Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат
Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.
миль РудыкЭмиль Николаевич Рудык — доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений.
Постоянный автор
журнала «Москва».
Социальное предприятие, социальная экономика,
социальное государство
Как известно, никто
не застрахован от сумы, болезни, других
невзгод человеческого бытия, того, что
в науке принято называть «социальными
рисками». Эта банальная истина предопределяет
значимость и актуальность, особенно в
сегодняшних условиях, решения проблемы
социальной ответственности работодателей,
общества и государства за обеспечение
права каждого индивидуума на «достойное
существование» как в сфере производства,
так и за его пределами.
Обеспечение социальной
ориентации хозяйственной
деятельности предприятий
1. Мировой опыт
создания «социальных предприятий»
Надежды ортодоксов
современного экономического либерализма
на то, что «невидимая рука» рынка
«все решит», не оправдали себя и
не могут оправдать в принципе.
Прежде всего, по причине несовпадения
либо, по меньшей мере, возможности
несовпадения интересов отдельного индивидуума,
групп (коллективов) индивидуумов и общества
в целом. Отсюда вытекает необходимость
нахождения средств и инструментариев,
обеспечивающих должный учет и защиту
общественных интересов в деятельности
предприятий всех форм собственности.
В мире накоплен соответствующий опыт.
Прежде всего, опыт создания и функционирования
так называемых социальных предприятий.
К «социальному
предприятию», как правило, относят
следующее предприятие:
во-первых, не имеющее
извлечения прибыли в качестве главной
цели своей хозяйственной деятельности.
Целью является удовлетворение экономических
и социальных нужд и потребностей граждан
страны, региона, города, территории. В
этом случае предприятие нередко имеет
налоговые и иные льготы на национальном,
региональном и местном уровнях;
во-вторых, не распределяющее
полученную прибыль (в случае, если
предприятие ведет
в-третьих, основанное
на демократической системе
в-четвертых, обладающее
широкой автономией в управлении
(в первую очередь когда это
касается государственных и
в-пятых, поставленное
под общественный контроль, прежде
всего за целевым использованием государственных
и иных средств, выделенных предприятию
в рамках различного рода экономических
и социальных программ и заказов.
Как показывает
мировой опыт, организационно-правовые
формы «социального предприятия» могут
быть самыми различными.
Форма первая: казенное
или госбюджетное предприятие, ориентированное
(в отличие от другой разновидности
государственных предприятий, главной
целью хозяйственной
Форма вторая: муниципальное
предприятие, финансируемое из муниципального
бюджета.
Форма третья: производственный
кооператив (в случае, если в его
учредительных документах имеется запись
о том, что главной целью его хозяйственной
деятельности является не прибыль, а удовлетворение
экономических и социальных нужд граждан
и их объединений)2.
Форма четвертая:
так называемый социальный кооператив,
деятельность которого нацелена исключительно
на удовлетворение социальных нужд граждан
конкретного региона, города, территории.
Форма пятая: потребительский
кооператив.
По данным Международного
кооперативного альянса, к концу
ХХ века в мире насчитывалось более
800 млн членов кооперативов различного
вида.
Форма шестая: другие
виды коллективного предприятия (в
случаях и в порядке, предусмотренных
законодательством и
Форма седьмая:
частное некоммерческое предприятие.
Форма восьмая:
«предприятие самопомощи граждан» (создание
таких предприятий в
В целом на «социальных
предприятиях», по данным Комиссии Евросоюза
за 2000 год, было занято 8 590 000 человек, что
составило 6,45% рабочей силы ЕС. Согласно
прогнозам, последняя цифра вырастит в
самое ближайшее время до 10%. Только во
Франции насчитывается порядка 780 тыс.
«социальных предприятий», в том числе
19 897 кооперативов различного вида с числом
занятых более 1 млн человек (данные за
2000–2001 годы).
Значительный
опыт накоплен по обеспечению социальной
ориентации значимых предприятий для
страны, региона, территории, которые
формально не являются «социальными».
