Конституционное (государственное) право России

Автор: d**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………………..... 2
Акты конституционного значения до октября 1917 г..………………….………………2
Конституционное оформление нового строя после октябрьской революции 1917 г ..6
Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение……6
Конституция РСФСР 1918 г………………………………………………………………9
Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г ……………………………….10
Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г………………………………..14
Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г………………………………..20
Используемая литература…………

Работа содержит 1 файл

КОНСТИТУЦИЯ ЭТАПЫ.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

        Далее указывались гарантии личной  неприкосновенности и личные  права граждан: преследование  за преступное деяние только  в порядке, определенном законом;  содержание под стражей лишь  в случаях, определенных законом; возможность суда и наказания лишь за деяния, предусмотренные законом, действовавшим на момент их совершения; неприкосновенность жилища; право россиянина свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства; неприкосновенность собственности; свобода веры.

        Из тех прав и свобод, которые  мы сегодня называем публично-политическими, "Основные государственные законы" закрепили: право устраивать собрания  в целях, "не противных законам", мирно и без оружия; право каждого  в пределах, установленных законом,  высказывать "изустно и письменно  свои мысли, а равно распространять  их путем печати или иными  способами"; право образовывать  общества и союзы в целях, "не  противных законам".

        В Главе третьей - о законах  - провозглашалось, что Российская  империя управляется на твердых  основаниях законов, изданных  в установленном порядке (п. 42). Никакой новый закон не может  быть принят без одобрения  Государственного совета и Государственной  думы и "восприять силу" без  утверждения императора.

        В Главе четвертой о Госсовете  и Госдуме устанавливалось, что  они созываются ежегодно указами  императора. Госсовет образовывался  из членов по высочайшему назначению  и членов по выборам. Госдума  избиралась на 5 лет населением  России. Император имел право  досрочного роспуска выборных  членов Госсовета и Думы, с  одновременным назначением новых  выборов членов Совета и Думы.

        В делах законодательства Госсовет  и Госдума пользовались равными  правами (п. 64). Причем законопроект  мог быть сначала принят в  Государственной думе и затем  поступить на рассмотрение Государственного  совета, либо наоборот - после одобрения  в Госсовете поступал на рассмотрение  Госдумы. Но для того, чтобы  законопроект стал законом, его  должны были одобрить оба органа, а затем утвердить император.  Поэтому с известной условностью  надо относиться к высказываемой  в литературе оценке Госсовета  как верхней палаты парламента. Речь скорее всего должна идти  о том, что в силу консервативности  и состава, о чем говорилось  ранее. Госсовет был сдерживающим  фактором для Госдумы как органа, где рождалось больше законодательных  идей. Тем более что председатель  Госсовета назначался царем из  невыбираемых членов Госсовета,  и именно он, а не председатель  Думы, вносил принятые обоими  органами законопроекты на рассмотрение  царю.

        Основные государственные законы  содержали ряд норм о Совете  министров, министрах и главноуправляющих  отдельными частями. Они несли  ответственность перед императором  "за общий ход государственного  управления", назначались им, могли  издавать обязательные постановления,  инструкции и распоряжения, но  не противоречащие законам.

        Помимо названных выше, важное  значение имел и ряд иных  актов того времени, которые  посвящались тем или иным аспектам  организации государственной власти  или политической жизни. В частности,  это Положение о выборах в  Государственную думу 1905 г., совокупность  указов, последовавших после Манифеста  17 октября 1905 г. в конце 1905-1906 гг. и определявших особенности  избирательных прав отдельных  социальных групп и категорий  населения, Положение о выборах  в ГД от 3 июня 1907 г.. Помимо высочайших  указов от 20 февраля 1906 г. "О  переустройстве учреждения Государственного  совета" и Учреждении Государственной  думы" указом от 19 октября 1905 г.  о создании Совета министров  была реанимирована деятельность  Правительства как коллегиального  совещательного органа при царе, причем в определенной мере  противостоящего ГД - (как бы в  пику Думе, желавшей видеть его  "министерством, пользующимся  доверием у Государственной думы").

