Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию проблем применения традиционного гражданского законодательства для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях. В рамках этого исследования прослеживается механизм действия гражданско-правовых норм в этой сфере, выясняются основные проблемные моменты, связанные со спецификой объекта регулирования, рассматриваются пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
Глава I Общие проблемы глобальной компьютерной сети Интернет 11
1 1 Краткая история возникновения и развития Интернет 11
1 2 Формирование законодательства, регулирующего отношения в области Интернет 19
1 3 Понятие и структура Интернет 30
1 4 Юридическая природа Интернет 51
Глава II Гражданские правоотношения в Интернет 68
2 1 Понятие и виды гражданских правоотношений в Интернет 68
2 2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений в Интернет 92
2 3 Сделки в Интернет 111
Глава III Отношения по размещению и распространению информации
в Интернет (на примере рекламы) 129
3 1 Понятие рекламы, ее размещения и распространения 129
3 2 Особенности размещения рекламы в Интернет 146
Заключение 160
Список литературы 165

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 176.58 Кб (Скачать)

 

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были изложены в опубликованных статьях, две из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень, определенный Высшей аттестационной комиссией.

 

Структура диссертации отвечает целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка используемых источников.

Заключение диссертации 

по теме "Гражданское  право; предпринимательское право; семейное право; международное частное  право", Дзагоев, Таймураз Вячеславович

 

Выводы по главе 3:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В результате проведенного диссертационного исследования представляется возможным  сформулировать следующие выводы.

 

Юридически значимые общественные процессы, объективно нуждающиеся в  социальном регулировании* со стороны  государства, стали переноситься в  электронную форму еще до появления  глобальной компьютерной сети Интернет. Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу, глобальная компьютерная сеть Интернет представляет собой идеальный  инструмент ведения экономической, и в том числе предпринимательской, деятельности с использованием новых информационных технологий.

 

Начиная развиваться как  военный и исследовательский инструмент, к настоящему времени сеть Интернет стала весьма активно использоваться хозяйствующими субъектами в различных областях предпринимательской деятельности. Можно рассматривать Интернет как особое публичное пространство, существенно отличающееся по своим характеристикам от привычного нам общества. Развитие сети Интернет поставило перед юридической наукой необходимость формирования специальной правовой отрасли, предметом регулирования которой являлась бы совокупность общественных отношений, возникающие и формирующиеся в Интернете.

 

С юридической точки зрения, с развитием сети Интернет не произошло  каких-то резких, кардинальных изменений  в общественных отношениях (строго говоря, сущность сделки купли-продажи  не меняется в зависимости от внешних  форм или способов ее оформления). В  то же время, практика показывает, что  для эффективного регулирования  отношений, возникающих и реализующихся  с применением сети Интернет имеющиеся  юридические механизмы, не всегда подходят в силу ряда особенностей.

 

В связи с тем, что отношения, реализующиеся в сети Интернет, имеют  разнородный характер, данные отношения  являются объектом правового регулирования.' норм международного права и норм различных отраслей национального • права.

 

Несмотря на положительные  изменения; наметившиеся в* законодательстве Российской Федерации, в. сфере правового  регулирования. Интернет отсутствует  единый подход к определению ключевых терминов в; данной сфере отношений, что может привести к неоднозначной  трактовке: этих терминов.

 

Анализ действующего российского  законодательства показывает, что вопросы  правового регулирования, связанные  с функционированием и развитием  системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже  о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства  РФ. Спектр этих законодательных актов  исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании  современных информационных технологий, затруднительно, тем более, что при разработке этих законов-в них не предусматривались соответствующие возможности. В связи с этим очевидно, что для правоприменительных органов (в том числе для судебных органов) данная область правоотношений является новой.

 

Так как информационные технологии являются достаточно сложной-сферой, оценить участие субъектов в совершении гражданско-правовых нарушений в сети Интернет, исходя только из общих гражданско-правовых норм об ответственности, довольно трудно.

