Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является достижение результатов исследования посредством выбора определенных методов и приемов, применяемые при решении следующих аналитических задач, а именно:
- определить гражданско-правовые характеристики договоров энергоснабжения в современном законодательстве Российской Федерации (далее по тексту РФ);
- проанализировать теоретические и практические проблемы заключения и исполнения договоров энергоснабжения;
- дать оценку применения правил об энергоснабжении к иным договорам. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения условий договоров, раскрывается причины «нерабочих» статей Гражданского кодекса.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его  ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования.

      В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области  контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.

      В-четвертых, правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК РФ. Напротив, детальное регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

      Ранее в юридической литературе предметом  договора энергоснабжения, как правило, признавалась собственно энергия как  ценность, самостоятельное экономическое  благо. К примеру, по мнению Б.М. Сейнароева, «предметом договора на снабжение электроэнергией является электрическая энергия, а действия по ее выработке и отпуску служат необходимым средством для выполнения энергоснабжающей организацией своих договорных обязательств»13.

      По  мнению Брагинского М.И., Витрянского В.В., а также ряда других юристов предметом обязательств, вытекающих из договора энергоснабжения, в первую очередь является действия энергоснабжающей организации по подаче энергии через присоединенную сеть на энергоустановку абонента, а также действия абонента по принятию и оплате энергии. Что касается энергии как самостоятельного экономического блага, то это объект второго рода, также являющийся составной частью предмета договора энергоснабжения14.

      Количество  энергии.

      В ГК РФ (ст.541) условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии определяется по-разному в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего: физическое лицо или организация.            В случае, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Что касается договоров энергоснабжения, заключаемых с абонентами-организациями, то энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Таким образом, количество подаваемой энергии является существенным условием договора энергоснабжения, заключаемого с абонентом-организацией. Договор энергоснабжения, в котором отсутствует данное условие, признается незаключенным.

      Так, в арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском  к муниципальному предприятию жилищно-коммунального  хозяйства о взыскании предусмотренного сторонами в договоре штрафа за неподачу тепловой энергии. Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что причиной неподачи тепловой энергии явилось уклонение акционерного общества при заключении договора от согласования количества ежемесячной и ежеквартальной поставки энергии. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил. Однако, кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила поскольку договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, не содержащий сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии, был признан незаключенным15.

      Условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой энергии считается согласованным при соблюдении двух обязательных условий: в договоре должны быть предусмотрены, во-первых, количество киловатт-часов электроэнергии, подлежащей отпуску абоненту, и, во-вторых, величина присоединенной или заявленной мощности энергоустановки абонента. Дело в том, что суммарные договорные величины потребления электрической энергии и мощности не должны превышать возможностей энергоснабжающих организаций по отпуску электроэнергии всем потребителям энергосистемы16.

      Особенности энергии как объекта договора энергоснабжения предопределяют своеобразие  ее приемки абонентом по количеству. Естественно, в данном случае исключается  возможность приемки энергии  как обычного товара, т.е. путем визуального осмотра, подсчета единиц товара и т.п. Имеется жесткая зависимость между производством энергии и ее потреблением в каждый данный момент времени, позволяющая говорить о неразрывности технологического процесса производства и потребления энергии. Поэтому количество фактически принятой энергии может определяться исключительно по показателям приборов учета. Данное обстоятельство особо отмечает        А.М. Шаффир, который подчеркивает, что споры между энергоснабжающей организацией и абонентом по количеству отпущенной энергии возникают обычно в виде оспаривания правильности показаний приборов учета. По его мнению, процедура определения количества поданной энергии и оспаривания правильности показаний приборов учета является, по существу, особой формой принятия энергии по количеству17.

      Поскольку условие о количестве отпускаемой  электроэнергии имеет значение для  определения не только объемов электроэнергии, подлежащей подаче, но и размера  ее оплаты, действия энергоснабжающей организации, меняющей в одностороннем  порядке условие договора о количестве, должны расцениваться и как действия, направленные на изменения в одностороннем порядке цены отпускаемой электроэнергии. Статьей 546 ГК РФ энергоснабжающей организации не предоставлено право одностороннего изменения условий договора. Следовательно, изменение договора в одностороннем порядке произведено ею неправомерно18.

      Договором энергоснабжения может быть предусмотрено  право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договоре количестве.

      Качество  энергии.

