чтобы принять конституции,
коренным образом отличающиеся
от Конституции СССР. Общность
этих видов конституций была
объективно обусловлена. Следует
к тому же иметь в виду, что
Конституция СССР являлась плодом
коллективных усилий, в Конституционную
комиссию входили представители
всех слоев общества, государств
и национально-государственных образований.
Участвуя в обсуждении положений
союзной Конституции, народы республик,
депутаты их Верховных Советов,
представители республик в Верховном
Совете СССР, конечно, не забывали
об учете интересов субъектов
Федерации, в значительной мере
предопределяли содержание будущих
своих конституций.
Итак, конституции республик, в
том числе и Конституция РСФСР
1978 г., по своей структуре и
содержанию соответствовали Конституции
СССР. Имело место принципиальное
единство в закреплении основ
общественного строя и политики,
статуса личности, национально-государственного
устройства, системы, принципов организации
и деятельности государственных
органов, символов республик.
Конституции республик, в том
числе и Конституция РСФСР,
содержали и ряд особенностей
при сопоставлении с Конституцией
СССР. Рассмотрим их на примере
Конституции РСФСР.
Так, в ней не воспроизведена
полностью преамбула союзной
Конституции; более сжато говорится
о пути, пройденном за годы
советской власти, но отмечена
роль РСФСР в развитии ее
народов и всего Союза; не
даются положения, характеризующие
высшую цель и главные задачи
общенародного государства, сущность
развитого социалистического общества.
Но это и понятно: соответствующие
положения, единые для всех
республик, содержались в Конституции
СССР. Преамбула отражала неразрывную
связь республики с другими
республиками и Союзом ССР.
В заключительной части преамбулы
подчеркивалось, что народ РСФСР принимает
и провозглашает Конституцию, сознавая
себя неотъемлемой частью всего советского
народа и в соответствии с Конституцией
(Основным Законом) Союза ССР.
Разделы первый и второй Конституции
РСФСР в целом соответствуют
тем же разделам Конституции
СССР, однако ряд норм сформулирован
с учетом специфики республики
и ее места в СССР. Например,
в ст. 4 Конституции РСФСР на
государственные и общественные
организации, должностных лиц
в рамках республики возлагается
обязанность соблюдать не только
Конституцию СССР, но и Конституцию
республики, а также "советские
законы" (т.е. как союзные, так
и республиканские). В ст. 16 вводилось
понятие "экономика РСФСР"
как составной части единого
народнохозяйственного комплекса,
охватывающего все звенья общественного
производства, распределения и обмена
на территории СССР.
Вместо двух глав "Внешняя политика"
и "Защита социалистического
Отечества" в Конституции РСФСР
одна глава "Внешнеполитическая
деятельность и защита социалистического
Отечества". Объем этой деятельности
у союзной республики был меньше,
чем у Союза ССР, соответственно
и глава Конституции короче. И
не случайно говорилось о "внешнеполитической
деятельности", а не о "внешней
политике": у республики не
было какой-то обособленной внешней
политики, она участвовала в осуществлении
внешней политики СССР. Поэтому
большинство положений ст. 28-30 Конституции
СССР о сущности, направлениях
и принципах внешней политики
Союза ССР не воспроизводится
в республиканских конституциях.
Немало своеобразия в третьем
разделе республиканской Конституции,
который назван "Национально-государственное
и административно-территориальное
устройство РСФСР", Здесь подробно
определена компетенция республики,
ее суверенные права. Поскольку
в состав РСФСР входили 16 автономных
республик, 5 автономных областей
и 10 автономных округов, в Конституцию
были включены, помимо главы о
самой РСФСР, две главы о
статусе соответственно АССР
и автономных областей, автономных
округов.
В регламентации деятельности
государственных органов Конституция
РСФСР во многом следовала
союзной Конституции, однако и
здесь имелись свои особенности.
Например, был установлен твердый
численный состав Верховного
Совета РСФСР - 975 депутатов. Довольно
полно определена компетенция
Верховного Совета, Президиума Верховного
Совета и Совета Министров
республики. В Конституции СССР -
одна глава о местных органах
государственной власти и управления,
в республиканской Конституции
- две главы: "Местные Советы
народных депутатов" и "Исполнительные
комитеты местных Советов народных
депутатов".
Конституция РСФСР включала раздел
о государственном плане и
государственном бюджете, состоявший
из двух глав. Подобного раздела
в Конституции СССР нет (в
Конституции РСФСР 1937 г. была
глава IX о бюджете РСФСР).
Конституция РСФСР стала основой
совершенствования республиканского
законодательства. В соответствии
с нею были разработаны и
приняты в 1978 г. также конституции
автономных республик, входивших
в РСФСР.
7.
Использованная литература
- Российское
законодательство Х-ХХ веков: Т.9: Законодательство
эпохи буржуазно-демократических революций.
Отв. ред. О.И.Чистяков - М.: Юрид. лит., 1994.
- Семидеркин
Н.А., Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1925
г. Сов. гос-во и право. - 1976. N 1; Семидеркин
Н.А. Конституция РСФСР 1925 года: Дис. канд.
юрид. наук. - М., 1977.
- Конституция
общенародного государства. - М.: Политиздат,
1978
- Лукьянов
А.И., Денисов Г.И., Кузьмин Э.Л., Разумович
Н.Н. Советская конституция и мифы советологов.
- М.: Политиздат, 1981