Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является достижение результатов исследования посредством выбора определенных методов и приемов, применяемые при решении следующих аналитических задач, а именно:
- определить гражданско-правовые характеристики договоров энергоснабжения в современном законодательстве Российской Федерации (далее по тексту РФ);
- проанализировать теоретические и практические проблемы заключения и исполнения договоров энергоснабжения;
- дать оценку применения правил об энергоснабжении к иным договорам. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения условий договоров, раскрывается причины «нерабочих» статей Гражданского кодекса.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Так, энергоснабжающая организация обратилось в суд с иском к частному предпринимателю, самовольно подключившемуся к электросети, о взыскании стоимости потребленной им электрической энергии. Поскольку энергоснабжающая организация доказала факт потребления электрической энергии, требования истца об оплате отпущенной тепловой энергии были признаны судом обоснованными. Отсутствие письменного договора с потребителем не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость потребленной энергии25.

      Основной  вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК РФ, а также иных норм материального и процессуального права можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

      1) Для такой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий. При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора суды исходят из того, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставлять услуги возложено на коммерческую организацию. Кроме того, разногласия по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации.

      2) Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора,   не вправе оказывать предпочтение кому-либо из потребителей, обратившихся к ней в отношении заключения договора.  Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами.

      3) Условия публичного договора ( в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Применительно к договору энергоснабжения этот вопрос решается путем государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

      4) В отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

      5) В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда.

      Еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике  его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении  действия принципа свободы договора в отношении данного договора, состоит в следующем. Согласно п.4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Таким образом, законодатель исходит из того, что императивные нормы могут быть установлены не только федеральным законом, но и постановлениями правительства.

      Наряду  с признанием договора энергоснабжения  публичным договором некоторые юристы считают данный вид договора договором присоединения. Договор присоединения используется к отношениям по снабжению электрической и тепловой энергией, газом, водой граждан и юридических лиц, присоединившихся к договору не в связи со своей предпринимательской деятельностью.

      Профессор Садиков О.Н. в комментарии к  Гражданскому кодексу РФ считает, что  «к договору энергоснабжения и иным договорам снабжения через присоединенную сеть, заключаемым с юридическими лицами, вступающими в договор в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности едва ли могут подходить условия договора присоединения»26.

      Энергоснабжающая  организация является субъектом  естественной монополии и занимает доминирующе положение на рынке. При снабжении электроэнергией (теплом, водой) через присоединенную сеть отсутствует конкуренция, абонент лишен возможности выбрать контрагента и отказаться от присоединения к предложенному договору со стандартными условиями. В связи с этим использование энерго-, газо-, тепло-, водоснабжающей организацией формуляра или иной стандартной формы договора присоединения будет означать навязывание покупателю, приобретающему энергию для предпринимательских целей, любых условий, независимо от конкретных обстоятельств, и лишать его права влиять на них.

      Использование в  договоре присоединения только стандартных условий не соответствует  также правилам ГК РФ о договоре энергоснабжения, т.к. согласно ст. 541, 542, 544 ГК РФ условия договора о количестве, качестве, режиме подачи энергии, порядке расчетов за энергию, основаниях его изменения устанавливаются соглашением сторон, а не определяются одной из них.. Навязывание такого договора субьектом естественной монополии либо организацией, занимающей доминирующее положение, является в силу 10 ГК РФ злоупотреблением правом. Поэтому можно полагать, что субъекты естественной монополии и организации, занимающие доминирующее положение, не вправе в полной мере использовать нормы о примерном договоре. В этом случае предпочтение отдается нормам о публичном договоре. Это означает, что у присоединившейся стороны есть право заключить договор со стандартными условиями с протоколом разногласий и передать неурегулированные разногласия на рассмотрение суда27.

      Признание законодателем договора энергоснабжения  публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договора в обязательном порядке (ст.445 ГК РФ).

      Сфера применения названных положений  о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной  из сторон, ограничена случаями, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения договоров, как это имеет место применительно к договору энергоснабжения организаций.

      Правила о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон, сформулированы в ст.445 ГК РФ применительно у двум различным ситуациям: когда обязанная сторона (энергоснабжающая организация) выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор, или когда она сама направляет контрагенту предложение о его заключении. В обоих случаях действует общее правило, согласно которому правом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор.

      Получив оферту (проект договора), сторона, для  которой заключение договора является обязательным, должна в тридцатидневный  срок рассмотреть предложенные условия договора. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются именно обязанностью, а не правом стороны, получившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке.

      По  результатам рассмотрения предложенных условий возможны три варианта ответа.

      Во-первых, полный и безоговорочный акцепт (подписание договора без протокола разногласий). В этом случае договор будет считаться  заключенным с момента получения  лицом, предложившим заключить его, извещения об акцепте.

      Во-вторых, извещение об акцепте на иных условиях (направление стороне, предложившей заключить договор, подписанного экземпляра договора вместе с протоколом разногласий). В отличие от общего порядка заключения договора, когда акцепт на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты, получение извещения об акцепте на иных условиях от стороны, обязанной заключить договор, дает право лицу, направившему оферту, передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения извещения об акцепте оферты на иных условиях.

      В-третьих, извещение об отказе от заключения договора. Оно имеет практический смысл при наличии обстоятельств, которые рассматриваются законодательством  как обоснованные причины, являющиеся основанием к отказу от заключения договора. Например, если речи идет о публичном договоре, в качестве таких обстоятельств будут расцениваться лишь доказательства отсутствия возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить определенную работу. Если оферта исходит от стороны, обязанной заключить договор (как это имеет место в договоре энергоснабжения), и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленной в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора должна рассмотреть возникшие разногласия в течение 30 дней. По результатам рассмотрения возможны два варианта действий в отношении стороны, заявившей о своих разногласиях к предложенным условиям договора.

      Во-первых, принятие договора в редакции, зафиксированной  в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет  считаться заключенным с момента  получения этой стороной извещения  о принятии соответствующих условий  договора в ее редакции.

      Во-вторых, сообщение стороне, заявившей о  разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий.  Получение  извещения об отклонении протокола  разногласий либо отсутствие ответа о результатах рассмотрения по истечении тридцатидневного срока дают право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора.

      Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора.

      В рамках изучаемой темы необходимо рассмотреть  вопрос об особенностях заключения договора с физическим лицом, а также с юридическими лицами.

      В тех случаях, когда абонентом  выступает физическое лицо и энергия  используется последним в целях  бытового потребления, законодатель допускает  упрощенный порядок заключения договора: для того, чтобы признать договор заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети         (п. 1 ст. 540 ГК РФ).

      Договор энергоснабжения, заключаемый энергоснабжающей организацией с абонентом-гражданином, может быть отнесен, как уже отмечалось, к договору присоединения.

      Юридические последствия определения договора как договора присоединения заключаются  в наделении присоединившейся стороны  правом требовать расторжения или  изменения договора по особым основаниям, которые признаются таковыми в отношении иных гражданско-правовых договоров.

      Особые  основания расторжения или изменения  договора присоединения по требованию присоединившейся стороны заключается  в том, что присоединившаяся сторона  вправе потребовать изменения или расторжения договора, если он лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условий, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать при определении условий договора. 

      Договор энергоснабжения с абонентом-гражданином  считается заключенным на неопределенный срок. Помимо общих оснований изменения и расторжения договора к отношениям, связанным с энергоснабжением абонентов-граждан применяется специальное правило, согласно которому гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Обязательным условием реализации гражданином этого права является с его стороны уведомление об одностороннем расторжении договора энергоснабжающей организации, а также полная оплата использованной энергии.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации