Бюрократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

Бюрократия.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    - создание специальной государственной  программы, в рамках которой  через центры по информированию  граждан обеспечен доступ любого  гражданина к административной  информации;

    - внедрение информационной системы,  позволяющей гражданам и частным  структурам иметь доступ к  информации о состоянии рассмотрения  заявок, обращений, жалоб, других  документов, о должностных лицах  и службах, которые занимаются  их вопросами;

    - формирование негативного отношения общества к коррупции посредством просветительской работы с несовершеннолетними, создания художественных фильмов и другой медиапродукции;

    - избавление от распространения  вредного мифа - "воруют все", создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии;

    - распространение среди населения  информации с комментариями юриста и психолога о том, как поступать при нарушении прав; распространение правовой грамотности среди населения;

    - использование в формировании  надлежащего общественного мнения  средств массовой информации, обеспечение  свободы СМИ в получении и  распространении информации о коррупции;

    - внедрение правила, согласно которому  в случае серьезных подозрений  о наличии коррупции среди  сотрудников определенного департамента  или учреждения руководство этого  учреждения прибегает к использованию  различных средств профилактики.

    Правовые  технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции:

    - пересмотр уголовного законодательства  и ответственности за коррупцию  (установление запретов на занятие  в дальнейшем государственных  должностей, конфискация имущества  и др.);

    - амнистия не должна распространяться  на лица, осужденные за коррупционные  преступления, увеличение сроков  для снятия или погашения судимости.  Внесение соответствующих изменений  в ст. 84-86 Уголовного кодекса РФ;

    - установление достаточного срока  для рассмотрения коррупционных правонарушений, для более тщательного рассмотрения дел и обеспечения неотвратимости наказания для лиц, совершивших коррупционное правонарушение;

    - установление возможности ограничения  права на неприкосновенность  частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в отношении определенного круга лиц, находящихся на государственной службе, поскольку деятельность чиновника является публичной;

    - введение в практику законотворческой  деятельности обязательного проведения криминологической экспертизы крупных законопроектов в области антикоррупционной политики;

    - отмена презумпции невиновности  в отношении чиновников, расходы  которых значительно превышают  доходы;

    - установление жесткого финансового контроля над доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, декларирование доходов государственными служащими и членами их семей, комплексная проверка заявленных документов, а также изучение деятельности членов семей, занятых в предпринимательстве, на предмет использования "властного ресурса" в целях семейного обогащения;

    - нормативное закрепление правила,  согласно которому государственный  служащий, в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения, должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение, и потребовать письменного подтверждения распоряжения;

    - расширение составов коррупционных  преступлений, имеющихся в Уголовном кодексе РФ. Фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, создание благоприятных условий для политических партий, незаконное обогащение (появление у должностного лица имущества или денежных средств, происхождение которых он не может объяснить) по большей части неизвестны российскому уголовному законодательству. Не всегда перечисленные деяния охватываются составами преступления, предусмотренными в ст. 285 и 286 УК РФ.

    Технологии  деятельности по предупреждению и пресечению коррупции организационно-технического характера:

    - создание независимого органа  для проведения антикоррупционной  политики, взаимодействующего с  органами безопасности и внутренних  дел, с совещательным органом  при Президенте РФ и наделенного  особыми чрезвычайными полномочиями. Данный орган должен действовать на началах коллегиальности и создаваться парламентом;

    - создание в субъектах РФ специализированных  советов, органов или инспекций  по координации антикоррупционной  деятельности, с полномочиями проверки  и анализа законопроектов на  них коррупциогенность;

    - использование метода провоцирования  на коррупционные действия при  условии закрепления в трудовом  контракте чиновника возможности  использования данной технологии;

    - использование системы многоканального  получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях;

    - принятие жалоб от населения  на неправомерные действия чиновников, осуществляемое не правоохранительными  органами, а специальными общественными  организациями с последующей  их передачей в правоохранительные  органы при условии постановки на особый контроль руководством соответствующих правоохранительных органов;

    - создание и навязывание иных, нежели взятка, инструментов быстрого  разрешения проблем (например: введение  в Федеральной таможенной службе  системы электронной декларации);

    - установление постоянной отчетности  и гласности в вопросах обнаружения  коррупции и обсуждение последствий  - наказаний за коррупционные  действия. Получение населением  информации о планах, решениях  и действиях властей с целью  налаживания общественного контроля за властью;

    - использование в процессе подготовки  государственных служащих практических  занятий с целью формирования  навыков принятия решений в  случаях, когда чиновник сталкивается  с возможностью коррупции;

    - включение в программы тестирования кандидатов при принятии на государственную службу Правил служебной этики государственных служащих, текст которых должен стать доступным любому гражданину, посетившему государственный орган, для чего должен быть размещен на самом видном для посетителей месте;

    - введение института Присяги государственного  служащего;

    - введение практики распределения  выпускников вузов и лиц, поступающих  на государственную службу, способствующей  пресечению формирования в государственных  органах неформальных групп (кланов), которые способствуют развитию системной коррупции и созданию в органах власти организованных преступных групп управленцев;

    - установка в каждом государственном  органе телефонов доверия и  публикация их номеров в средствах  массовой информации;

    - закрепить обязанность руководителя государственного органа рассмотреть поступившие сообщения о нарушении государственными служащими Правил служебной этики, принять по ним соответствующие меры, при этом обеспечить пресечение фактов преследования за критику. Информация о принятых мерах к должностному лицу, нарушившему нормы служебной этики, доводится до сведения заявителя, коллектива сотрудников государственного органа и может быть опубликована в средствах массовой информации;

    - введение ротации чиновников во избежание формирования устойчивых коррупционных связей. Ротация возможна в рамках одного или нескольких федеральных округов;

    - расширение практики применения  современных методов осуществления  социальных выплат с помощью  электронных средств безналичного  расчета, что уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.

    Представленные  технологии противодействия коррупции  предполагают их четкую правовую регламентацию, наполнение соответствующими мерами24 организационно-технологического характера с введением ответственности руководителей государственных органов за состояние антикоррупционнных мероприятий. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства  и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства. Законодательство должно быть ориентировано на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне Российской Федерации и органов в субъектах РФ с наделением их особыми полномочиями. Необходимо, чтобы общество было ознакомлено с особенностями проведения антикоррупционной политики. Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях. Должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата. Неотъемлемой частью антикоррупционной политики должна стать ратификация и исполнение международных договоров и конвенций.

    Вывод Первым ученым давшим понятие бюрократии и систематизировавшим анализ государственной бюрократии стал М. Вебер. Исходным пунктом анализа бюрократии для М.Вебера является факт роста и усложнения организаций в современном обществе. Он рассматривает бюрократию как основу современной теории принятия решений. Главной характеристикой бюрократии у него стала рациональность поведения и действия, обусловленная как ее особым положением в иерархии общества, так и жесткой связью с правилами функционирования всякой сложной организации.

- Существенную роль в развитие теории бюрократии сыграл К.Маркс, несмотря на то, что проблема бюрократии не являлась центральной и не получила систематического рассмотрения в трудах К.Маркса. Специфика идеи Маркса состоит в том, что он дал более конкретный и более социологический поворот политическому варианту анализа. Главной целью бюрократии у Маркса становится стремление снизить остроту конфликта в обществе.

- Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;

 - Результаты исследования показали, что чиновничество разлагает общественное сознание, создавая у молодежи ощущение, что коррупция - это правильный способ заработать на жизнь», - прокомментировала последние данные руководитель Центра изучения элиты ИС РАН Ольга Крыштановская, заметившая, что сегодня в стране возник «феномен создания класса чиновничества, защищающего собственные классовые интересы». Очевидно, что унаследованная Российским государством система государственной службы нуждается в глубоком и всестороннем реформировании. Это обусловлено как принципиально изменившимся характером стоящих перед государством задач, так и постепенно складывающимся новым типом отношений между властью и формирующимся гражданским обществом. В связи со вторым моментом особое значение в новых условиях приобретают и обращенные к государственному управлению политические ожидания граждан. Нам надо как можно быстрее перейти к новой модели государственного управления. Любые преобразования обречены на неудачу, если одновременно не реформируется аппарат государственной власти.

Информация о работе Бюрократия