Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении
§1.Теория
организаций, объяснение феномена бюрократии
Начать рассмотрение вопроса
феномена бюрократии
§2.Исторические
типы бюрократии, Российский тип
Обратимся к истории вопроса.
Специалисты обычно выделяют
три-четыре основных типа бюрократии
в истории развития общества: патриархальную,
восточную, рациональную (Веберовскую)
и «отзывчивую», которая с трудом формируется
сейчас в цивилизованных странах Запада.
В России бюрократия долгое время сохраняла
и, к сожалению, продолжает сохранять многие
черты патриархального типа. Что такое
российская бюрократия в прошлом? Лучший
ответ на этот вопрос дает, на мой взгляд,
бессмертное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор».
Основные черты ее стиля управления, собственно,
две: 1) служу своему начальнику; 2) обществу,
гражданам служу в той мере и таким образом,
как этого хочу я сам. При такой организации
государственной службы на объективность,
компетентность, справедливость, деловитость
чиновника рассчитывать не приходится:
сроков рассмотрения дел не существует,
порядок делопроизводства и подведомственность
крайне неопределенны, а главное - во всем
господствует произвол, личное усмотрение
решающего вопрос с непременными спутниками
-взятками, вымогательством, протекцией.
Исход дела решает не правота человека,
не объективные обстоятельства, а его
статус, богатство, связи, ловкость, умение
«задобрить» нужную персону. Патриархальная
система имела и некоторые достоинства.
Так, если просителю удавалось установить
с должностным лицом личный контакт и
возникали не холодные, деловые, а теплые,
почти дружеские отношения, то проситель
мог без формальных проволочек решить
свое дело. Но недостатки явно преобладали.
В качестве альтернативы патриархальной
системе постепенно стала складываться
иная, современная форма решения текущих
государственных дел, которой в идеале
присущи такие черты, как компетентность;
ведение дел бесстрастными исполнителями
в полном соответствии с законодательством;
упорядоченность делопроизводства; свобода
от субъективных влияний. Словом, организация
государственной службы современного
типа предполагает господство общеобязательных4
регламентированных процедур, исполнение
которых не должно зависеть от того, кто
именно и по отношению к кому их выполняет.
Все равны перед единым порядком. Унификация
становится гарантией против недостатков
конкретных людей и возможных злоупотреблений.
Такова концепция рациональной бюрократии,
как ее сформулировал М.Вебер. По Веберу,
основные характеристики бюрократии сводятся
к следующему: 1) бюрократическая юрисдикция
четко зафиксирована нормативным образом:
2) иерархическая организация бюрократической
структуры основана на твердо установленных
принципах должностной субординации;
3) вся формальная внутриорганизационная
деятельность (распространение информации,
принятие решений, директивы и т.п.) осуществляется
в форме письменных документов, подлежащих
последующему хранению; 4) все должностные
лица должны быть хорошими специалистами
в области администрирования, компетентными
не только в сфере собственных должностных
обязанностей, но и в области норм, правил
и процедур деятельности бюрократической
организации в целом. Технически, по М.Веберу,
это самая совершенная форма организации
государственной службы. Ее превосходство
проявляется в четкости, быстроте, компетентности,
преемственности, единстве, субординации,
стабильности, относительной дешевизне
и, наконец, безличном характере деятельности.
«Идеологической» основой веберовской
модели были три постулата: 1) бюрократия
одинаково эффективно служит любому политическому
«хозяину», не вмешиваясь при этом в его
компетенцию; 2) это наилучшая из всех возможных
форм организации; 3) важнейшее ее достоинство
- эмансипация от субъективных человеческих
влияний на принятие решений. Нет сомнения,
что 5подход Вебера составил эпоху
в административной науке и практике,
стал фундаментальной основой теории
управления в индустриальном обществе.
И значение его до сих пор далеко не исчерпано.
Но жизнь все же оказалась сложнее идеальных
схем М.Вебера. Уже начиная с К.Маркса,
исследователи часто отмечают у бюрократии
развитых государств такие черты, как
своекорыстие, корпоративность, формализм,
карьеризм, притязание на монопольную
компетентность, отношение к гражданам
как «винтикам» безличной машины. И как
общественный результат - перерождение
рациональной бюрократии, фактическое
отчуждение рядовых граждан от власти
и управления. Как заявил в свое время
В. Остром, один из наиболее авторитетных
политологов современности, практическое
воплощение в жизнь веберовского идеального
типа «полностью развитой бюрократии»
способно создать такую бюрократическую
машину, при которой профессиональные
бюрократы соединятся в цепи, а граждане
превратятся в зависимые массы, в беспомощных
«дилетантов» при своих политических
«хозяевах». Господство полностью развитой
бюрократии превратит все формы конституционного
правления в равнозначные фикции. Единственной
политической реальностью останется бюрократия.6
§3. Пути преодоления бюрократизма
Поскольку в основе бюрократизма лежат экономические, организационные, политико-идеологические, социокультурные корни, необходимы изменения экономических, организационных, социальных, политических и других условий, способствующих обюрокрачиванию управленческих процессов. Успех борьбы с бюрократизмом в России определяется тем, по какому пути социально-экономического и политического развития пойдет страна, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости, как будут осуществлены принципы демократической самоуправляемости.
Бюрократизм приобретает тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизация системы управления лишит бюрократизм благоприятной среды, тех "ниш", в которых он сейчас размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в широком контексте демократического обновления, недопустимо ее сведение к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления.
Освобождаясь от ошибок и перехлестов прежней системы, люди нередко впадают в другую крайность - вседозволенность, не знающую границ. Демократия - это не вседозволенность, а порядок, основанный на самоконтроле общества, гражданской зрелости и высокой культуре людей, особенно занятых в аппарате органов государственной власти.
Успешной
борьбе с бюрократизмом могут
и должны способствовать система
социального оппонирования
В сфере государственного управления работают люди, занятые сложным, специфическим видом умственного труда - управленческим трудом. Из его особенностей вытекают и особые требования к управленческим кадрам, в частности, компетентность (знание профессии), деловитость (умение вести дело), сочетание научного и административного подходов, организованность, высокая порядочность и ответственность.
По
мнению большинства респондентов, нынешним
государственным служащим в значительной
степени свойственен
Непрофессионализм
чиновников порождается, во-первых, отсутствием
научной системы работы с кадрами
во всех звеньях государственного организма,
диктатом назначенчества; во-вторых, во
многом сохраняющимся сегодня
Повышение эффективности работы аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения научной организации, механизации и автоматизации управленческого труда, создания в коллективах атмосферы, где все борются за "высшее качество". При этом выделим три направления. Первое - применение вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Второе - использование средств оргтехники для сбора, обработки, составления, копирования, размножения, хранения, поиска и пересылки документов. Третье - создание служб психологического сопровождения управления. Наибольший эффект достигается при сочетании этих направлений.
Бюрократизм не может не проявляться в развитой системе управления, в которой субъект и объект управления в той или иной мере отделены друг от друга, где субъект управления специализируется и профессионализируется. Каждый государственный служащий в той или иной мере бюрократ. Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения бюрократизма необходимо уничтожить государственную службу, профессиональный аппарат власти или управления. Такая идея ошибочна и малопродуктивна. Выход лежит в другой плоскости поиска. В этой связи необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в специальный раздел теории управления для более глубокого их анализа.
Реформирование
системы государственной службы
Российской Федерации как приоритетное
направление государственной
приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, создание целостной системы государственной службы;
разграничение функций и полномочий государственных органов, их подразделений, а также их рационализацию;
формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности;
разработку эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
создание нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.
Реформирование системы государственной службы следует проводить по следующим направления:
1.
Упорядочение функций и
Например, возможен переход к трехуровневой системе федеральных органов власти (аппарат Правительства РФ - министерство - служба / агентство / надзор), что позволит четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти и оптимизировать их состав и механизмы функционирования.
При этом каждый тип органов государственного управления имеет свои специфические функции: министерство занимается выработкой государственной политики и координацией деятельности государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере (примерами министерств могут служить министерства финансов, юстиции, обороны); службы - это органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (служба судебных приставов, налоговая служба, таможенная служба); надзоры - органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектами и населению; агентства - органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на платной основе (примерами агентств могут служить авиационно-космическое агентство, статистическое агентство).