Социальные проблемы

Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание работы

Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.

Работа содержит 1 файл

соцпробл.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

3. Возможные  пути решения 

(в самом первом  приближении) 
 

В концептуальном плане — разработка теории «социального предприятия» (в настоящее время  она отсутствует, как нет и  теорий социальной экономики и социального  государства, о которых речь пойдет далее). 

В законодательном  плане: 

— расширение перечня организационно-правовых форм «социальных предприятий», в частности, представляется целесообразным предоставить статус некоммерческого предприятия производственным кооперативам, а также федеральным казенным предприятиям, казенным предприятиям субъектов Российской Федерации и муниципальным казенным предприятиям при условии внесения соответствующей записи в их учредительные документы;  

— расширение арсенала прямых и косвенных средств воздействия  государства, региона, территории на политику социально значимых предприятий, дополненных мерами их экономической поддержки: предоставление льгот по уплате налогов и таможенных сборов, а также льготных кредитов; размещение государственных и муниципальных заказов; предоставление льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким предприятиям материальную помощь, и др.; 

— введение жестких  и неукоснительных штрафных санкций  в случае невыполнения условий соглашения между предприятием и соответствующим  органом государственной власти или местного самоуправления (в порядке и на условиях, определенных законом или соглашением); 
 

— развитие демократии на предприятии4. 

В практическом плане: 

— создание экспертно-консультационных и образовательных центров, обслуживающих  «социальные предприятия», а также  инкубаторов — некоммерческих организаций, ставящих своей целью патронаж (опеку, помощь) такого рода предприятий с первых дней их рождения до того времени, когда они встанут на ноги; 

— подготовка высококвалифицированных  менеджеров для «социальных предприятий». 

  

Социальная

(социально ориентированная)  экономика 
 

«Социальные предприятия» в своей совокупности образуют фундамент  того, что в экономической литературе и хозяйственной практике развитых стран получило название «социальная» или «социально ориентированная  экономика». Последнее понятие («социально ориентированная экономика») используется, во-первых, в тех случаях, когда выделяют особый сектор народного хозяйства, включающий в себя как «социальные», так и «социально ориентированные предприятия». Во-вторых, когда различают экономику «государства всеобщего благосостояния» и экономику «либерального государства», для которого характерно резкое уменьшение (в крайнем варианте — сведение к минимуму) его социальных функций.  

Целью «социальной (“социально ориентированной”) экономики» является либо, по меньшей мере, провозглашается удовлетворение тех жизненно важных социальных нужд и потребностей граждан страны, которые не могут быть в должной степени решены рынком. На это направляется порядка одной трети ВВП развитых стран. 

На современном этапе того, что в России официально называют «рыночными реформами», перспективы создания «социальной (“социально ориентированной”) экономики» не представляются благоприятными. Главная тому причина — не только и не столько ограниченность финансовых ресурсов российского государства в силу прежде всего утраты им многих традиционных доходных статей своего бюджета. Фискальная его составляющая только частично компенсирует доходы, которые могут и должны быть получены в виде рентных платежей за использование природных ресурсов, переданных в эксплуатацию частному капиталу. Неблагоприятное воздействие на доходную часть государственного бюджета (равно как и местных бюджетов) также оказывают уход значительной, если не большей части экономики страны в «тень» и продолжающаяся экономическая разруха. Наблюдающийся в последнее время экономический рост практически весь достигнут за счет благоприятной мировой ценовой конъюнктуры на экспортируемое российское сырье и энергоносители. Не менее, если не более важными, особенно в долгосрочной перспективе, представляются два других обстоятельства.  

Обстоятельство  первое. Нацеленность государственной  политики на обслуживание интересов  только одного класса, точнее, его верхушки — крупных частных собственников, в первую очередь компрадорской буржуазии, со всеми вытекающими из этого последствиями. Выделим только два из них: передача в ходе приватизации большей части наиболее ликвидных объектов государственного имущества во владение узкому слою лиц фактически за бесценок и установление бесстыдно низких ставок налогообложения физических лиц с большими доходами. Это, помимо всего прочего, уменьшает источники финансирования социальных программ. 

Обстоятельство  второе (органически связанное с  первым). Практическое отсутствие экономической демократии — особого типа распределения хозяйственной власти, характеризующейся участием всех занятых в народном хозяйстве членов общества и их представительных органов в управлении производством и распределении его результатов. Не только на уровне предприятия, но и на уровне отрасли и всего народного хозяйства страны. 

В России формально  имеется ряд институтов экономической  демократии. К ним, в частности, можно  отнести постоянно действующую  Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне (в нее входят представители Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений предпринимателей)5, а также аналогичные комиссии на уровне всех субъектов Российской Федерации. Однако решения этих комиссий если и выполняются, то, как правило, далеко не в полном объеме. Главным образом по вине работодателей и правительства страны. Этому в немалой степени способствует отсутствие в трудовом законодательстве страны сколько-нибудь весомой ответственности сторон таких соглашений в случае нарушения или невыполнения по их вине согласованных ими решений6. 
 

  

Социальное государство 
 

Обеспечение социальной ориентации хозяйственной деятельности как на уровне отдельного предприятия (там, где это необходимо), так и народного хозяйства в целом требует наличия особого типа государства или, по крайней мере эволюции государства в его традиционном виде в данном направлении. 

Теория и практика социального государства получили широкое развитие и признание во второй половине ХХ века, хотя корни, питающие идею такого государства, зародились намного раньше — одновременно с возникновением самого государства как института.  

Общепризнанные  идейные предтечи социального государства: Платон, Ж.Ж. Руссо, Дж.Ст. Милль, О.Бауэр, К.Каутский, Дж.М. Кейнс, К.Реннер, Л.Эрхард. Список может быть основательно продолжен. Не обошла своим вниманием данную проблематику и российская социально-политическая, экономическая и юридическая мысль различной, порой полярной, политической ориентации. В качестве примеров можно привести тезис об ответственности цивилизованного государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное человеческое существование», выдвинутый русским правоведом либерального толка П.Новгородцевым (1866–1924), и концепцию «национально-трудового государства» К.Родзиевского (1907–1946). 

Многолетнюю историю  имеет и практика зарождения социального  государства также в самых  различных его вариантах. Достаточно вспомнить государство иезуитов в Парагвае (середина XVII — середина XVIII века), знаменитые социальные реформы Отто фон Бисмарка (1815–1898), «социальное государство для арийцев» в национал-социалистической Германии, «социальную республику Сало» (Сало — город, ставший столицей фашистской Италии на последнем этапе ее существования: ноябрь 1943 — апрель 1945 года), советский вариант социального государства.  

В настоящее  время положение о социальном государстве в его демократическом  варианте возведено в конституционную  норму в целом ряде развитых стран (Австрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Скандинавские страны, Франция и др.), а также в развивающихся странах, включая многие бывшие республики СССР (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Украина).  

Резюмируя преобладающие в отечественной и мировой научной литературе толкования социального государства, можно дать следующее его определение: социальное государство являет собой, во-первых, государство, которое провозглашает в качестве одной из важнейших своих целей регулирование социальной и иных сфер жизнедеятельности общества с целью обеспечения социальной справедливости, благополучия своих граждан и их защиты от социальных рисков. Во-вторых, государство, проводящее политику, направленную на обеспечение прав своих граждан фундаментального порядка: 

— права равного  доступа граждан к орудиям  и средствам труда, природным  ресурсам, образованию; заметим при  этом, что вложения в человека вкупе  с вложениями в здравоохранение, как показывает мировой опыт, дают бoльшую не только социальную, но и экономическую отдачу, чем традиционные вложения в технику и технологию;  

— права на труд: международное право связывает  право на труд с проведением государственной  политики, направленной на достижение полной занятости путем содействия на безвозмездной основе в трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием претендента, создания новых рабочих мест, проведения других мер аналогичной направленности; в случае потери работы на государство возлагается обязанность выплачивать пособия по безработице, оказывать материальную и иную помощь находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты и ряд других обязательств;  

— права работников на свободу объединения;  

— права работников на заключение коллективных договоров;  

— права работников на участие в управлении производством  на различных его уровнях, а также  на участие в справедливом распределении его результатов; 

— права граждан  на участие в общественной жизни  и на контроль за деятельностью государственных  институтов (отсутствие такого контроля в нашей стране имеет катастрофические последствия); 

— права каждого  гражданина на «нормальное» человеческое существование (то, что обычно принято называть «достойным прожиточным минимумом»); 

— права всех членов общества на социальное обеспечение, медицинскую и иную социальную помощь независимо от участия или неучастия  в процессе производства, а также от возраста, пола, состояния здоровья и т.п. Безвозмездное страхование граждан от различного рода рисков в их жизни может быть дополнено возмездной формой, но только на добровольной основе;  

— права на дополнительную адресную социальную помощь наиболее нуждающимся в ней категориям граждан и ряд других аналогичных прав. 

В-третьих, социальным государством является государство, осуществляющее в должном объеме такие важнейшие  свои социальные функции, как:  

— решение общих  для всех граждан страны, а также для отдельных ее категорий социальных проблем: речь прежде всего идет о гарантиях удовлетворения социального минимума общественно признанных потребностей обществ и его членов в сфере экономики, образования, науки, здравоохранения, культуре, экологии, повышении благосостояния всех граждан страны и т.п.; 

— контроль за деятельностью  социально значимых объектов хозяйствования; 

— преодоление  либо, по меньшей мере, существенное уменьшение негативных социальных последствий  «игры» рыночных сил и институтов; 

— ограничение  социального и имущественного неравенства, в первую очередь путем перераспределения  с помощью государства части  национального дохода в пользу широких  слоев населения;  

— защита граждан  от социальных рисков (болезнь, старость, инвалидность, безработица, несчастный случай и т.п.) на основе принципов социальной справедливости, социальной солидарности и социальной ответственности поколений и преуспевающих категорий граждан — богатые платят за бедных, здоровые — за больных, трудоспособные — за нетрудоспособных по возрасту или по болезни; 

— обеспечение  социальных гарантий граждан (на труд, на занятость, на пенсию и т.п.);  

— реформирование социально-трудовых отношений на производстве на различных его уровнях —  от отдельного предприятия до национальной экономики в целом в направлении установления отношений социального сотрудничества (диалога), которое призвано обеспечить согласование (учет, баланс) интересов всех участников процесса производства. В первую очередь работников и работодателей, их интересы изначально диаметрально противоположны; подобная ситуация может быть разрешена (полностью или частично) как насильственным, так и мирным — «цивилизованным» путем;  

— сохранение и  защита национальной самобытности страны и ряд других функций. 

Выполнение социальным государством своих функций в полном объеме предполагает наличие у него необходимых финансовых ресурсов. В настоящее время доля государственных расходов развитых стран колеблется от 30 до 60% ВВП. В Российской Федерации эта доля едва достигает 40%. При этом на социальные нужды в нашей стране идет лишь порядка 15%. Если рассматривать социальные расходы на душу населения, то, по данным на середину 90-х годов ХХ века, они были в России в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 2 раза меньше, чем в Чехии7. 

Вместе с тем, как показывает пример Белоруссии, Кубы, а также ряда других стран, которые не относятся к категории  развитых, вряд ли правомерно прямо  связывать степень «социальности» государства с его финансовыми  возможностями, хотя определенная связь имеется. Более важным, прежде всего с точки зрения обеспечения демократического характера социального государства, представляется наличие гражданского общества с его центрами «контрвласти», способными обеспечить общественный (а не только парламентский) контроль за функционированием государственных институтов власти. 

Информация о работе Социальные проблемы