Конституционное (государственное) право России

Автор: d**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………………..... 2
Акты конституционного значения до октября 1917 г..………………….………………2
Конституционное оформление нового строя после октябрьской революции 1917 г ..6
Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение……6
Конституция РСФСР 1918 г………………………………………………………………9
Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г ……………………………….10
Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г………………………………..14
Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г………………………………..20
Используемая литература…………

Работа содержит 1 файл

КОНСТИТУЦИЯ ЭТАПЫ.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

        Закрепляя по форме федеративное  устройство, Конституция отразила  линию на сверхцентрализацию  во всех областях, концентрируя  функции государственного руководства  на уровне СССР. Если в последующем  сначала зарубежные исследователи,  а затем и отечественные ученые  называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г.  дает немало оснований для  такого вывода.

        Достаточно сказать, что в Конституции  СССР были перечислены не только  автономные республики и автономные  области, входившие в состав  союзных республик (это можно  считать положительным фактором), но также и административно-территориальные  единицы - края и области. К  ведению Союза относилось утверждение  образования новых краев и  областей, а также новых автономных  республик в составе союзных  республик (ст. 14 п. "е"). Перевод  на союзный уровень вопросов  не только национально-государственного  устройства, но и административно-территориальной  организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической  централизации и ограничивал  самостоятельность союзных республик.

        Конечно, это была определенная  тенденция в организации управления  государством, и она особенно  хорошо видна в полномочиях  СССР в хозяйственно-экономической  сфере, закрепленных Конституцией 1936 г. К его ведению было  отнесено установление налогов  и доходов, поступающих на образование  бюджетов союзного, республиканских  и местных; управление банками,  промышленными и сельскохозяйственными  учреждениями и предприятиями,  а также торговыми предприятиями  союзного значения; управление транспортом  и связью. Практически все мало-мальски  важные хозяйственные единицы  были подчинены союзным министерствам,  что существенно ослабляло права  республик и делало их в  экономической сфере полностью  зависимыми от центра.

       4) Конституция СССР установила  всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании,  отменила ограничения по участию  в выборах отдельных категорий  лиц по классовому или социальному  признакам, отказалась от непрямых  выборов в Советы и заменила  их прямыми. Вместо открытых  выборов на собраниях по производственно-территориальному  принципу вводилось тайное голосование  по территориальному принципу.

       5) Была установлена новая система  органов государственной власти (вместо Всесоюзного съезда Советов,  ЦИК СССР и Президиума ЦИК  - Верховный Совет СССР и Президиум  Верховного Совета СССР; аналогичные  органы в союзных и автономных  республиках; на местах вместо  съездов Советов - Советы депутатов  трудящихся: краевые, областные,  районные и т.д.).

       6) Конституция 1936 г. закрепила  более полный перечень социально-экономических,  политических и личных прав  граждан (о том, насколько они  соотносились с политическим  режимом в стране и были  реальными, ранее уже говорилось). В Конституции появилась специальная  глава Х "Основные права  и обязанности граждан". В ней  провозглашались такие права  граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение  в старости, в случае болезни  и потери трудоспособности, право  на образование.

        Конституция закрепляла социальное  и политическое равноправие граждан,  а также равноправие женщины  и мужчины. Она предусмотрела  ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

       7) Ни одна из предшествующих  конституций ничего не говорила  о партиях вообще, в том числе  о Коммунистической партии, занявшей  правящие позиции. В Конституции  1936 г. был сделан первый шаг  к оформлению однопартийной системы  в стране. В ст. 126, говорившей о  праве на объединение в общественные  организации, предусматривалось: "наиболее  активные и сознательные граждане  из рядов рабочего класса и  других слоев трудящихся объединяются  во Всесоюзную Коммунистическую  партию (большевиков), являющуюся передовым  отрядом трудящихся в их борьбе  за укрепление и развитие социалистического  строя и представляющую руководящее  ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось  фактическое положение, и провозглашалось  официальное, теперь уже конституционное  право ВКП(б) направлять - в качестве "руководящего ядра" - деятельность  государственных органов и общественных  объединений.

        В 1937 г. на чрезвычайных съездах  Советов союзные республики приняли  свои новые Основные Законы. Конституции  ставших в 1940 г. союзными республиками  Литвы, Латвии и Эстонии были  приняты в том же году, а  Конституция образованной в 1940 г. Молдавской ССР - в 1941 г.  В основном конституции союзных  республик следовали структуре  Конституции СССР, а многие их  положения текстуально совпадали.

        Не составляла в этом плане  исключения и Конституция РСФСР,  утвержденная 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов,  хотя она и имела ряд особенностей  по структуре и содержанию  в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись  вопросы ведения РСФСР, были  более развернутыми главы о  компетенции высших органов государственной  власти и органов государственного  управления РСФСР. Несколько большей  по объему, в сравнении с Конституцией  СССР, была глава о высших органах  государственной власти АССР; появились  новые главы - об органах государственного  управления автономных республик,  органах государственной власти  автономных областей. Более подробной  - в сопоставлении с Конституцией  СССР - была глава о местных  органах государственной власти. Есть в Основном Законе РСФСР  1937 г. глава о бюджете РСФСР,  не имеющая аналога в союзной  Конституции (Здесь продолжалась  традиция предшествующих российских  Конституций: Конституция 1918 г.  имела раздел пятый "Бюджетное  право", представленный главой  шестнадцатой; а в Конституции  1925 г. был раздел V, состоявший  из главы 7 "О бюджетном праве".

