Бюрократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

Бюрократия.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    Механизмы противодействия коррупции

    Применение  всех технологий борьбы с коррупцией должно носить комплексный характер, т.е. должно включать в себя комплекс мер: политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических  и др. 

    Политико-идеологические меры противодействия коррупции

    К данному комплексу можно отнести  меры, направленные на обеспечение  прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

    Среди конкретных мер можно выделить следующие:

    - четкое разграничение функций  принятия решений, реализации  решений, контроля, предоставления  услуг между соответствующими  государственными органами;

    - уменьшение монополии и создание  конкуренции в сфере оказания  государственных услуг;

    - сокращение прямого вмешательства государственных органов в экономику, прежде всего в части, касающейся разрешительных функций;

    - информационная поддержка антикоррупционных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

    - обеспечение доступа любого гражданина  к необходимой для его деятельности  и не являющейся секретной  административной информации;

    - формирование положительного образа  российского чиновника и государственной  службы, повышение престижа государственной службы;

    - активное привлечение общественных  организаций, средств массовой  информации, ассоциаций журналистов,  профсоюзов, аналитических центров;

    - оглашение данных социологических  исследований о коррумпированности  того или иного подразделения или учреждения, министерства, государственных учреждений того или иного субъекта РФ. 

    Правовые  меры противодействия коррупции

    В рамках правовых мер наиболее четко  реализуется работа с текущим  законодательством по приведению его  в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее:

    - противодействие коррупции должно  состоять в совершенствовании  экономического законодательства  и законодательства о государственной  службе, а не ужесточении уголовного законодательства;

    - ориентация законодательства на  борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами;

    - введение дисциплинарной или  административной ответственности  (а при определенных условиях - и уголовной) за совершение  деяний, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений;

    - уменьшение диспозитивных норм  законодательства в целях уменьшения  у чиновников возможности выбора  вариантов поведения;

    - ограничение иммунитетов высших  должностных лиц государства  для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений;

    - рассмотрение вопроса об установлении  в качестве основной меры наказания  за коррупционное действие запрещения  работать в государственных организациях и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;

    - введение персональной ответственности  должностных лиц в сфере распоряжения  средствами и имуществом;

    - продолжение наращивания (в качественном  плане) действенной системы финансового контроля, усовершенствования мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия и иных действий, согласно Концепции национальной безопасности РФ. Представление коррупции как серьезной проблемы национальной безопасности;

    - реальная финансовая амнистия для сохранения гражданами за собой собственности и крупных состояний, добытых в 90-х гг. ХХ в., в т.ч. и нечестным путем;

    - обеспечение реализации контрактных  прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров;

    - установление прозрачности и  подотчетности государственного  бюджета;

    - совершенствование взаимодействия  органов государственной власти  со средствами массовой информации  и общественными организациями  в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов государственной власти;

    - конфискация имущества корыстных  преступников, которая могла бы  явиться источником доходов, необходимых  для обеспечения достойного уровня  жизни граждан. 

    Организационно-технические меры противодействия коррупции

    Данный  массив мер предусматривает создание единой службы, занимающейся антикоррупционной  политикой; улучшением материального  обеспечения государственных служащих; проведением мудрой и взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу. Среди конкретных мер можно выделить следующие:

    - создание независимого органа  для проведения антикоррупционной  политики на уровне РФ и  органов в субъектах РФ;

    - проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом;

    - создание благоприятных условий  для граждан, которые обращаются  с жалобой на того или иного  чиновника;

    - обеспечение режима конфиденциальности  для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;

    - введение процедуры пересмотра  комплекса антикоррупционных мер  каждые 3-5 лет. Доклады о результатах  проверок, принятые к рассмотрению, обращения по факту коррупции  и результаты внутренних расследований обеспечивают определенный успех в реализации стратегии профилактики коррупции, если план профилактики коррупции не приносит ожидаемых результатов;

    - разработка системы мониторинга  возможных точек возникновения  коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих "точках";

    - одной из наиболее действенных  форм воспитания государственных  служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции;

    - организация системы подбора  лиц на должности, опасные с  точки зрения коррупции, с обязательной  и доскональной проверкой кандидатов  независимым органом;

    - упразднение различных внебюджетных  фондов, осуществляющих выплаты  чиновникам. Внебюджетные фонды  контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию  коррупции;

    - существенное увеличение денежного  содержания государственных служащих. Низкая заработная плата - основной экономический фактор, заставляющий чиновников продавать свои услуги тем, кто в них нуждается, что 23порождает массовую "низовую", в том числе "бытовую" и "деловую", коррупцию;

    - отладка механизмов прохождения  службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и "политических назначенцев". Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных "политических назначенцев";

    - обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;

    - организация системы поощрений,  при которой чиновнику было  бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести  себя честно и эффективно;

    - создание системы прав и обязанностей  должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию;

    - реорганизация системы государственной  службы в целях значительного  сокращения непомерно разросшегося  государственного аппарата;

    - изменение административно-правовых  отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;

    - создание системы возмещения  вреда, который причинен лицам  в результате коррупционных деяний. Для этого возможна организация  специального фонда, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника;

    - ратификация международных договоров  и конвенций. Так, например, "Гражданско-правовая  конвенция против коррупции", принятая Советом Европы в  1999 г., не подписана и не ратифицирована  Россией, несмотря на то, что мы уже давно вступили в Совет Европы. 

    Социально-экономические  меры противодействия коррупции

    В рамках социально-экономических мер  представляется необходимым выполнение следующих действий:

    - уменьшение наличного оборота,  расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;

    - коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;

    - делегирование решения части  социальных задач институтам  гражданского общества (под государственным  контролем расходования ресурсов);

    - введение реальной зависимости  системы предоставления основных  услуг населению от самого  населения через его влияние  на формирование эффективного  местного самоуправления;

    - приведение к единству реальной  и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);

    - использование опыта международных  и национальных специализированных  агентств и развитие международного  сотрудничества.

    Итак, проведенное исследование позволяет  определить возможные механизмы противодействия коррупции, на основе которых должны выстраиваться технологии противодействия коррупции. 

    Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции

    Изучение  проблемы позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции. Распределим их по указанным ниже направлениям.

    Технологии  деятельности по предупреждению и пресечению коррупции политико-идеологического  характера:

    - введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги;

    - информационная поддержка антикоррупционнных  мер, публикация соответствующих  материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

    - все материалы, связанные с  коррупционными действиями, если  они не затрагивают систему  национальной безопасности, в обязательном  порядке делать доступными для  общественности;

    - для доступа граждан к информации о работе государственных и муниципальных органов недостаточно закрепления права граждан на информацию в ст. 29 Конституции РФ. В развитых странах мира приняты специальные законы, устанавливающие порядок доступа к информации, находящейся в государственных органах. В России проект подобного закона так и не был принят Государственной Думой;

Информация о работе Бюрократия