В основе процесса
«социализации» подобного рода предприятий,
принявшего начиная с середины ХХ века
характер устойчивой общемировой тенденции,
лежат два феномена.
Феномен первый.
Расщепление «пучка» прав собственности
на используемое в производстве имущество:
прав владения, пользования и распоряжения
им. Это предполагает передачу части данных
прав от «титульного» собственника к работникам
или их представительным органам, органам
местного самоуправления, государственным,
иным институтам (в объеме, порядке и на
условиях, определенных законодательными
и нормативными актами, в том числе внутренними,
прежде всего уставом предприятия и коллективным
договором).
Феномен второй.
Все большее осознание в
Формы и инструменты
воздействия государства, общества, территорий,
граждан и их объединений на политику
социально значимых предприятий могут
быть самыми различными:
1. Установление
прямых адресных «социальных
показателей», достижение которых
носит обязательный характер для предприятий
государственного сектора (например, проведение
природозащитных работ).
2. Определение
«социальных целей»
3. Предоставление
государственных и
4. Целевое направление
инвестиций. Этим занимаются не
только государственные, но и
многочисленные
5. Использование
специального права — так
6. Установление
ограничений прав «титульных» собственников
имущества предприятия, включая различного
рода обременения (сохранение производственного
профиля предприятия, а также его персонала
на протяжении достаточно продолжительного
срока, определение предельного уровня
рентабельности, как это, например, имело
место в Англии при проведении приватизации
и т.п.).
2. Проблемы создания
«социальных» и «социально
в Российской Федерации
Выделим в самом
общем виде только некоторые из этих
проблем, на взгляд автора, наиболее актуальные.
Проблема первая.
Ограничение перечня
Проблема вторая.
Отсутствие или крайняя слабость так
называемых опорных структур «социальных
предприятий»: собственных банков, центров
по оказанию правовых и экономических
услуг (например, помощи в разработке бизнес-планов)
и др.
Проблема третья.
Острая нехватка высококвалифицированных
управленческих кадров, способных обеспечить
эффективную работу «социальных» и «социально
ориентированных предприятий» и др.
Проблема четвертая.
Отсутствие, во-первых, должного воздействия
со стороны органов
Проблема пятая.
Отсутствие реального (не декларативного)
социального партнерства на предприятии
— особого типа социально-трудовых
отношений, обеспечивающих учет и согласование
основных интересов наемных работников
и работодателей на основе равноправного
и более или менее равновесного сотрудничества.
В стране сохранилась, а во многих случаях
усилилась архаичная система принятия
внутрипроизводственных решений авторитарного
типа. Работники оказались отчужденными
де-юре от реального участия в управлении
производством (на уровне предприятия
это участие носит, как правило, исключительно
консультативно-совещательный характер),
а также от распределения его результатов
(де-факто они во многом были от этого отчуждены
и при старом режиме). В результате провозглашенный
в официальных документах тезис о переходе
от конфронтационного типа отношений
на производстве к партнерскому не подкреплен
необходимой для этого программой мер
и служит главным образом целям придания
нынешнему режиму демократического обличья.
Прежде всего за рубежом. На память приходит
Конституция СССР 1977 года, разработанная
Международным отделом ЦК КПСС.
Выведение предприятий
за границы демократии делает иллюзорными
перспективы построения в нашей
стране полноценного гражданского общества,
без наличия которого государства в его
демократическом варианте быть не может
по определению. Российское государство
должно отказаться наконец от односторонней
поддержки работодателей и взять на себя
функции, во-первых, социального арбитра
в трудовых спорах на предприятии3. Во-вторых,
проводника реформы управления предприятием
в ее демократическом варианте. В-третьих,
органа стимулирующего, а если это необходимо,
то и принуждающего с помощью закона представителей
частного бизнеса, в первую очередь крупного,
принять принцип социальной ответственности
за принадлежащее им имущество предприятия,
его работников, других граждан данной
территории, региона и страны в целом.