Социальные проблемы

Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание работы

Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.

Работа содержит 1 файл

соцпробл.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

 

финансовую поддержку  в виде грантов, займов и участия  в уставном капитале;

 обучение  и консультирование по актуальным вопросам их деятельности;

информационное  обеспечение и продвижение;

 иные формы  поддержки. 

Каждый проект, поддержанный Фондом, в обязательном порядке оценивается по ряду показателей  эффективности, среди которых:

количество трудоустроенных человек;

 количество  обученных человек;

 количество  оказанных социальных услуг;

 количество  произведенной продукции.

  

С 2008 года Фонд проводит Региональный конкурс проектов в  сфере социального предпринимательства, в котором с 2008 по 2010 год приняли участие 246 проектов из 21 региона. Наиболее активно участвуют в конкурсах коммерческие организации. Вместе с тем растет доля индивидуальных предпринимателей, предлагающих к рассмотрению свои проекты. Это свидетельствует о том, что заинтересованность активной части населения страны в программах развития социального предпринимательства быстро растет (диаграмма 1). 

Диаграмма 1. Основные типы заявителей на участие в конкурсе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Можно с уверенностью говорить о том, что и рост общего числа заявок, и повышение равномерности их распределения внутри категорий свидетельствует об эффективности проводимой Фондом информационной кампании. Социальное предпринимательство перестает быть terra incognita, включая в свою орбиту все большее число россиян. 

Самую высокую  активность в подаче заявок на участие  проявили жители Пермского края, Волгоградской, Челябинской, Калининградской и  Астраханской областей. Широкая география  уже рассмотренных проектов и  активная экспансия в регионы  позволяют утверждать, что в течение ближайших нескольких лет осведомленность о социальном предпринимательстве достигнет уровня, когда заявители будут представлять все без исключения субъекты Федерации. 

Показатели целевых  групп, на которые ориентированы  проекты в сфере социального бизнеса, демонстрируют достаточно интересную динамику (диаграмма 2). Если в 2009 году безоговорочно доминировали проекты, не относящиеся непосредственно к наиболее социально незащищенным слоям, то в 2010 году именно они захватили пальму первенства.  

Особенно показательна ситуация с проектами, ориентированными на инвалидов, пенсионеров и других категорий малообеспеченных граждан. В последнем случае имеет место десятикратный рост, наглядно показывающий взрыв интереса к решению сложных социальных проблем в данной сфере.  

Перенос акцентов в сторону обеспечения потребностей социально незащищенных групп непосредственно  связан с увеличением числа индивидуальных предпринимателей, занявшихся социальным бизнесом. Очевидно, что это направление  имеет наибольший потенциал роста, и поддержке инициатив индивидуальных предпринимателей следует уделять повышенное внимание. 

Диаграмма 2. Целевые  группы проектов социального предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 3 демонстрирует  положительную динамику в сторону  уменьшения количества грантов и увеличения числа займов. Это свидетельствует как о стремлении предпринимателей брать на себя ответственность, так и о повышении их уверенности в успешности проектов, которые они развивают совместно с Фондом «Наше будущее». 

Диаграмма 3. Форма финансирования проектов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-демографический  профиль среднего социального предпринимателя  в России представлен в следующей  таблице. 

Социально-демографический  профиль среднего российского социального  предпринимателя 

Пол  Мужчины (64%)/ женщины (36%)

 

Возраст 45 лет

Семейное положение Женат/ замужем

Образование  Высшее

 

Опыт работы в социальном предпринимательстве/социальной сфере  8,5 лет 
 

 

 

Актуальные примеры  социального предпринимательства 

Среди проектов в сфере социального предпринимательства, получивших поддержку Фонда «Наше будущее», можно особо выделить три. 

Проект «Доспехи» (ООО «Новые реабилитационные технологии «Доспехи»). «Доспехи» представляют собой ортопедическую систему, которая  позволяет человеку с повреждениями спинного мозга передвигаться, стоять, вставать и садиться без посторонней помощи. Она была разработана и запатентована инвалидом-спинальником Алексеем Налогиным. Проект «Доспехи» стал первым социальным предприятием, которое поддержал Фонд. Общий объем инвестиций составил 9,5 млн рублей, из них 5,5 млн – в форме беспроцентного займа. На сегодня Фонду возвращены 50% инвестированных средств. Производство ортопедических систем было организовано на базе медицинского центра Российского государственного медицинского университета, в штате «Доспехов» – 11 человек. 

Творческая мастерская «Веселый войлок» (НП «Женская организация  социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество»). Целью проекта «Веселый Войлок» стало создание в Рыбинске творческой мастерской по изготовлению дизайнерских игрушек-сувениров и бижутерии из войлока. Социальная ориентация проекта заключается в том, что в его реализации участвуют многодетные матери из малообеспеченных семей, не имеющие возможности работать с полной занятостью и нуждающиеся в надомной работе. Финансирование предприятия со стороны Фонда составило 400 тыс. рублей, из них 100 тыс. – в виде беспроцентного займа. Сегодня «Веселый войлок» дает работу 15 женщинам. Предприятие досрочно погасило заем, выданный Фондом в 2008 году, и успешно сотрудничает с производителями и продавцами игрушек из России и зарубежных стран. 