      Качество  подаваемой энергии должно соответствовать  требованиям государственных стандартов и другим обязательным правилам (ст. 542 ГК РФ). Отдельные качественные показатели устанавливаются соглашением сторон договора (например, напряжение электроэнергии, температура горячей воды, давление газа). Способы определения качества энергии, учитывая их техническую сложность, обычно регулируются в императивном порядке специальными нормативными актами, реже - соглашением сторон.

      Когда речь идет о качестве электрической  энергии, имеются в виду такие  ее параметры как напряжение и  частота тока. Качество тепловой энергии характеризуется температурой и давлением, пара, температурой горячей воды.

      Величина  напряжения тока определяется сторонами  при заключении договора энергоснабжения. "Предоставление самим сторонам права устанавливать в договоре необходимое напряжение тока обусловлено тем, что электрооборудование у различных потребителей рассчитано на работу при определенном напряжении. Поэтому при выборе величины напряжения стороны должны исходить из технической характеристики энергохозяйства потребителя и режима его работы"19.

      Другой  параметр качества электроэнергии - частота тока - определяется государственными стандартами и иными обязательными правилами и не относится к условиям договора, вырабатываемым по соглашению сторон.

      Кроме того, необходимо учитывать, что энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий и их деятельность может подвергаться регулированию, суть которого состоит в определении категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо определении минимального уровня их обеспечения.

      Цена и порядок расчетов

      Одна  из основных обязанностей абонента (потребителя) по договору энергоснабжения – осуществить  оплату принятой им энергии. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашениями сторон (п.1 ст. 544 ГК РФ).

      Оплата  энергии является наиболее сложным  и важным вопросом договора энергоснабжения. С ее осуществлением связано наибольшее число споров между потребителями и энергоснабжающей организацией.

      Оплата  полученной абонентом энергии должна производиться по ценам, регулируемым государством. ГК РФ (п.1 ст. 424) установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

      Как отмечалось, договор энергоснабжения  является публичным договором, что  предполагает установление одинаковых цен для всех потребителей. Исключение могут составить лишь случаи, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Кроме того, энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий и подпадают под действие федерального закона «О естественных монополиях», что предполагает применение специальных методов регулирования их деятельности, обеспечивающих защиту потребителей. Данные обстоятельства делают необходимым государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию.

               В настоящее время решение  этой задачи обеспечивается Федеральным  законом «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и  тепловую энергию в Российской  Федерации». Согласно этому закону  тарифы на электрическую и  тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

             Большая роль в деле государственного регулирования тарифов отводится Правительству РФ, которое: устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории России; формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ; определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов РФ, электрическую энергию, поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт; утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов; обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России. В частности в органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – Государственный комитет «Единый тарифный орган» (ЕТО)

      Согласно  ст.5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов РФ определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов РФ, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

      Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный  суд с иском к потребителю  о взыскании стоимости отпущенной в соответствии с договором  энергии. Факт потребления тепловой энергии был подтвержден актом сверки расчетов, подписанным представителем истца и ответчика. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования полностью.  Ответчик в апелляционной жалобе указал, что суд необоснованно  применил тарифы на тепловую энергию, установленные органами местного самоуправления. По его мнению, следовало применить тариф, установленный региональной энергетической комиссией.

      Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения по следующему основанию. Поскольку энергоснабжающая организация находится в муниципальной собственности, арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления20.

      В договорах энергоснабжения некоторые  организации самостоятельно вводят формулу для расчета стоимости  электроэнергии, которая содержит в  себе коэффициент за сверхнормативное потребление. Однако в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», как уже отмечалось, тарифы устанавливаются органами исполнительной власти и не могут быть изменены даже по соглашению сторон.

      Порядок расчетов за энергию, подаваемую по договору  энергоснабжения, определяется законом, иными правовыми актами или договором.  Указом Президента РФ от 18. 09. 1992г. № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» установлено, что энергоснабжающие организации производят расчеты с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций, в безакцептном порядке.

      В условиях, когда участники имущественного оборота лишены достаточного количества оборотных средств, что, в свою очередь, вызвало кризис неплатежей, Указ Президента РФ от 18. 09. 1992г. № 1091 сослужил плохую службу для самих энергоснабжающих организаций и породил серьезные проблемы в практике арбитражных судов по разрешению споров, связанных с расчетами по договору энергоснабжения. Многие арбитражные суды при рассмотрении исков энергоснабжающих организаций к абонентам о взыскании задолженности по оплате отпущенной энергии исходили из того, что установленный законодательством порядок безакцептного списания лишает энергоснабжающие организации права обращаться с соответствующими исками к абонентам.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации