К исключительному ведению съезда
она отнесла установление, дополнение
и изменение Конституции РФ, окончательное
утверждение конституций автономных
республик.
Остальные правомочия были отнесены
к ведению и съезда, и ВЦИКа,
в том числе: общее руководство
всей политикой и народным
хозяйством РСФСР, установление
плана народного хозяйства на
территории РСФСР и бюджета
РСФСР, налогов, сборов и неналоговых
доходов, заключение внешних и
внутренних займов РСФСР, утверждение
кодексов РСФСР и др. Причем
фактор вхождения в СССР становится
весьма ощутимым: почти в каждом
случае указано, что полномочие
осуществляется этими российскими
органами в соответствии с
Конституцией и законодательством
Союза ССР. Кроме того, в Конституцию
была включена специальная ст.
19, гласившая о том, что по
предметам компетенции Союза
имеют обязательную силу на
территории РСФСР постановления
верховных органов СССР.
В разделе III "Об устройстве
Советской власти" Конституция
1925 г. отразила уже известную
нам систему органов РСФСР:
съезд - ВЦИК - Президиум ВЦИК - СНК
- народные комиссариаты. Новым здесь
было включение уполномоченных
общесоюзных наркоматов в Правительство
республики. В свою очередь для
народных комиссаров РСФСР Конституция
определяла, что, подчиняясь высшим
органам РСФСР, они осуществляют
в своей деятельности директивы
соответствующих наркоматов СССР
(ст. 38). Тенденция к централизации
выражалась и в том, что союзные
объединенные наркоматы могли
отменять акты соответствующих
наркоматов РСФСР, правда, если
те не основывались на точных
предписаниях ВЦИК, его Президиума,
СНК РСФСР (ст. 43).
Новшеством Конституции 1925 г.
стала глава 4 "Об автономных
советских социалистических республиках
и областях". Впрочем, это и
понятно - они появлялись в
РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено,
что АССР имеют свои основные
законы (конституции); они принимаются
их съездами Советов, представляются
на утверждение ВЦИК и вносятся
на окончательное утверждение
Всероссийского съезда Советов. Положения
об автономных областях принимаются их
съездами Советов и утверждаются ВЦИКом
(ст. 44). В остальном Конституция закрепляет
систему органов власти автономий. Для
автономных республик она определяет
возможность принятия законодательных
актов их центральными исполнительными
комитетами.
5.
Конституция СССР 1936
г. Конституция
РСФСР 1937 г.
Появление
этих Конституций, как и любых
других, конечно, имело в своей
основе и социально-экономические,
и политические причины. Их трудно расслоить
на объективные и субъективные, поскольку
оба этих начала, наличествующие везде,
в данном случае особенно переплелись,
объясняя появление Конституций. Во
всяком случае говорить об этих Основных
Законах, не сказав специально о времени
их принятия, просто невозможно.
Напомним, что со времени образования
в 1922 г. Советского Союза, а
фактически и раньше, в стране
осталась одна партия - правящая
ВКП(б). Все предшествующие принятию
союзной Конституции 1936 г. 10-12 лет
были временем ожесточенной борьбы
между различными группировками
внутри Коммунистической партии
за методы строительства того
общества, которое им виделось
как социалистическое, а также
за непосредственное обладание
политической властью. Причем
последняя отнюдь не сводилась
к государственной власти, а наряду
с нею охватывала в не меньшей
мере влияние на уклад жизни
в обществе, отношения между людьми,
направление "своих" или
подбор "угодных" людей для
руководства общественными формированиями,
предприятиями, учреждениями, их
трудовыми коллективами, для организации
творческих процессов в театре,
кино, искусстве и даже для
взятия под свой контроль отправления
религиозных культов.
Как известно, эта борьба принесла
успехи И.В.Сталину. Конституция
СССР 1936 г. принималась в ситуации
его полной победы, когда сформировался
режим личной власти - как тоталитарный
режим, построенный на жесткой
централизации всех линий управления,
строгой иерархии в системе
государственных органов и негосударственных
структур (чему благоприятствовало
полное огосударствление экономики),
беспрекословном выполнении указаний
сверху, отсутствии любой возможности
публичных критических оценок
сложившихся политических отношений
(они немедленно карались).
В этом плане принятие новой
Конституции означало апофеоз
того, кто находился на вершине
власти. Это был триумф победителя,
который и содержанием Конституции,
и самим фактом ее принятия
"освятил" свое торжество.
Более того, для той же цели
"зародил" новую традицию (кажется,
ее раньше не было) - связывать
в "народном сознании" конституцию
с именем политического лидера
страны: Конституцию СССР 1936 г. сразу
стали называть "сталинской".
Есть более чем достаточно
оснований для оценки событий
того времени, включая и появление
конституций, в красках политического
авантюризма. Однако лишь такой
подход был бы односторонним.
Не следует забывать о том,
что у победителей были свои
представления о том, каким
быть обществу, создававшемуся ими
как социалистическое, куда и
какими путями ему двигаться.
Кроме того, они являлись политическими
и государственными деятелями,
а это неизбежно заставляло
их думать о путях развития
страны, да и о своей популярности
в народе.
Для реализации своих целей
они предпринимали кардинальные
шаги. Одновременно шла колоссальная
обработка сознания населения:
использовались его доверчивость,
вера в то, что создан более
справедливый строй (а без жертв
не обойдешься), наступит хорошая
жизнь - надо только постараться,
приналечь и помочь "родной"
советской власти.