        Рядом высочайших указов регулировалось  осуществление политических свобод, прокламированных царем: Временные  правила о повременных изданиях  от 24 ноября 1905 г. (с изменениями от 18 марта 1906 г.) - своеобразный свод  правил относительно свободы  (по мнению оппозиционно настроенных  сил - несвободы) печати; Временные  правила об обществах и союзах  от 4 марта 1906 г.; Временные правила  о собраниях от 4 марта 1906 г..

        После Февральской революции  1917 г. происходит изменение формы  правления в России, далее принимается  ряд актов, имевших принципиальное  значение для формирования новой  государственной системы России, а наряду с этим в процессе  революционных преобразований создаются  и имеют ощутимое влияние новые  органы, претендующие на руководящие  позиции в государстве.

       25 февраля 1917 г. царь издал указы  о "перерыве в занятиях" Государственного  совета и Государственной думы  с планируемым сроком возобновления  их деятельности не позднее  апреля 1917 г.. После начала 27 февраля  1917 г. вооруженного восстания  в Петрограде собрался Совет  старейшин ГД, предложивший избрать  особый комитет ГД. Далее состоялось "частное совещание" ГД, утвердившее  этот комитет с названием "Комитет  Государственной думы для водворения  порядка в Петрограде и для  сношения с учреждениями и  лицами". Этот орган в дальнейшем  именовался Временным комитетом  ГД. Поскольку в тот же день  было провозглашено создание  Временного исполнительного комитета  Совета рабочих депутатов, а  вечером началось первое заседание  Совета рабочих депутатов, исследователи  полагают, что в стране началось  оформление двоевластия.

        Председатель Совета министров  в тот же день послал царю  телеграмму с прошением об  отставке. Временный комитет сначала  назначил 28 февраля комиссаров в  министерства и государственные  учреждения "из состава членов  Государственной думы". А 1 марта  на заседании Временного комитета  был одобрен состав будущего  правительства. 2 марта 1917 г. Николай  II по предложению Временного комитета  ГД отрекся от престола. Однако  поскольку это было сделано  в пользу брата Михаила Александровича, форма правления в России (монархическое  государство) не изменилась. 3 марта  великий князь Михаил Александрович  отказался принимать верховную  власть до решения Учредительного  собрания, полагая, как считают  многие исследователи, что оно  преподнесет ему власть. Однако  созыв Учредительного собрания  был еще делом отдаленного  будущего. Поэтому вопрос о форме  правления остался неопределенным.

        Новый Совет министров на своем  первом заседании постановил, что  вся полнота власти в стране (законодательной и исполнительной) должна принадлежать только ему.  В Декларации от 3 марта 1917 г.  о его составе и задачах  провозглашалось, что в своей  настоящей деятельности кабинет  будет руководствоваться, в частности,  следующими "основаниями": свобода  слова, печати, союзов, собраний и  стачек; отмена всех сословных,  вероисповедных и национальных  ограничений; немедленная подготовка  к созыву на началах всеобщего,  равного, тайного и прямого  голосования Учредительного собрания, "которое установит форму правления  и конституцию страны"; замена  полиции народной милицией с  выборным начальством, подчиненным  органам местного самоуправления; выборы в органы местного самоуправления  на основе всеобщего, прямого,  равного и тайного голосования;  и др. 10 марта Совет министров  постановил впредь, до установления  постоянного правительства, именовать  себя Временным правительством. В определенной мере конституционное  значение имеют акты, которыми  объявлялся состав Временного  правительства, поскольку тем  самым определялась структура  центрального государственного  управления.

        За месяцы, отведенные ему историей, Временное правительство приняло  немало актов, направленных на  утверждение в России демократического  строя и политических свобод. Мы оставляем за пределами  нашей работы оценку фактической  роли таких документов, однако  их значение для формирования  новых общественных отношений  отрицать не имеет смысла. Например, 15 марта 1917 г. постановлением "О  печати" предусматривалось, что  каждый желающий выпускать в  свет новое повременное (т.е.  периодическое - С.Л.) издание обязан  представить местному комиссару  Временного правительства или  заменяющему его лицу заявление,  содержащее следующие данные: о  месте, в котором издание будет  выходить, наименовании издания,  сроках его выхода в свет, издателе  и редакторе, типографии, в которой  издание будет печататься. Принятие  заявления и выдача расписки  заявителю были достаточными  документами для выпуска издания.  Постановлением от 27 апреля 1917 г. "Об  учреждениях по делам печати" упразднялись Главное управление  по делам печати и все состоявшие  при нем учреждения цензуры  и должности цензоров.

