Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………7
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………39
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования………………………………………40
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список используемой литературы………………………………………………...65
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ
Бюрократизм
и коррупция в государственном
механизме.
Курсовая работа
по Теории государства и права
Специальность:
030501.65 «Юриспруденция»
Руководитель:
Тараборин Р.С.
кандидат юридических наук,
доцент
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении……………….7
§1.Кривое зеркало бюрократии………………...……………………………
§2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России…………………..7
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении………………....11
§1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии………….…11
§2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…………………….13
§3.Пути преодоления бюрократизма………………………………………15
Глава 3. Коррупция как социально-правовое явление…………………………...23
§1. Природа и виды коррупции……………………………………………. 25
§2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений………..27
§3. Социальная опасность коррупции ……………………………………..30
Глава 4. Коррупция на стадиях формирования и функционирования
государственного механизма современной России……………………33
§1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в
современной России…………………………………………...…………
§2. Проявления коррупции в российском государственном аппарате
на стадии его функционирования……………………………………
§3. Противодействия коррупции…………………………………………….43
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Термин бюрократия вошел благодаря М. Веберу. Немецкий социолог лишил его не только эмоционально-негативного оттенка, но и идеологического подтекста, характерного, например, для марксистской интерпретации. Он обозначил им специфическое явление - систему организаций с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой. Термин "бюрократия" стал универсальным и прочно вошел в языки многих народов. Однако в каждой стране есть и собственные обозначения рассматриваемого явления. В Великобритании, например, работники государственных учреждений называются "служителями короны", во Франции используется термин "foctionnaire", который происходит от принятого там обозначения системы государственных учреждений "fonction publique". В России широко распространенным и близким по значению можно назвать понятие "чиновничество".
Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл.
Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против, недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль над всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни. Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран. К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного управления. В прошлом веке кто-то из великих сказал: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия». Приступая к рассмотрению темы, отмечу, что, несмотря на то, что Российская школа управления, возможно, и не так хорошо описана, как западная, тем не менее, она имеет свою практику и опыт. Между тем, тема бюрократизма и бюрократии в жизни современного российского общества, безусловно, заслуживает гораздо большего внимания и совершенно другого подхода к ней. Исключительная важность проблемы бюрократизма и бюрократии для России, где исполнительная власть, государство испокон веков играли (и продолжают играть) определяющую роль в большинстве сфер общества, политике в том числе, сомнений не вызывает. Ныне от того, насколько успешно решают соответствующие задачи органы исполнительной власти, во многом зависят успех и судьба реформ в России.
Актуальность темы. Бюрократическое управление всегда консервативно, его механизм не гибок и не мобилен, опирается на властный характер централизации, противодействует систематическому общественному контролю, основан на политике создания неравных условий конкуренции, провоцирует коррупцию в обществе. Капитализм противопоставляет людей друг другу, а в нашей стране ещё и противопоставляет народ и государственную власть, усугубляется разрыв между основной массой населения и бюрократией. В работе рассматриваются проблемы коррупции как социального и политического явления, причины возникновения и методы борьбы с коррупцией.
Объектом исследования являются общественно-политические отношения, возникающие при бюрократизме и коррупции и при определении путей противодействия им.
Предметом – особенности бюрократизма и коррупции, их природы и форм проявления, а также пути противодействия им: теория и практика правового регулирования.
Целью исследования является изучение темы «Социально-политические механизмы противодействия бюрократизму и коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания бюрократизма и коррупции, форм их проявления и определение пути противодействия бюрократизму и коррупции.
Задачей курсовой работы является рассмотрение проблем бюрократизма и бюрократии для России, объяснение феномена бюрократии, проявления коррупции в российском государственном аппарате, методы противодействия коррупции.
Теоретической основой написания курсовой работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях.
Нормативной основой дипломной работы послужили нормы некоторых федеральных законов.
Структура дипломной работы состоит из введения, четырех глав, которые подразделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена исследованию бюрократизма и его роли в государственном управлении.
Вторая глава посвящена бюрократии и её роли в государственном управлении.
Третья глава посвящена коррупция как социально-правовое явление
Четвертая глава посвящена коррупции на стадиях формирования и функционирования
Заключение
содержит общие выводы по работе и
предложения автора по совершенствованию
законодательства.
Глава 1.Бюрократизм
и его роль в государственном управлении
§1.Кривое
зеркало бюрократии
Рациональная бюрократия - одно из
самых важных и универсальных
социальных изобретений
§2.Проблемы
бюрократизма и бюрократии для России
Проклятия в адрес
Таким образом, бюрократизм включает в себя следующие компоненты:
-в политическом плане - чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
-в социальном - отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;
-в организационном - канцелярская подмена содержания формой;
-в морально-психологическом - бюрократическая деформация сознания.
Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумпции всесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение соответствующее будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними 2со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм, по сути, в тотальное явление. Не исключение в этом смысле и сфера борьбы с преступностью, где социальная опасность бюрократизма особенно велика, т.к. здесь с наибольшей остротой сталкиваются интересы граждан, социальных групп, общества в целом. Конечная цель правоохранения - обеспечение безопасности важнейших социальных ценностей. Смысл уголовно-правой нормы – под страхом ответственности предостеречь людей от посягательства на ту или иную социальную ценность. Бюрократизм искажает само содержание борьбы с преступностью, деформирует ее цели и приоритеты, мешается результативности. Возьмем дефекты уголовного закона, которые становятся одним из источников бюрократических извращений в борьбе с преступностью. Неудачный уголовный закон с неизбежностью порождает бюрократизм. Дефекты уголовных законов бывают разными: под защиту закона не берутся социальные ценности, того заслуживающие (вакуум регулирования); либо нормы конструируются там, где для них нет объективной основы в виде общественных отношений, нуждающихся в правовом оформлении (регулирование вакуума). Подчас объектом уголовно-правовой защиты становятся ценности, которые в силу особенностей их природы невозможно защищать с помощью угрозы наказания. Итак, нормы права, искаженно отражающие объективную общественную потребность, рождают уродливые правоотношения, последствия которых вредны для общества, но в каком-то смысле полезны для бюрократической системы. Например, печально известные нормативные акты об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, с пьянством и алкоголизмом и др. Итак, бюрократизм всегда антидемократичен, но в правоохранительной деятельности он опаснее, чем в любой другой. Т.к. здесь неизмеримо больше возможностей для подавления личности, здесь незаметнее стирается грань, отделяющая требовательность от диктата, строгость от насилия, справедливость от произвола.