Бюрократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

Бюрократия.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ  ФИЛИАЛ

                  Кафедра теории и истории  государства и права

                                               Оценка ___________________

                                               Подпись

                                               преподавателя _____________

                                                                                «___»________________2011 г.

 

Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. 
 

Курсовая  работа

по Теории государства и права

                                     Хасанзяновой  Риммы Аликовна

                                     Студентки курса 1, группы Ю11/3

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция» 

                        Руководитель:

              Тараборин Р.С.

              кандидат  юридических наук,

              доцент 
               

Магнитогорск
2012
 
 

  Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7

           §1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7

           §2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7

Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11

           §1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11

           §2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13

           §3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15

Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23

          §1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25

          §2.  Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27

          §3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30

Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования

               государственного механизма современной России……………………33

           §1.  Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в

               современной России…………………………………………...…………39

         §2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате

                на стадии его функционирования………………………………………40

         §3. Противодействия коррупции…………………………………………….43

Заключение…………………………………………………………………….……62

Список используемой литературы………………………………………………...65 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Термин бюрократия вошел благодаря М.  Веберу.  Немецкий социолог лишил его не только эмоционально-негативного оттенка,  но и идеологического подтекста,  характерного,  например,  для марксистской интерпретации.  Он обозначил им специфическое явление -  систему организаций с ярко выраженным разделением функций,  четкими нормами и правилами,  формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой. Термин  "бюрократия"  стал универсальным и прочно вошел в языки многих народов. Однако в каждой стране есть и собственные обозначения рассматриваемого явления. В Великобритании,  например,  работники государственных учреждений называются "служителями короны",  во Франции используется термин "foctionnaire",  который происходит от принятого там обозначения системы государственных учреждений "fonction publique".  В России широко распространенным и близким по значению можно назвать понятие "чиновничество".

    Бюрократия  и бюрократизм стары, так же как  старо государство, они неотрывны  от него, во многом характеризуют его  механизм (аппарат). В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл.

    Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против, недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль над всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни. Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран. К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного управления.  В прошлом веке  кто-то из великих сказал: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия». Приступая к рассмотрению темы, отмечу, что, несмотря на то, что Российская школа управления, возможно, и не так хорошо описана, как западная, тем не менее, она имеет свою практику и опыт. Между тем, тема бюрократизма и бюрократии в жизни современного российского общества, безусловно, заслуживает гораздо большего внимания и совершенно другого подхода к ней. Исключительная важность проблемы бюрократизма и бюрократии для России, где исполнительная власть, государство испокон веков играли (и продолжают играть) определяющую роль в большинстве сфер общества, политике в том числе, сомнений не вызывает. Ныне от того, насколько успешно решают соответствующие задачи органы исполнительной власти, во многом зависят успех и судьба реформ в России.

    Актуальность  темы.  Бюрократическое управление всегда консервативно, его механизм не гибок и не мобилен, опирается на властный характер централизации,  противодействует систематическому общественному контролю,  основан на политике создания неравных условий конкуренции, провоцирует коррупцию в обществе. Капитализм противопоставляет людей друг другу, а в нашей стране ещё и противопоставляет народ и государственную власть, усугубляется разрыв между основной массой населения и бюрократией. В работе рассматриваются проблемы  коррупции как социального и политического явления, причины возникновения и методы борьбы с коррупцией.

    Объектом исследования являются общественно-политические отношения, возникающие при бюрократизме и коррупции и при определении путей противодействия им.

    Предметом – особенности бюрократизма и коррупции, их природы и форм проявления, а также пути противодействия им: теория и практика правового регулирования.

    Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.

    Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.

    Теоретической основой написания курсовой работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия,  статьи в периодических изданиях.

    Нормативной основой дипломной работы послужили нормы некоторых федеральных законов.

    Структура дипломной работы состоит из введения, четырех глав, которые подразделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Первая  глава посвящена исследованию бюрократизма и его роли в государственном управлении.

Вторая  глава посвящена бюрократии и её роли в государственном управлении.

Третья  глава посвящена коррупция как социально-правовое явление

Четвертая глава посвящена коррупции на стадиях формирования и функционирования

Заключение  содержит общие выводы по работе и  предложения автора по совершенствованию законодательства. 
 
 

      Глава 1.Бюрократизм и его роль в государственном управлении 
       

    §1.Кривое зеркало бюрократии 
 

      Рациональная бюрократия - одно из  самых важных и универсальных  социальных изобретений цивилизации.  Попробуйте представить себе современное общество без развитой системы бюрократии. Жизнь так устроена, что без неё и дня не прожить. Другое дело, что бюрократия бывает эффективной или плохой, коррумпированной или честной. К тому же не следует путать бюрократию и бюрократизм. Если первое - стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе - отклонение от нормы, болезнь, причём общемировая. По своим масштабам и количеству приносимого людям зла эта болезнь, пожалуй, сравнима с загрязнением окружающей среды. Как писал Аристотель, любые правильные формы правления имеют тенденцию искажаться, как в кривом зеркале. Таким кривым зеркалом рациональной бюрократической организации и является бюрократизм. 
 