       22 марта 1917 г. принимается постановление  "Об отмене вероисповедных  и национальных ограничений". Исходя, как говорилось в начальном  предложении постановления, из  незыблемого убеждения, что в  свободной стране все граждане  должны быть равными перед  законом и совесть народа не  может мириться с ограничениями  прав отдельных граждан в зависимости  от их веры и происхождения,  Временное правительство объявляло  о том, что все установленные  действующими узаконениями ограничения  в правах российских граждан,  обусловленные принадлежностью  к тому или иному вероисповеданию,  вероучению или национальности, отменяются. В постановлении уточнялось, что речь идет об ограничениях  в части: водворения, жительства  и передвижения; приобретения права  собственности и иных вещных  прав; всякого рода занятиях ремеслами,  торговлей и промышленностью;  участия в акционерных и иных  товариществах; найма работников; поступления на государственную  службу, участия в выборах, занятия  должностей в правительственных  и общественных установлениях;  поступления в учебные заведения,  занятия преподаванием и воспитанием;  исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей;  употребления иных языков в  делопроизводстве частных обществ,  при преподавании в частных  заведениях и при ведении торговых  книг. Постановлением от 14 июля 1917 г. "О свободе совести"*(27) объявляется,  что каждому гражданину Российского  государства обеспечивается свобода  совести, т.е. пользование гражданскими  и политическими правами не  зависит от вероисповедания, и  никто не может быть преследуем  и ограничиваем в каких бы  то ни было правах за убеждения  в делах веры.

       12 апреля 1917 г. Временное правительство  принимает постановление "О  собраниях и союзах"*(28). Оно  объявляло, что все без исключения  российские граждане имеют право  без особого на то разрешения  образовывать общества и союзы  в целях, не противных уголовным  законам. Таким образом, отменяются  ограничения на создание общественных  объединений. В тоже время для  обладания юридическими правами  и средствами их защиты устанавливается  регистрация обществ и союзов  судом. Также судом принимается  решение о принудительном закрытии  общества и союза. Это были  прогрессивные решения не только  для своего времени.

        Безусловно, конституционное значение  имеет постановление от 1 сентября 1917 г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику"*(29). Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления.

        Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено  Положение о выборах в Учредительное  собрание*(30). Впервые избирательное  право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении  ими 20-летнего возраста, а также  военнослужащим. Права участия в  выборах лишались лица, осужденные  за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего  дома.

        Как уже отмечалось, в стране  параллельно формировалась власть  Советов рабочих и солдатских  и Советов крестьянских депутатов.  В зависимости от степени влияния  в них тех или иных партий  одни Советы были союзниками  Временного правительства, другие  решительно выступали против  него. Естественно, двоевластие когда-то  должно было кончиться. Как  известно, в октябре 1917 г. Временное  правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов  рабочих и солдатских депутатов,  большинство делегатов которого  составляли большевики, провозгласил  установление Советской власти. Начался новый период в российской  истории.

3. Конституционное  оформление нового  строя после  
октябрьской революции 1917 г.

      Политики  и историки дают разные оценки периоду  социалистического строительства  в нашей стране. Разговор об этом не входит в наши цели. Мы не будем  касаться и того, считать ли события  октября 1917 г. революцией, переворотом  и т.п. Непреложен сам факт - соответствующий  период был в истории России, а  власть более 70 лет называлась у  нас официально "советской властью". В это время принимались акты конституционного значения и конституции; изучающий конституционное право  должен иметь о них общее представление. Этому и посвящены последующие  части работы, имеющие информационный характер, но содержащие и необходимые  авторские комментарии; при этом мы не избегаем терминологии и понятийного  аппарата актов того времени, не заменяем их искусственно современными словами, как иногда стало модно делать. Читатель сам в состоянии подумать над конституционной историей и  сделать собственные выводы.

Информация о работе Конституционное (государственное) право России