Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является достижение результатов исследования посредством выбора определенных методов и приемов, применяемые при решении следующих аналитических задач, а именно:
- определить гражданско-правовые характеристики договоров энергоснабжения в современном законодательстве Российской Федерации (далее по тексту РФ);
- проанализировать теоретические и практические проблемы заключения и исполнения договоров энергоснабжения;
- дать оценку применения правил об энергоснабжении к иным договорам. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения условий договоров, раскрывается причины «нерабочих» статей Гражданского кодекса.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Включение в текст ГК РФ норм, регулирующих порядок заключения договора энергоснабжения между энергоснабжающими организациями и абонентами – юридическими лицами. Объясняется стремлением законодателя обеспечить стабильность договорных отношений по энергоснабжению. В случаях, когда срок действия договора энергоснабжения истекает и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Не допускается пауза в договорных отношениях и в тех случаях, когда по предложению одной из сторон заключается новый договор. До этого момента условия старого договора сохраняют свою силу.

      Как уже отмечалось, заключение с абонентом  договора энергоснабжения как публичного договора является обязанностью энергоснабжающей организации, и порядок оформления договорных отношений, в том числе порядок передачи на рассмотрение арбитражного суда разногласий по отдельным условиям договора, регулируется ст. 445 ГК РФ. Организация, выступающая в роли абонента, во всех случаях вправе обратится в суд с заявлением о таких разногласиях. Что же касается энергоснабжающей организации, то она вправе обратится в суд в связи с наличием спора относительно условий договора по общим правилам, предусмотренным ст. 446 ГК РФ.

      Разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения, могут быть переданы на рассмотрение суда энергоснабжающей организацией в двух случаях: если имеется  соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда либо если такая передача предусмотрена законодательством.

      Соглашение  сторон о передаче разногласий, возникших  при заключении договора, на разрешение суда может быть достигнуто путем  обмена письмами, телеграммами. Существует и такой вариант, когда условие о передаче разногласий на разрешение суда включается энергоснабжающей организацией в проект договора, а абонент в составленном им протоколе разногласий не высказывает замечаний по соответствующему условию проекта договора. Не исключена возможность принятия судом к своему производству споров, подлежащих передаче в суд по соглашению сторон, даже если отсутствует письменное соглашение, однако абонентом совершен ряд действий, свидетельствующих о том, что он не возражает против рассмотрения конкретного спора в суде, например, представлен отзыв на исковое заявление энергоснабжающей организации, в котором отсутствуют возражения относительно рассмотрения судом соответствующего преддоговорного спора.

      В связи с тем, что заключение договора энергоснабжения для энергоснабжающей организации является обязательным, важно отметить также, что имеются определенные обязательные условия, которые должны быть выполнены абонентом, претендующим на заключение договора энергоснабжения: он должен, как уже упоминалось, располагать отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, и другим необходимым оборудованием, а также обеспечить учет потребления энергии.

      В судебно-арбитражной практике по разрешению имущественных споров, связанных с энергоснабжением, решающее значение имеет не факт заключения договора с абонентом, а балансовая принадлежность энергопринимающих устройств28. Например, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоустановки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не рассматриваются в качестве основания освобождения указанной организации от обязанности возместить стоимость отпущенной энергии.

      Заключение  договора энергоснабжения с субабонентом

      В данном разделе работы необходимо упомянуть  и о взаимоотношениях по договору энергоснабжения между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом. Помимо получения согласия энергоснабжающей организации на подключение  субабонент должен обладать возможностью получать энергию посредством специального оборудования, а также подключиться к сетям абонента. Никаких других требований, кроме вышеперечисленных, ГК РФ не устанавливает, тем самым, позволяя субабоненту самому избрать различные способы оформления взаимоотношений по получению энергии и ее оплате.

      Фактически  на практике возможны следующие основные варианты взаимоотношений между  тремя субъектами, указанными в ст. 539, 545 ГК РФ:

      1) Возникновение договорных отношений между субабонентом и абонентом;

      2)Возникновение договорных отношений между субабонентом и энергоснабжающей организацией;

      3)Заключение тройственных соглашений одновременно между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом, предусматривающих порядок передачи и оплаты энергии субабоненту.

      Договор по передаче энергии, возможность заключения которого предусмотрена ст. 545 ГК РФ не обладает признаками публичности, поскольку, во-первых, для его заключения требуется согласие третьего лица – энергоснабжающей организации, а во-вторых, абонент по отношению к субабоненту сам не является энергоснабжающей организацией и соответственно для абонента заключение договора энергоснабжения является не только не обязательным, но и невозможным29.

      Этой  позиции придерживается ряд арбитражных судов, прекращая дела, в связи с их не подведомственностью арбитражному суду по искам субабонентов к абонентам о понуждении заключения публичного договора. (например, постановления ФАС Поволжского округа от 19. 09. 2002г. № А55-2304/02-24).

      Другой  возможный способ заключить договор энергоснабжения для субабонента – обращение с иском о понуждении заключения публичного договора к энергоснабжающей организации. Действительно, существует практика, признающая право субабонента требовать заключения с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения даже при отсутствии непосредственного присоединения к энергоснабжающей организации. (ФАС Восточно-сибирского округа от 23. 10. 2002г.                       № А33-7828/02-Сза-Ф02-3113/02-С1). Однако, данный вывод противоречит смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ: именно наличие непосредственного присоединения отличает правовой статус абонента от субабонента и допущение возможности заключения договора энергоснабжения энергоснабжающей организацией с субабонентом противоречит ст. 539 ГК РФ и лишае вообще смысла введение законодателем такой юридической дефиниции, как «субабонент»

      Некоторые авторы пытаются объяснить такое  большое разнообразие позиций и  неоднозначность толкования норм ГК РФ, тем, что «положения      ГК РФ базировались на нормах и понятиях Правил пользования электрической и тепловой энергией» и «отмена Правил привела к неопределенности в отношениях между абонентом и субабонентом»30, забывая при этом, что именно ГК РФ, а не в коем случае не Правила пользования электрической и тепловой энергией, играет роль «базиса» в гражданско-правовых отношениях и что указанные правила были отменены именно потому, что противоречили нормам ГК РФ.

      Неурегулированность вопроса взаимоотношений между  субабонентом, с одной стороны, и абонентом и энергоснабжающей организацией -  с другой, является пробелом законодательства. Однако представляется, что в условиях невозможности непосредственного присоединения субабонента к сетям энергоснабжающей организации и согласия энергоснабжающей организации на передачу энергии субабоненту, на субабонентский договор передачи электроэнергии, с учетом положений ст. 6 ГК РФ, суд вправе распространить нормы о публичности, регулирующие сходные правоотношения, вытекающие из договора энергоснабжения.

      Кроме того, суд может расценить действия абонента направленные на уклонение от заключения договора с субабонентом на передачу энергии, как злоупотребление правом и, применив ст. 10 ГК РФ, отказать абоненту в защите принадлежащего ему права, понудив заключить указанный договор. Выход может быть найден путем внесений изменений или уточнений в действующее законодательство, либо изданием соответствующего судебного акта по вопросу взаимоотношений абонента, субабонента и энергоснабжающей организации.

      Рассмотрим  основные способы оформления  правоотношений с субабонентом по получению энергии и ее оплаты.

      Субабонент, арендующий недвижимое имущество, компенсирует абоненту стоимость потребленной субабонентом энергии, не вступая в самостоятельные  договорные отношения с энергоснабжающей организацией. В этой ситуации субабонент включает платежи за энергию в состав арендной платы.

      Другим  вариантом  является заключение напрямую договора энергоснабжения, при этом оплата потребленной энергии производится на основании данных учета приборов, размещенных в занимаемых субабонентом помещениях. Примером законности таких прямых отношений между энергоснабжающей организацией и субабонентом являются следующие примеры из судебной практики. В постановлении ФАС Северо-западного округа от 29. 08. 2003г. суд прямо констатировал законность такой схемы, согласно которой между энергоснабжающей организацией и субабонентом был заключен договор на отпуск и потребление электрической энергии. По его условиям энергоснабжающая организация отпускает субабоненту электрическую энергию через электрические сети абонента, а субабонент принимает и оплачивает электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором31.

      Таким образом, субабонент, арендуя имущество, может выбрать один из возможных вариантов расчетов за потребленную энергию, получив на это соответствующее разрешение энергоснабжающей организации и субабонента.  
 

                   § 2.2. Изменение и расторжение договора энергоснабжения 
 

      Для  отношений, связанных с энергоснабжением потребителей, особое значение имеет обеспечение стабильности договорных связей. Поэтому применительно к договору энергоснабжения важно обеспечить чрезвычайно строгое соблюдение правил расторжения и изменения договора.

      За  исключением некоторых специальных  норм, регулирующих действия энергоснабжающей организации и абонента по прекращению  или изменению договорных отношений, к договору энергоснабжения подлежат применению общие положения о расторжении и изменении гражданско-правового договора. (ст.450-453 ГК РФ). В качестве общего правила установлена презумпция, в соответствии с которой основанием изменения или расторжения договора является соглашение сторон.

      Как исключение из общего правила предусмотрены  два случая, когла допускается  изменение или расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда.

      Во-первых, когда другой стороной нарушены условия  договора и эти действия могут  быть квалифицированы как существенное нарушение, т.е. нарушение, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

      Во-вторых, в иных случаях, предусмотренных  ГК РФ, другими законами или договором. К примеру, основанием для изменения или расторжения договоров присоединения (каковым является договор энергоснабжения, заключенный  с абонентом-гражданином) по требованию присоединившейся стороны может служить включение в договор условий хотя и не противоречащих закону, но являющихся явно обременительными для присоединившейся стороны. Право кредитора отказаться от договора принадлежит последнему также при принятии собственником либо уполномоченным органом должника – юридического лица решения о его реорганизации.

      Односторонний отказ от договора возможен только в тех случаях, когда это допускается законом или соглашением сторон. Односторонний отказ от исполнения договора означает соответственно расторжение или изменение этого договора.

      Применительно к договору энергоснабжения, когда  абонентом выступает юридическое  лицо, предусмотрено специальное  правило, согласно которому энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за  исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Энергоснабжающая организация вправе отказаться от договора энергоснабжения только при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты полученной энергии. Однако, необходимо отметить, что законодатель, распространяя действие ст.523 ГК РФ на отношения, связанные с расторжением договора энергоснабжения, предусмотрел, что законом и иными правовыми актами могут быть установлены случаи, исключающие ее применение, а стало быть, и одностороннее расторжение договора по инициативе энергоснабжающей организации. Ряд правовых актов, не допускающих прекращение энергоснабжения определенных групп потребителей, были приняты Правительством РФ. Например, постановление Правительства РФ от 28. 01. 1997г. № 74 был утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению. К числу таких стратегических  организаций - потребителей энергии отнесены: воинские части; исправительные учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, воинские части и другие объекты МВД России; федеральные ядерные центры и организации, работающие с ядерным топливом и материалами; организации по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, выполняющие государственный оборонный заказ; системы, обеспечивающие противопожарную безопасность и другие32.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договоров энергосбережения в современном законодательстве российской федерации