Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является достижение результатов исследования посредством выбора определенных методов и приемов, применяемые при решении следующих аналитических задач, а именно:
- определить гражданско-правовые характеристики договоров энергоснабжения в современном законодательстве Российской Федерации (далее по тексту РФ);
- проанализировать теоретические и практические проблемы заключения и исполнения договоров энергоснабжения;
- дать оценку применения правил об энергоснабжении к иным договорам. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения условий договоров, раскрывается причины «нерабочих» статей Гражданского кодекса.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      По  представлению органов контроля за безопасностью использования  газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателя, создающих аварийную ситуацию и угрозу для обслуживающего персонала и населения. Поставщик имеет право уменьшить или прекратить поставку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и/или за его транспортировку, за исключением потребителей перечень которых утверждается Правительством РФ.

      Решение о прекращении поставки газа действует  до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

      Поставщик обязан обеспечить качество газа в  соответствии с нормативными требованиями. Поставщик, газотранспортная или газораспределительная  организация и покупатель несут  в установленном порядке ответственность  за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях, возникающих на объектах газоснабжения и ведущих к нарушению режима потребления либо приема газа.

      Анализ  норм, содержащихся в Правилах поставки газа, свидетельствует о том, что, по сути, они действительно представляют собой специальные правила, детализирующие нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения, а не о договоре поставки. При этих условиях предусмотренное Правилами субсидиарное применение п. 3 гл. 30 ГК РФ (договор поставки) может породить множество трудноразрешимых проблем.

      Видимо, основной целью разработчиков правил было «увести» договор поставки газа из категории публичных договоров, к каковым, безусловно, относится договор энергоснабжения. Но эта цель вряд ли может считаться достигнутой. И к договору поставки газа, как и к договору энергоснабжения, в равной степени подлежат применению нормы о публичном договоре.

      Совершенно  иной подход отмечается со стороны  Правительства РФ отмечается в регулировании  отношений, связанных со снабжением водой и приемом сточных вод  через присоединенную сеть. Здесь  действительно в полной мере использована модель договора энергоснабжения. В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12. 02. 1999г. № 16, отпуск питьевой воды или прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам и заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отношения, не урегулированные Правилами, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями о купле-продаже, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации.

      Практически все пункты правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации содержат специальные правила, детализирующие и дополняющие нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения применительно к договору на снабжение абонента питьевой водой и прием сточных вод.

      Существенным  образом конкретизируется порядок  заключения договора.        В частности правилами предусмотрено, что для заключения договора абонент представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:  заявку с указанием объектов непосредственно присоединенных к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах,  а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;  документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разрешительную документацию на присоединение; схемы водоснвабжения и канализации; баланс водопотребления и водоотведения; план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и соеращению сброса сточных вод.

      Детализируется Правилами и круг существенных условий договора.              Так, в соответствии с п. 13 Правил в договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и/или прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия: режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод; лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод; качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод; условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод; осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод; порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая плату за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ; границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации и другие существенные условия.

      К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них.

      Содержат  правила и так называемые технические  нормы, соблюдение которых имеет  целью обеспечить безопасную эксплуатацию технических устройств и оборудования. К примеру, согласно п. 27 правил, водопроводные устройства и сооружения для присоединения к системе водоснабжения перед пуском в эксплуатацию подлежат промывке и дезинфекции абонентом при участии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства до получения результатов анализов качества воды, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, о чем составляется соответствующие акты. Подача питьевой воды осуществляется только при наличии разрешения  местных служб Госсанэпиднадзора.

      Количество  полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом  в соответствии с данными фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств  измерений, за исключением случаев, установленных правилами.  

      Для учета объемов питьевой воды, отпущенной абоненту, и принятых сточных вод  используются средства измерений, внесенные  в государственный реестр, по прямому  назначению, указанному в их технических  паспортах.         С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом36.

      Организации водопроводно-канализационного хозяйства  предоставлено право прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и/или прием сточных вод без предварительного уведомления в следующих случаях: прекращение  энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства; возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.

      Организация ВКХ может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и/или прием  сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора, а также территориальные подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ, в следующих случаях: резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; получение предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора; самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и/или канализации; попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; (п. 81, 82 правил).

      Для тех случаев, когда основанием для  прекращения или ограничения  организациями водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды или приема сточных вод служит неоднократная неоплата абонентом  полученной питьевой воды или сброшенных сточных вод, Правилами предусмотрена определенная последовательность действий сторон по прекращению договорных отношений.

      При неоплате абонентом поданной ему  питьевой воды или принятых сточных  вод за два расчетных периода, установленных договором, организация водопроводно-канализационного хозяйства письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ею срока могут быть ограничены подача питьевой воды или принятие сточных вод.

      При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводится ограничение подачи питьевой воды или приема сточных вод. При введении указанного ограничения об этом извещаются абонент, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ. Если по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи воды или приема сточных вод абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, то организация водопроводно-канализационного хозяйства может полностью прекратить подачу питьевой воды или приема сточных вод до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Организация водопроводно-канализационного хозяйства  обязана не менее чем за трое суток  сообщить абоненту, органам местного самоуправления, местным службам  Госсанэпиднадзора и территориальным подразделением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ день и час прекращения подачи питьевой воды или приема сточных вод.

      В указанный срок абонент должен погасить имеющуюся задолженность или  принять меры к безаварийному прекращению эксплуатации соответствующих технических устройств и сооружений.

      Подробно  регламентированы Правилами также  иные обязанности сторон по выполнению условий договора и ответственность  за его нарушение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Таким образом, завершая исследование правового  регулирования договоров энергоснабжения  в современных условиях установили, что в прежнем гражданском  законодательстве СССР и России данные договоры не нашли своего закрепления. Действовали лишь многочисленные подзаконные нормативные акты, которые основной массе потребителей не предъявлялись и не публиковались.

      С принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года впервые в истории отечественного права договоры энергоснабжения получили правовую регламентацию на уровне общесоюзного закона. Затем в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. Это обусловлено принятием и вступлением в силу Особенной части Гражданского кодекса РФ, который в параграфе 6 Главы 30 законодательно закрепил комплекс правовых норм о регулировании договоров энергоснабжения. В настоящее время среди ученых цивилистов не  возникает споров по поводу предмета договора энергоснабжения. Это действия сторон договора по снабжению электрической и тепловой энергией через присоединенную сеть. Однако необходимо учитывать, что существует запрет на совмещение деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по производству и купле-продаже. То есть сети не должны принадлежать энергоснабжающей организации.

      Что касается таких предметов договора, как снабжение водой, газом, и  т.д., то в соответствии со статьей 548 ПС РФ (п.2) к отношениям по снабжению  водой, газом и другими ресурсами  по общему правилу, применяются правила договора энергоснабжения, если иное не предусмотрено законодательными актами, договором или не вытекает из существа обязательства.

      На  этом основании в работе произведен анализ как договоров на снабжение  электрической и тепловой энергией, так и договоров на снабжение водой, газом.

      Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации договорам  по энергоснабжению придается очень  большое значение, они занимают важное место в жизни каждого гражданина, в деятельности любого предприятия, учреждения, и в целом для государства.

      Учитывая, что деятельность по производству и  распределению электрической, тепловой энергии, снабжению водой, газом  является сферой  естественной монополии, данные договоры дополнительно регулируются государством в лице антимонопольных органов. Кроме того, указанные договоры относятся к так называемым публичным договорам, которые обязательны для заключения сторонами - энергоснабжающими организациями.

      Хотя, государство и регулирует такую  сторону договоров энергоснабжения, как цена договора, тем не менее, поставщики услуг систематически стремятся включить в содержание договора условия, выгодные только для себя, в ущерб потребителям.

      Проанализировав судебную практику по спорам с участием энергоснабжающих организаций, необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время преобладают споры по таким основаниям, как неоплата или несвоевременная оплата стоимости энергии, воды, газа и т.п.

      Большинство судебных решений выносится в  пользу энергоснабжающих организаций. Однако, наряду с этим некоторые решения судов не отвечают требованиям законности и обоснованности и не дают достаточно убедительного ответа по существу споров, связанных с договорными отношениями в области энергоснабжения. Иногда в решениях неполно отражаются обстоятельства дела, нечетко формулируются требования,   возражения   и   объяснения  лиц,   участвующих   в   деле,   не раскрывается                        характер   правоотношений сторон, отсутствует анализ     доказательств,     их     оценка    и     юридическая     квалификация установленных фактов.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации