Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат
Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.
3. Возможные пути решения
(в самом первом
приближении)
В концептуальном
плане — разработка теории «социального
предприятия» (в настоящее время
она отсутствует, как нет и
теорий социальной экономики и социального
государства, о которых речь пойдет
далее).
В законодательном
плане:
— расширение перечня
организационно-правовых форм «социальных
предприятий», в частности, представляется
целесообразным предоставить статус некоммерческого
предприятия производственным кооперативам,
а также федеральным казенным предприятиям,
казенным предприятиям субъектов Российской
Федерации и муниципальным казенным предприятиям
при условии внесения соответствующей
записи в их учредительные документы;
— расширение арсенала
прямых и косвенных средств
— введение жестких
и неукоснительных штрафных санкций
в случае невыполнения условий соглашения
между предприятием и соответствующим
органом государственной власти
или местного самоуправления (в порядке
и на условиях, определенных законом или
соглашением);
— развитие демократии
на предприятии4.
В практическом
плане:
— создание экспертно-консультационных
и образовательных центров, обслуживающих
«социальные предприятия», а также
инкубаторов — некоммерческих организаций,
ставящих своей целью патронаж (опеку,
помощь) такого рода предприятий с первых
дней их рождения до того времени, когда
они встанут на ноги;
— подготовка высококвалифицированных
менеджеров для «социальных предприятий».
Социальная
(социально ориентированная)
экономика
«Социальные предприятия»
в своей совокупности образуют фундамент
того, что в экономической литературе
и хозяйственной практике развитых
стран получило название «социальная»
или «социально ориентированная
экономика». Последнее понятие («социально
ориентированная экономика») используется,
во-первых, в тех случаях, когда выделяют
особый сектор народного хозяйства, включающий
в себя как «социальные», так и «социально
ориентированные предприятия». Во-вторых,
когда различают экономику «государства
всеобщего благосостояния» и экономику
«либерального государства», для которого
характерно резкое уменьшение (в крайнем
варианте — сведение к минимуму) его социальных
функций.
Целью «социальной
(“социально ориентированной”) экономики»
является либо, по меньшей мере, провозглашается
удовлетворение тех жизненно важных социальных
нужд и потребностей граждан страны, которые
не могут быть в должной степени решены
рынком. На это направляется порядка одной
трети ВВП развитых стран.
На современном
этапе того, что в России официально называют
«рыночными реформами», перспективы создания
«социальной (“социально ориентированной”)
экономики» не представляются благоприятными.
Главная тому причина — не только и не
столько ограниченность финансовых ресурсов
российского государства в силу прежде
всего утраты им многих традиционных доходных
статей своего бюджета. Фискальная его
составляющая только частично компенсирует
доходы, которые могут и должны быть получены
в виде рентных платежей за использование
природных ресурсов, переданных в эксплуатацию
частному капиталу. Неблагоприятное воздействие
на доходную часть государственного бюджета
(равно как и местных бюджетов) также оказывают
уход значительной, если не большей части
экономики страны в «тень» и продолжающаяся
экономическая разруха. Наблюдающийся
в последнее время экономический рост
практически весь достигнут за счет благоприятной
мировой ценовой конъюнктуры на экспортируемое
российское сырье и энергоносители. Не
менее, если не более важными, особенно
в долгосрочной перспективе, представляются
два других обстоятельства.
Обстоятельство
первое. Нацеленность государственной
политики на обслуживание интересов
только одного класса, точнее, его верхушки
— крупных частных
Обстоятельство
второе (органически связанное с
первым). Практическое отсутствие экономической
демократии — особого типа распределения
хозяйственной власти, характеризующейся
участием всех занятых в народном хозяйстве
членов общества и их представительных
органов в управлении производством и
распределении его результатов. Не только
на уровне предприятия, но и на уровне
отрасли и всего народного хозяйства страны.
В России формально
имеется ряд институтов экономической
демократии. К ним, в частности, можно
отнести постоянно действующую
Российскую трехстороннюю комиссию
по регулированию социально-
Социальное государство
Обеспечение социальной
ориентации хозяйственной деятельности
как на уровне отдельного предприятия
(там, где это необходимо), так и народного
хозяйства в целом требует наличия особого
типа государства или, по крайней мере
эволюции государства в его традиционном
виде в данном направлении.
Теория и практика
социального государства
Общепризнанные
идейные предтечи социального государства:
Платон, Ж.Ж. Руссо, Дж.Ст. Милль, О.Бауэр,
К.Каутский, Дж.М. Кейнс, К.Реннер, Л.Эрхард.
Список может быть основательно продолжен.
Не обошла своим вниманием данную проблематику
и российская социально-политическая,
экономическая и юридическая мысль различной,
порой полярной, политической ориентации.
В качестве примеров можно привести тезис
об ответственности цивилизованного государства
за обеспечение права каждого индивидуума
на «достойное человеческое существование»,
выдвинутый русским правоведом либерального
толка П.Новгородцевым (1866–1924), и концепцию
«национально-трудового государства»
К.Родзиевского (1907–1946).
Многолетнюю историю
имеет и практика зарождения социального
государства также в самых
различных его вариантах. Достаточно
вспомнить государство иезуитов
в Парагвае (середина XVII — середина
XVIII века), знаменитые социальные реформы
Отто фон Бисмарка (1815–1898), «социальное
государство для арийцев» в национал-социалистической
Германии, «социальную республику Сало»
(Сало — город, ставший столицей фашистской
Италии на последнем этапе ее существования:
ноябрь 1943 — апрель 1945 года), советский
вариант социального государства.
В настоящее
время положение о социальном
государстве в его
Резюмируя преобладающие
в отечественной и мировой научной литературе
толкования социального государства,
можно дать следующее его определение:
социальное государство являет собой,
во-первых, государство, которое провозглашает
в качестве одной из важнейших своих целей
регулирование социальной и иных сфер
жизнедеятельности общества с целью обеспечения
социальной справедливости, благополучия
своих граждан и их защиты от социальных
рисков. Во-вторых, государство, проводящее
политику, направленную на обеспечение
прав своих граждан фундаментального
порядка:
— права равного
доступа граждан к орудиям
и средствам труда, природным
ресурсам, образованию; заметим при
этом, что вложения в человека вкупе
с вложениями в здравоохранение,
как показывает мировой опыт, дают
бoльшую не только социальную, но и экономическую
отдачу, чем традиционные вложения в технику
и технологию;
— права на труд:
международное право связывает
право на труд с проведением государственной
политики, направленной на достижение
полной занятости путем содействия
на безвозмездной основе в трудоустройстве
в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой и образованием
претендента, создания новых рабочих мест,
проведения других мер аналогичной направленности;
в случае потери работы на государство
возлагается обязанность выплачивать
пособия по безработице, оказывать материальную
и иную помощь находящимся на иждивении
членам семьи безработного, а также гражданам,
потерявшим право на пособие по безработице
в связи с истечением установленного срока
его выплаты и ряд других обязательств;
— права работников
на свободу объединения;
— права работников
на заключение коллективных договоров;
— права работников
на участие в управлении производством
на различных его уровнях, а также
на участие в справедливом распределении
его результатов;
— права граждан
на участие в общественной жизни
и на контроль за деятельностью государственных
институтов (отсутствие такого контроля
в нашей стране имеет катастрофические
последствия);
— права каждого
гражданина на «нормальное» человеческое
существование (то, что обычно принято
называть «достойным прожиточным минимумом»);
— права всех
членов общества на социальное обеспечение,
медицинскую и иную социальную помощь
независимо от участия или неучастия
в процессе производства, а также от
возраста, пола, состояния здоровья и т.п.
Безвозмездное страхование граждан от
различного рода рисков в их жизни может
быть дополнено возмездной формой, но
только на добровольной основе;
— права на дополнительную
адресную социальную помощь наиболее
нуждающимся в ней категориям граждан
и ряд других аналогичных прав.
В-третьих, социальным
государством является государство, осуществляющее
в должном объеме такие важнейшие
свои социальные функции, как:
— решение общих
для всех граждан страны, а также
для отдельных ее категорий социальных
проблем: речь прежде всего идет о гарантиях
удовлетворения социального минимума
общественно признанных потребностей
обществ и его членов в сфере экономики,
образования, науки, здравоохранения,
культуре, экологии, повышении благосостояния
всех граждан страны и т.п.;
— контроль за деятельностью
социально значимых объектов хозяйствования;
— преодоление
либо, по меньшей мере, существенное
уменьшение негативных социальных последствий
«игры» рыночных сил и институтов;
— ограничение
социального и имущественного неравенства,
в первую очередь путем
— защита граждан
от социальных рисков (болезнь, старость,
инвалидность, безработица, несчастный
случай и т.п.) на основе принципов социальной
справедливости, социальной солидарности
и социальной ответственности поколений
и преуспевающих категорий граждан —
богатые платят за бедных, здоровые —
за больных, трудоспособные — за нетрудоспособных
по возрасту или по болезни;
— обеспечение
социальных гарантий граждан (на труд,
на занятость, на пенсию и т.п.);
— реформирование
социально-трудовых отношений на производстве
на различных его уровнях —
от отдельного предприятия до национальной
экономики в целом в направлении установления
отношений социального сотрудничества
(диалога), которое призвано обеспечить
согласование (учет, баланс) интересов
всех участников процесса производства.
В первую очередь работников и работодателей,
их интересы изначально диаметрально
противоположны; подобная ситуация может
быть разрешена (полностью или частично)
как насильственным, так и мирным — «цивилизованным»
путем;
— сохранение и
защита национальной самобытности страны
и ряд других функций.
Выполнение социальным
государством своих функций в полном объеме
предполагает наличие у него необходимых
финансовых ресурсов. В настоящее время
доля государственных расходов развитых
стран колеблется от 30 до 60% ВВП. В Российской
Федерации эта доля едва достигает 40%.
При этом на социальные нужды в нашей стране
идет лишь порядка 15%. Если рассматривать
социальные расходы на душу населения,
то, по данным на середину 90-х годов ХХ
века, они были в России в 20 раз меньше,
чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии,
и в 2 раза меньше, чем в Чехии7.
Вместе с тем,
как показывает пример Белоруссии,
Кубы, а также ряда других стран,
которые не относятся к категории
развитых, вряд ли правомерно прямо
связывать степень «