 
 

    §2.Проблемы бюрократизма и бюрократии для России 
 
 

      Проклятия в адрес чиновничества  – любимый и очень традиционный  вид «российской национальной  охоты». Не было на Руси царя, генсека или президента, который  не бранил бы бюрократов, не  списывал бы на них все мыслимые грехи и не поощрял бы на это других своих подданных. «Царь-то у нас добрый, да бояре злые»- извечный российский способ объяснения всех бед. Часто это, увы, бывало, не лишено справедливости, но далеко не всегда. Пресловутые «дьяки» в разные времена были разными и зачастую совсем не такими плохими, как их представляла молва.  Если же вернуться к нашей «родной» бюрократии, то при любом режиме сказать о ней доброе слово было почти неприличным. Не случайно в классической русской литературе 1практически невозможно найти хоть сколько-нибудь положительный образ чиновника. Да и само слово «бюрократ» имеет сугубо негативный смысл (кстати, только в русском языке). К тому же стереотип недоверия и неуважения к нашему чиновничеству постоянно находит подкрепление в практике обращения рядовых граждан с государственной машиной. Однако подобно многим другим стереотипам массового и, увы, даже не малой части «просвещённого» сознания, он реальность упрощает, а зачастую – и искажает. К тому же одни стереотипы «народной мудрости» часто противоречат другим. Ведь почти иррациональные ненависть и недоверие к чиновничеству, равно как и неверие в возможности права, странным образом уживаются в России со столь же иррациональной верой в безусловность блага, якобы исходящего от сильного государства. Однако чем сильнее становилось в России государство, тем меньше свободы оставалось у людей.  При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. В любом обществе существуют еще и интересы особые, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, эти возможности используют. Поэтому чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат стремится навязать обществу свой собственный интерес как интерес всеобщий. Другой объективной основой рациональной бюрократии является ее органический антидемократизм. Он возникает из монополии чиновника на компетентность, оставляющую за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев. С организационно-технической точки зрения бюрократическая модель управления тоже содержит предпосылки для развития бюрократизма. Во-первых, поскольку первая задача чиновника – обеспечение соблюдение единых, общих для всех формальных правил, то эти правила превращаются в самоцель. Рациональная форма приобретает черты бессмысленного ритуала. А содержание подменяется формой. Снижается уровень понимания возникающих проблем. Таким образом, для бюрократа задачи государственные превращаются в задачи канцелярские. Всю сложность реальных общественных дел он стремится втиснуть в рамки неких стандартных ситуаций, но – догнать действительность под свое ограниченное ее понимание. Очень важен для понимания логики бюрократической машины “закон Паркинсона”, согласно которому бюрократическая организация стремится к расширению своего влияния, к саморазрастанию. При этом не наблюдается стремления к повышению собственной ответственности за состояние дел. Максимализация масштабов и сферы контроля при минимизации ответственности – вот бюрократический идеал. Часто бюрократизм отождествляют с волокитой, отписками, и т.п. При этом внешние симптомы болезни неправомерно смешиваются с ее внутренним содержанием.

 Таким  образом, бюрократизм включает  в себя следующие компоненты:

-в политическом  плане - чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;

-в социальном - отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;

-в организационном - канцелярская подмена содержания формой;

-в морально-психологическом  - бюрократическая деформация сознания.

      Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумпции всесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение соответствующее будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними 2со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм, по сути, в тотальное явление. Не исключение в этом смысле и сфера борьбы с преступностью, где социальная опасность бюрократизма особенно велика, т.к. здесь с наибольшей остротой сталкиваются интересы граждан, социальных групп, общества в целом. Конечная цель правоохранения - обеспечение безопасности важнейших социальных ценностей. Смысл уголовно-правой нормы – под страхом ответственности предостеречь людей от посягательства на ту или иную социальную ценность. Бюрократизм искажает само содержание борьбы с преступностью, деформирует ее цели и приоритеты, мешается результативности. Возьмем дефекты уголовного закона, которые становятся одним из источников бюрократических извращений в борьбе с преступностью. Неудачный уголовный закон с неизбежностью порождает бюрократизм. Дефекты уголовных законов бывают разными: под защиту закона не берутся социальные ценности, того заслуживающие (вакуум регулирования); либо нормы конструируются там, где для них нет объективной основы в виде общественных отношений, нуждающихся в правовом оформлении (регулирование вакуума). Подчас объектом уголовно-правовой защиты становятся ценности, которые в силу особенностей их природы невозможно защищать с помощью угрозы наказания. Итак, нормы права, искаженно отражающие объективную общественную потребность, рождают уродливые правоотношения, последствия которых вредны для общества, но в каком-то смысле полезны для бюрократической системы. Например, печально известные нормативные акты об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, с пьянством и алкоголизмом и др. Итак, бюрократизм всегда антидемократичен, но в правоохранительной деятельности он опаснее, чем в любой другой. Т.к. здесь неизмеримо больше возможностей для подавления личности, здесь незаметнее стирается грань, отделяющая требовательность от диктата, строгость от насилия, справедливость от произвола.

Информация о работе Бюрократия