Как известно, линия на создание
государственной собственности,
характеризовавшейся как всенародное
достояние, была одной из магистральных
в создании образа социализма
с первых дней Октябрьской
революции. А теперь объявляется
курс на индустриализацию - и в
считанные годы на энтузиазме
масс, со значительным использованием
ручного труда создаются сотни
объектов (в том числе гигантов)
национальной - естественно, государственной
- промышленности.
Не особенно церемонясь с крестьянами,
власть объявила формально добровольную,
а на деле принудительную коллективизацию
в сельском хозяйстве. Лишь
спустя десятилетия сказались
в полной мере ее отрицательные
последствия (причем не столько
самого кооперирования как идеи,
а форм его проведения, отбивших
со временем у многих крестьян
желание совместно трудиться
и возможность чувствовать себя
хозяином на земле). Тогда же, в
30-е годы, организация сельскохозяйственного
труда, основанная не только
на команде, но и немалой
заботе сверху, на мерах по
механизации этого труда, использовании
традиций коллективизма русской
общины для того, чтобы "повязать"
крестьянина общим делом и
напрочь лишить его индивидуальности
не только в ведении хозяйства,
но и в образе жизни, - дала
вначале некоторые успехи.
Укреплялась обороноспособность (можно
сказать и по-другому - боевая
мощь) страны, военная служба становилась
для многих престижным видом
деятельности, особенно если учесть
их происхождение из беднейших слоев,
ведь в прежней, царской армии им была
уготована участь рядового состава, при
больших усилиях - унтер-офицерского, а
получение офицерского чина являлось
редчайшим исключением.
В рамках направления, именовавшегося
культурной революцией, для широких
слоев населения, в основном
неграмотного, организовывалось масштабное
просветительство, люди сплошь учились
читать и писать. Закладывался
фундамент государственной науки,
высшего, среднего, среднепрофессионального
и профессионального образования
(обучения). Наконец, в совокупности
были обеспечены полная занятость
населения, ликвидация безработицы.
Политическими, административными
и карательными мерами были
полностью нейтрализованы противники
нового строя. Поэтому в конце
20-х-начале 30-х годов нормативными
актами советской власти постепенно
снимаются ограничения на участие
в выборах, а избирательное
право из всеобщего для рабочих
и беднейших крестьян становится
всеобщим для трудящихся, т.е.
рабочих, крестьян и трудовой
интеллигенции (но других элементов
в обществе попросту нет, даже
кулаки в процессе раскулачивания
были превращены либо в рабочих
или крестьян, либо в заключенных).
Как уже было сказано, в стране
осталась лишь одна политическая
партия - ВКП(б). Одновременно создавалось
немалое число массовых общественных
организаций, добровольных обществ
и союзов, функционировавших под
руководством Компартии.
Развитие национально-государственного
строительства привело к созданию
новых союзных республик, автономных
республик и автономных областей,
для народностей Крайнего Севера
были учреждены национальные
округа*(78). Более отсталым регионам
оказывалась помощь Союзом ССР,
и они развивались опережающими
темпами. Отношения дружбы, всегда
бывшие характерными для многонациональной
страны, в эти годы укрепились
еще на идейной основе пролетарского
интернационализма.
Все эти меры, независимо от
собственных замыслов их инициаторов
и методов осуществления, все-таки
давали научно-технический, экономический,
социальный и политический прогресс.
В совокупности такие меры
оценивались руководством страны
как создание и упрочение основ
социализма.
Соответственно этому служили
Конституция и текущее законодательство.
Они закрепляли ту социально-экономическую
и политическую модель общества,
которая представлялась правящей
группе эталоном социалистической
системы.
Методами государственного регулирования,
поощрений и запретов из сфер
политических и экономических
отношений вытеснялись социальные
слои и формы деятельности, считавшиеся
уже отжившими, оставшимися от
прежнего общества, и, наоборот, закреплялись
в качестве господствующих новые,
угодные организационные механизмы.
При необходимости не только
осуществлялась фактически, но и
получала конституционные предпосылки
борьба с противниками строя,
вплоть до их изоляции и
уничтожения.
Например, Конституция СССР 1936 г.
определила, что лица, покушающиеся
на общественную социалистическую
собственность, являются "врагами
народа" (ст. 131). Это уже само
по себе позволяло придавать
политический смысл действиям
соответствующих лиц, который
они сами и не имели в
виду. Это понятие получило широчайшее
толкование, его стали применять
ко всем, кто по подозрению
в отсутствии симпатий к режиму
мог быть привлечен к ответственности
за так называемые политические
преступления, контрреволюционную
деятельность.
Вместе с тем власть, даже такая
авторитарная, должна была отразить
в Конституции положения, создающие
представление о ее якобы заботе
о гражданах, о достижениях
системы, позволяющих даровать
им какие-то права и свободы.
К тому же население своим
самоотверженным трудом действительно
создало фундамент для закрепления
в Конституции ряда социально-экономических
прав. Так почему бы их не
включить в Основной Закон,
выставив себя в благоприятном
свете как перед собственным
народом, так и всем миром.
А заодно можно отразить в
Конституции и стандартный "букет"
политических прав, пусть это
иллюзорно, но идеологически и
дипломатически выгодно, тем более
власти никакой опасности для
себя не создавали: режим тоталитаризма
и беззакония уже настолько
парализовал сознание и волю
людей, что использование таких
прав и свобод хоть с каким-то
намеком против властей или
неугодным им способом было
просто невозможно.
Сказанное крайне важно для
того, чтобы понять причины появления
и содержание Конституции СССР
1936 г., Конституций союзных и автономных
республик 1937 г., включая и Конституцию
РСФСР. Ведь простое прочтение
текстов этих Основных Законов
может ввести в заблуждение
- в конституционном оформлении
общественный и государственный
строй того времени выглядит
как вполне демократический.