 

В настоящее время возрастает количество правонарушений, совершаемых  в сети Интернет. Объектами правонарушений часто становятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства, индивидуализации. Это объясняется  несовершенством технических средств. защиты и отсутствием четкого правового регулирования в данной правовой сфере.

 

При этом одной из основных причин совершения хозяйствующими субъектами гражданско-правовых нарушений в  результате мошеннических действий с использованием сети Интернет является анонимность (или возможность участия  под псевдонимом) при совершении-сделок в Интернете.

 

С сожалением приходится констатировать, что многие лица, пострадавшие от гражданско-правовых нарушений в сети Интернет, отказываются от борьбы с такими правонарушениями в сети Интернет, полагая, что в  отношении сведений, распространяемых в Интернете, не действует российское законодательство или же полагая, что  отсутствует возможность доказать совершение правонарушения в связи  с динамичностью и легкостью  изменения информации на любом сайте  в Сети. Также одной из причин отсутствия широкомасштабной борьбы с правонарушениями в Интернете является отсутствие эффективного, но в то же время простого и понятного правового инструментария для пресечения подобных деяний.

 

Подобная ситуация представляется недопустимой в связи с тем, что  взаимосвязь между рыночной экономикой-и построением системы правовой охраны прав интеллектуальной собственности очевидна: нарушая авторское право, смежные права или права промышленной собственности, субъект' хозяйственной деятельности нарушает право собственности на результаты чужого интеллектуального, творческого труда и при этом получает неоправданные преимущества по сравнению с конкурентами.

 

В настоящее время законодательное  регулирование использования/ новейших информационных технологий, в том  числе Интернета, особенно при заключении сделок, нуждается в совершенствовании. В юридической литературе справедливо  отмечается расплывчатый, декларативный  характер многих положений современного российского законодательства, регулирующего  информационное обеспечение.

 

Функционирование Интернета  вызывает правовые проблемы, разрешение которых часто вызывает сложности. В ряде случаев' к отношениям, возникающим  через посредство Интернета, можно применить действующие нормы, некоторые же вопросы требуют специального регулирования.

 

Говоря о гражданско-правовой защите сделок, совершаемых с •  использованием сети Интернет, можно  прийти к выводу о том, что данная сфера общественных отношений находится  на начальном этапе своего развития, что выражается в наличии следующих  нерешенных проблем:

 

- отсутствует единая нормативная  база по регулированию вопросов  заключения сделок через Интернет;

 

- отсутствуют достаточные  правовые гарантии прав и интересов  участников экономической деятельности  в сети Интернет;

 

- осуществление расчетов  в сети Интернет затруднено  из-за отсутствия необходимой  нормативной базы в отношении  соответствующих платежных средств; 

 

- сложности в нормативно-правовом  регулировании сделок с контрагентами,  находящимися на территории другого  государства, в том числе принудительного  осуществления вытекающих из  этих сделок обязанностей, вызванные,  в частности, тем существующее  в настоящее время регулирование  внешнеторговой деятельности и  законодательство о таможенном  и валютном контроле не приспособлено  к нуждам и возможностям осуществления  хозяйственной деятельности в  сети Интернет;

 

- в действующем законодательстве  недостаточно полно урегулированы  вопросы защиты прав потребителей  в сделках, заключаемых в Интернете;  так, в частности, при осуществлении  платежных операций с использованием  банковских карт стороны сделки  оказываются незащищенными в  случае мошеннических действий  любого лица.

 

Одной из особенностью сделок, заключаемых в сети Интернет, является то, что при заключении таких сделок контрагентами используются новые, ранее неизвестные науке гражданского права способы идентификации (установления личности) контрагентов: регистрация  учетной записи на сервере, обмен  письмами электронной почты и  сообщениями служб мгновенного  обмена сообщениями, использование  электронной цифровой подписи, а  также комплексная идентификация (использование нескольких способов идентификации одновременно).

 

Субъектами договорных отношений, возникающих в сети Интернет, могут  быть все субъекты гражданского права (физические и юридические лица, публично-правовые образования), особых требований к ним с правовой точки  зрения не предъявляется, а действуют  общие положения, определяющие их правоспособность и дееспособность. При этом, хотя фактически участие в таких договорных отношениях, как правило, требует  использования тех или иных технических  и программных средств, данное условие  не является обязательным и не ограничивает субъектный состав исследуемых отношений. При этом имеются существенные особенности  идентификации субъектов указанных  договорных отношений.

 

Проблемы выбора эффективного механизма правового регулирования  общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, становятся все  более актуальными как для  большинства индустриально развитых государств, в том числе в лице их контрольно-надзорных органов  и международных организаций, так  и для потребителей различных  товаров, работ и услуг, распределяемых (осуществляемых и оказываемых) с  использованием сети Интернет, а также  физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет. Особое значение указанные проблемы приобретают для Российской Федерации с учетом фактического отсутствия эффективно функционирующего, закрепленного на законодательном уровне правового механизма обеспечения информационной безопасности, наличия существенного отставания России от большинства развитых государств и ряда государств с переходными экономиками по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий.

 

При этом, как показала практика, невозможно в полной мере воспользоваться  и опытом западных стран. На сегодняшний день не существует признанной во всем мире единой концепции регулирования общественных отношений, формирующихся в информационной, среде глобальных компьютерных сетей, отсутствуют универсальные международные конвенции в указанной сфере. Вместе с тем, глобальная компьютерная, сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь российского общества, что предполагает неминуемый переход от саморазвития (саморегулирования) к государственному регулированию информационной деятельности, связанной с этой глобальной информационно-коммуникационной сетью.

 

В России не существует отдельной  отрасли законодательства, регулирующей отношения в Интернет. Кроме того, нельзя назвать обширной^ существующую судебную практику, складывающуюся в связи, с использованием сети Интернет, является низкой правоприменительная' активность органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере. Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны ЕС, российское специальное законодательство в области Интернет находится на начальном этапе развития. При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии, эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря* на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. Причинами этого являются недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных-нормативных положений.

 

В связи с тем, что законодательством  Российской Федерации в настоящее  время нормы, регулирующие эмиссию  и обращение на территории Российской Федерации «электронных денег», решением Комитета по финансовому рынку Государственной  Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 22.06.2009г. №71/12.2 «О создании рабочей  группы по разработке проекта федерального закона «Об электронных деньгах» создана рабочая группа по разработке указанного законопроекта в составе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также иных органов и организаций в качестве экспертов.

 

Предполагается, что цель данного законопроекта - защитить участников отношений с использованием электронных  денег от недобросовестных эмитентов, которые не смогут обеспечить оборот средств. Планируется законодательно закрепить основные понятия и  саму процедуру оборота таких  средств. Ожидается, что наиболее спорными моментами станут налогообложение  операций и защита прав потребителей.

 

Законодателю следует  провести четкое законодательное разграничение  между открытыми и закрытыми  системами электронных платежей. Там, где сумма на счете может  использоваться только для приобретения товаров или услуг, предлагаемых эмитентом или тесно связанными с ним структурами, имеет место  закрытая система. В этом случае допустимо  избегать жестких законодательных  предписаний в отношения сторон (за исключением установления лимита по операциям и балансу счета). Для открытых систем, когда виртуальный  счет может использоваться как практически  полный эквивалент текущего счета, необходимо ввести в отношении эмитента минимальные  лимиты достаточности капитала и  ликвидности, разумные требования к  инвестированию денежных активов, и, возможно, ограничить операции. Этот подход оставляет  простор для инноваций, позволяет  сохранить гибкость, выверить степень  жесткости и качество регулирования  в соответствии с масштабом деятельности небанковских организаций-эмитентов, отставляя пространство для маневра  по мере развития рынка и накопления опыта в случае появления новых  рисков или возрастания старых.

Информация о работе Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях