Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65
2. Организационно-экономические механизмы функционирования государственной службы (планирование, организация и оценка деятельности, финансирование и управление бюджетными средствами).
3.
Статус работников органов
4.
Внедрение современных
5.
Материально-техническое
6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров для сферы государственного управления.
Предусматриваемые
меры призваны повысить эффективность
государственной службы РФ в интересах
развития гражданского общества и государства,
укрепить доверие граждан к аппарату
органов государственной
Реформирование государственной должно обеспечить создание действенных механизмов:
предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;7
подконтрольности
и открытости системы государственной
службы гражданскому обществу, включающих
использование современных
дебюрократизации
отношений между
Конечной
целью реформы государственной
службы является обеспечение четкой,
эффективной и экономной
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление
Коррупция
как явление действительности представляет
собой особенный, специфический
социальный конфликт, существующий на
рубеже экономики и права. Специфика
его заключена в том, что он
неизбежно возникает между
§1.
Природа коррупции и ее виды
Одно
из первых упоминаний о коррупции
в системе государственной
Философ считал, что: "корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой, лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение". Платон и Аристотель рассматривали коррупцию прежде всего как политическую категорию, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. Аналогичных взглядов придерживался Н. Макиавелли, Ж. - Ж. Руссо и ряд других мыслителей прошлого. Так, Н. Макиавелли рассматривал коррупцию как свидетельство общего заболевания государства, разрушающего гражданскую добродетель, Ш. Монтескье характеризовал ее как дисфункциональный процесс, в результате которого хороший политический порядок или система превращаются в негодные, монархия вырождается в деспотизм. В более позднее время акцент в определении коррупции переносится с социально-политического аспекта на криминологическую, уголовно-правовую сторону. Как отмечал Т. Гоббс, "одно и то же противозаконное действие является большим социальным злом, если имеет место коррупция, то есть преступление проистекает из-за того, что человек, полагаясь на свою силу, богатство или друзей, надеется оказать сопротивление агентам закона. Попытка избежать наказания с помощью силы, по Т. Гоббсу, есть корень, из которого вырастает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам". М.А. Бакунин определял коррупцию как полное безразличие индивида к общественной пользе и солидарности во имя личной выгоды. Если говорить о видах коррупции, то их всего три. 1)Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
2)Деловая
коррупция возникает при взаимодействии
власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного
спора, стороны могут стремиться заручиться
поддержкой судьи с целью вынесения решения
в свою пользу.
3)Коррупция
верховной власти относится к политическому
руководству и верховным судам в демократических
системах. Она касается стоящих у власти
групп, недобросовестное поведение которых
состоит в осуществлении политики в своих
интересах и в ущерб интересам избирателей.
§2. Понятие
коррупции. Субъекты коррупционных отношений
Среди факторов, оптимизирующих процесс борьбы с коррупцией, 12особенно большое значение имеет выбор научно-обоснованного подхода к проблеме определения субъектов коррупционных отношений (далее - субъекты коррупции). Традиционно считается, что основным субъектом коррупции является должностное лицо. Однако к числу не менее значимых субъектов коррупции относятся физические и юридические лица, которые способствуют коррупции в форме соучастия. Их деятельность имеет организованный и конспиративный характер двух или более лиц с распределением по ролям на исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников. В специальной литературы указывает, что под коррупционной деятельностью субъектов коррупции авторы понимают деятельность, направленную на получение различных материальных и (или) нематериальных благ и льгот в личных или групповых интересах. Отмечается внешняя тождественность корыстных мотивов осуществления их деятельности. Однако при этом указывается на наличие внутреннего расхождения в целях и задачах, которые ставят перед собой субъекты коррупции. У коррупционера мотивом совершения правонарушения является прямое личное обогащение, у коррумпатора и корруптера - обеспечение этой деятельности, которая приносит личное (корпоративное) обогащение или иные блага. При этом она рассматривается в одном случае как «противоправная», «не предусмотренная законом», «преступная» или как «комплекс правонарушении… выражающийся в любом незаконном или противоречащим конституционным основам способе присвоения материальных благ, преимуществ…». Другая часть авторов, которая поддерживается и нами, считает, что деятельность субъектов коррупции не обязательно должна носить преступный характер. Так, например, авторы Большого энциклопедического словаря придерживаются мнения, что 13коррупция, «как правило, сопровождается нарушением законности», другими словами, они не отрицают возможности случаев, когда субъект коррупции не попадает ни под один из видов юридической ответственности. Профессор Л. И. Гуров, придерживаясь той же точки зрения, считает, что эта деятельность основана не только на противоправных, но и «на иных сделках должностных лиц». Для того чтобы разобраться, кого именно законодатель подразумевает под коррупционером, необходимо проанализировать понятия. Условно все эти определения можно разделить на несколько групп.
1-я группа — это только лица, являющиеся государственными служащими, и (или) государственными должностными лицами. Авторы определяют их по-разному. В одном случае они рассматривают этот вопрос достаточно узко. В их понимании это только «должностное лицо государственного аппарата». Существуют и широкие толкования понимаются «чиновники». Правовое закрепление такого подхода в определении субъекта, по-видимому, исходит из международного определения правонарушения коррупции, данное в комментарии к ст. 7 принятого 17 декабря 1979 г. ООН «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», в котором под субъектом коррупции понимаются «должностные лица по поддержанию правопорядка». Однако это международно-правовое определение коррупции нельзя отнести к разряду универсальных, потому что, во-первых, из всего многообразия подверженных коррупции публичных лиц здесь имеются в виду лишь должностные лица по поддержанию правопорядка, во-вторых, в определении отсутствует целая группа субъектов коррупции, без которых она вообще не может состояться, т. е. лицо подкупаемое и лицо подкупающее.
2-я группа — это лица, являющиеся служащими как государственного аппарата, в том числе и должностными лицами, так и лицами, которые замещают должности в иных организациях, т. е. негосударственных. Организации негосударственные более многочисленны — муниципальные организации, политические партии, объединения граждан и т. д. Все они выполняют свои специальные задачи и функции, руководствуясь законами и другими актами, действуя в рамках своих уставов, подчиняясь государственному регулированию лишь в части соответствия их деятельности закону. Государство не ставит перед ними задач повседневного выполнения государственных полномочий.
Большинство авторов этой группы под субъектом коррупции предлагают понимать всех должностных лиц, без учета форм собственности, другие добавляют к должностным лицам государственных чиновников, политических и общественных деятелей. Следующая часть ученых считает субъектом коррупции «лиц, находящихся на государственной и общественной службе либо «на государственной или иной службе», а также «различные категории служащих». Авторы, рассматривающие коррупцию в экономической сфере, понимают под субъектом «чиновников госаппарата и руководителей фирм, оформляющих сделки».
3-я
группа — лица, приравненные к лицам, уполномоченным
на выполнение государственных функций,
или лица, приравненные по своему социально-экономическому
статусу к лицам, уполномоченным на выполнение
задач в области государственных функций.
Наиболее полно данная группа указывается
законодателем в проекте Федерального
закона Российской Федерации «О борьбе
с коррупцией». Вопрос о личности коррупционера
чрезвычайно важен, так как именно через
личность можно с достоверностью установить
причину коррумпированных связей в каждом
конкретном случае. При этом ряд исследователей
считает, что «причина любых действий
человека кроется в нем самом и зависит
от многих его личностных качеств и свойств
биологического и социального плана».
Психологи утверждают, что у подавляющего
большинства, если не у всех, честность
имеет свою цену. В подтверждение этого
указывается масса примеров. Так, например,
президент США А. Линкольн, признанный
современниками честнейшим человеком,
однажды вышвырнул из кабинета человека,
предложившего ему большую взятку. Когда
его спросили, чем это он так выведен из
себя, А. Линкольн ответил: « У каждого
есть своя цена, а он подобрался слишком
близко к моей!».