        В ходе последующего развития  страны с учетом результатов  политического, государственного  и хозяйственного строительства  в Конституцию СССР, а соответственно  и в Конституцию РСФСР, конституции  других союзных, а также автономных  республик, вносились изменения.  Если характеризовать кратко, они  в основном отражают следующее:

       - изменения в структуре государства  (расширение числа союзных республик  в СССР за счет образования  в 1940 г. Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской союзных  республик, преобразования в 1940 г. Карельской АССР в Карело-Финскую  ССР; уменьшение их числа с  16 до 15 с преобразованием в 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую  автономную республику с вхождением  ее в РСФСР; принятие в 1944 г. в СССР Тувинской народной  республики с включением ее  в состав РСФСР на правах  автономной области, а с 1961 г. - автономной республики; включение  в состав СССР ряда территорий  перед войной и после войны;  образование новых областей);

       - расширение прав субъектов Федерации  (предоставление союзным республикам  права внешних сношений, права  иметь войсковые формирования; передача  им от СССР права решать  вопросы административно-территориального  устройства; расширение прав республик  в управлении народным хозяйством  с передачей из союзного в  республиканское ведение многих  предприятий, создание в связи  с этим новых союзно-республиканских  министерств; отнесение к ведению  республик законодательства об  устройстве судов республик, принятие  гражданского, уголовного и процессуальных  кодексов; расширение в 1966 г. представительства  союзных республик в Совете  Национальностей Верховного Совета  СССР с 25 до 32 депутатов, добавление  к представительству в Верховном  Совете и Президиуме Верховного  Совета СССР также представительства  союзных республик в Правительстве  и Верховном Суде СССР);

       - совершенствование системы, уточнение  наименования и компетенции государственных  органов (переименование 15 марта  1946 г. Правительства СССР, правительств  республик из Советов Народных  Комиссаров в Советы Министров,  соответственно и наркомы стали  министрами; довольно частое изменение  Конституции СССР, а значит, и  конституций республик в связи  с образованием и преобразованием  общесоюзных, союзно-республиканских  и республиканских министерств  и ведомств, перечень которых  тогда содержался в Основных  Законах; отражение на этой  части норм конституций реформ  государственного управления в  стране - например, сначала в связи  с созданием, а затем ликвидацией  территориальных (вместо отраслевых) органов управления экономикой - советов народного хозяйства (совнархозов));

       - принятие в стране мер по  преодолению последствий произвола  и беззакония, а также режима  личной власти (культа личности) после 1953 г.; в частности, ликвидация  не предусмотренных Конституцией  внесудебных карательных органов,  реабилитация жертв репрессий,  обеспечение неприкосновенности  личности и т.д.;

       - расширение гарантий ряда конституционных  социально-экономических прав граждан  (на труд, отдых, образование, пенсионное  обеспечение и др.).

6. Конституция СССР 1977 г. Конституция  РСФСР 1978 г.

      Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, по нашему мнению, следует связать с существенным изменением политического режима в  стране. Чуть далее будет назван целый ряд официально объявленных  предпосылок появления новой  Конституции (с нашими комментариями), однако основной все же можно назвать  именно эту. Хотя общество по-прежнему оставалось строго организованным на условиях руководства им со стороны  одной политической партии, оно уже  встало на путь освобождения от режима личной власти, произвола, беззакония и всеобъемлющего страха - режима, публично осужденного прежде всего самой  правящей партией.

        Кстати, именно тогда, когда шаги, сделанные в этом направлении,  закрепили необходимые результаты  и стало очевидным, что режим  в прежнем страшном виде уже  не будет реставрирован (у нового  руководства хватало своих ошибок  и перекосов, но этот итог  был очевиден), встал вопрос о  разработке новой Конституции  и была образована Конституционная  комиссия. Заслушав и обсудив  доклад первого секретаря ЦК  КПСС и Председателя Совета  Министров СССР Н.С.Хрущева, Верховный  Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать  комиссию для подготовки проекта  новой Конституции СССР" и утвердил  ее состав во главе с Н.С.Хрущевым*(87). Естественно, с приходом на  руководящие посты Л.И.Брежнева  он стал Председателем Конституционной  комиссии (постановление Верховного  Совета СССР от 11 декабря 1964 г.*(88)). Состав ее несколько раз корректировался,  но принцип формирования оставался  неизменным - в комиссию входили  первые лица союзного партийного  и государственного руководства,  а также представители от союзных  республик, автономных республик,  автономных областей, национальных  округов, от различных слоев  общества - рабочих, крестьян, науки,  просвещения и т.д.

        При разработке проекта Конституции  все уперлось в то, какое общество  мы имеем или строим на новом  этапе. Оставаться на позициях  диктатуры пролетариата, как сущности  общества и власти, было невозможно: никакой "классовой борьбы" уже не было, поэтому отдавать  приоритеты в обществе и государстве  одним социальным слоям и считать  другие как бы стоящими на  втором плане - уже не имелось  даже надуманных оснований.

        Чтобы отойти от прежних догм  и создать новую концепцию  общества (иначе говоря, новые догмы), требовалось время. Как известно, родилась теория зрелого, развитого  социалистического общества. И только  тогда, когда она была создана  (а на это ушло около 15 лет), разработка проекта Конституции  пошла более быстрыми темпами.  Как отмечал один из непосредственных  участников подготовки Конституции  СССР 1977 г. на последнем этапе  А.И.Лукьянов, разработка проекта  Конституции проходила в период  завершения строительства зрелого  социализма. Это заняло сравнительно  продолжительный промежуток времени:  отдельные черты зрелого социализма  постепенно приобретали комплексный,  всеобъемлющий характер. Потребовались  глубокое теоретическое осмысление  нового этапа развития социалистического  общества, разработка партией концепции  зрелого социализма. Без такой  концепции нельзя было создать  принципиально новый Основной  Закон*(89).

Информация о работе Конституционное (государственное) право России