Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа
Целью исследования является достижение результатов исследования посредством выбора определенных методов и приемов, применяемые при решении следующих аналитических задач, а именно:
- определить гражданско-правовые характеристики договоров энергоснабжения в современном законодательстве Российской Федерации (далее по тексту РФ);
- проанализировать теоретические и практические проблемы заключения и исполнения договоров энергоснабжения;
- дать оценку применения правил об энергоснабжении к иным договорам. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения условий договоров, раскрывается причины «нерабочих» статей Гражданского кодекса.
В
отношении некоторых
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони
Ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов производится: организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов; энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов.
Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем.
Если по истечении 5 дней ведения ограничений подачи топливно-энергетических ресурсов организация-потребитель не погасит образовавшуюся задолженность, то энергоснабжающая организация вправе прекратить вообще подачу ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая организация обязана не менее, чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта РФ и Министерство топлива и энергетики.
После возобновления подачи топливно-энергетических ресурсов энергоснабжающая или газоснабжающая организация не обязана поставлять потребителю недоданное в результате введения ограничения или прекращения подачи количество топливно-энергетических ресурсов, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В
случаях, когда к сетям, принадлежащим
организации-потребителю, подключены
абоненты, которые своевременно оплачивают
использованные топливно-энергетические
ресурсы, организация-потребитель
В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут иметь место только по соглашению сторон, за исключением двух случаев.
Во-первых, такие действия допускаются энергоснабжающей организации при отсутствии соглашения сторон, но с предварительного уведомления абонента, если неудовлетворительное состояние энергоустановок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства должны быть удостоверены органом государственного энергетического надзора.
Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без предупреждения могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.
Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии с нарушением установленного порядка, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями.
Так, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к энергоснабжающей организации о взыскании ущерба, причиненного истцу в результате перерыва в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения.
Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на то, что перерыв в подаче электроэнергии был связан с невыполнением потребителем предписания государственного энергетического надзора об устранении недостатков в электроустановках.
Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, исковые требования удовлетворила по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче энергии допускается по соглашению сторон. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче энергии в случае, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан.
Осуществление указанных действий энергоснабжающей организацией возможно после предупреждения об этом абонента. Без предупреждения потребителя перерыв в подаче энергии допускается только при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации. (п.3 ст. 546 ГК РФ).
Поскольку перерыв в подаче энергии не был связан с принятием мер по предотвращению или ликвидации аварии, энергоснабжающая организация не вправе была прерывать подачу энергии без предупреждения об этом абонента.
В
таких случаях действия энергоснабжающей
организации рассматриваются
§
2.3. Применение правил об энергоснабжении
к иным договорам
Как
отмечалось, правила о договоре энергоснабжения
применяются также к
в работе уже упоминалось, что отдельные авторы считают, что правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть и что, следовательно, договоры на снабжение газом и другими товарами через присоединенную сеть заключаются и исполняются по модели договора на энергоснабжение33, но опыт прошлых лет свидетельствовал о том, что по крайней мере правовое регулирование снабжения газом вряд ли будет осуществляться с использованием норм о договоре энергоснабжения34.
Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05. 02. 1998г. № 162, определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Хотя, бесспорно, по своему юридическому содержанию нормы, включенные в правила поставки газа, скорее напоминают специальные правила, детализирующие положения, которые регулируют договор энергоснабжения.
К примеру, Правила предусматривают следующий порядок заключения договора на поставку газа.
Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организаций при наличии упомянутого разрешения. Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.
Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа. Разрешение на использование газа теряет силу, если покупатель не подготовился к приему газа в течение пяти лет после указанного в нем срока.
Поставка
газа производится на основании договора
между поставщиком и
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения. Покупатели же, заключившие договоры на поставку газа ранее, имеют право на пролонгацию этих договоров.
Покупатель
или поставщик газа имеет право
на его транспортировку в
Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.
Предложение
о заключении договора транспортировки
газа направляется газотранспортной или
газораспределительной
Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, а в случае неполучения в тридцатидневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного срока и/или срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации). В случае, если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда. (п.п. 4-11 Правил).
Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанным в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам стороны, принимающей газ, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течении которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Ответственность за техническое состояние и проверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств их проверки, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. В случае несогласия одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов стороны, передающей газ.