«Школа фермеров» (индивидуальный предприниматель В.В. Горелов). Проект направлен на подготовку сельских предпринимателей из числа  выпускников детских домов Перми. Участие в «Школе фермеров» предоставляет возможность выпускникам детских домов зарабатывать средства, овладевать профессией, чувствовать себя социально защищенными. Особенно важно то, что вовлеченность в такой проект помогает сформировать позитивные ценности, включает сирот в общественные отношения. Кроме того, «Школа фермеров» привлекает молодежь к работе на селе и воспитывает самостоятельных молодых фермеров, способных вести доходный бизнес. Фонд вложил в реализацию инициативы 1 млн рублей, причем полученный заем автор проекта Вячеслав Горелов погасил досрочно. Сегодня проект развивается и трансформируется в Молодежную деревню. Это предприятие сможет готовить будущих фермеров в еще больших масштабах, попутно решая важную социальную задачу. 

Краткий обзор лишь небольшой доли проектов, получивших поддержку Фонда, позволяет сделать ряд выводов. Все профинансированные проекты нацелены на решение острейших социальных проблем, стоящих перед современной Россией. Для достижения устойчивых, самоокупаемых результатов необходимы минимальные начальные инвестиции и серьезная организационная поддержка проектов. Принципиальным становится создание инфраструктуры развития, опора на которую позволяет быстро выходить на устойчивые финансовые показатели. Это, в свою очередь, делает проекты самостоятельными и дает средства на поддержку новых инициатив. Все социальные предприниматели активно развивают бизнес, расширяют его географию. Движимые идеей решения проблемы, они охотно делятся опытом и наработанными технологиями с теми, кто готов последовать их примеру. Таким образом социальные предприятия становятся точками роста, активно формируя институты гражданского общества. 

Общие выводы и  рекомендации 

Социальное предпринимательство  только начинает свой путь в России. Российское общество все еще скептически настроено к этому понятию, и для преодоления барьера восприятия необходимо многое сделать. Отрадно то, что большинство россиян признают необходимость существования организаций, которые ставят для себя главной целью не максимизацию прибыли, а решение или смягчение социальных проблем. 

Существующие  примеры социального предпринимательства  позволяют говорить о больших  перспективах данного направления  бизнеса в России. Граждане готовы самостоятельно решать острые социальные проблемы, о чем свидетельствует успех проектов «Доспехи», «Веселый войлок», «Школа фермеров», а также многих других. Наряду с этим в стране насчитывается порядка 6,8 тыс. предприятий, имеющих социальную направленность. Большая часть из них не идентифицирует себя как социальные предприятия, что во многом обусловлено нехваткой информации по данной теме.

Отдельная и  исключительно важная проблема социального  предпринимательства – это отсутствие адекватного нормативно-правового  обеспечения. Все еще не создана  законодательная база, регламентирующая деятельность социальных предпринимателей. Они вынуждены работать на общих началах, что в определенной степени снижает их возможности в решении социальных задач. 

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – одна из немногих организаций, непосредственно поддерживающих социальных предпринимателей. За время своей деятельности Фонд внес весомый вклад в становление социального предпринимательства в России.  

На октябрь 2010 года Фондом поддержано 22 проекта в  сфере социального предпринимательства. Общая сумма инвестиций составила 57,6 млн рублей. В рамках проектов было трудоустроено и обучено 204 человека, уплачено 10,3 млн рублей налогов в бюджет. В ходе реализации собственных проектов, направленных на развитие малого предпринимательства, услугами Фонда воспользовались 860 человек, прошли обучение 226 человек. Как лидер отрасли Фонд прилагает немало усилий не только для поддержки проектов, но и для выработки устойчивых «правил игры» в данной сфере. Проведенные конкурсы позволили сформировать основные характеристики и параметры социального предпринимательства в России:

1) формы социальных  предприятий:

 

НКО и благотворительные  организации;

 специализированные  предприятия;

 малый бизнес. 

2) направленность  деятельности по целевым группам:

 

инвалиды/пенсионеры;

дети/молодежь;

 малообеспеченные  граждане. 

3) средний объем  финансирования, требуемого предприятию  для начала/развития своей деятельности:

2 млн рублей. 

Подводя итоги, можно отметить, что наиболее остро  сегодня стоит вопрос об информированности общества относительно понятия «социальное предпринимательство». Без преодоления информационного вакуума через рассказы о позитивных примерах в СМИ, проведение круглых столов и лекций на данную тематику невозможно сформировать положительное восприятие гражданами концепции социального предпринимательства. 

Исключительно важно ввести понятие «социальное  предпринимательство» в правовое поле России. Здесь требуются законодательные  инициативы и последовательная политика, направленная на укоренение этого явления в жизни страны.

Наконец, перспективы  роста социальных предприятий зависят  от того, какое внимание будет уделяться  привлечению новых энергичных и  ответственных социальных предпринимателей. Только количественный рост числа социально ориентированных бизнесменов дает надежду на то, что в недалеком будущем многие актуальные социальные проблемы будут успешно решены. 
 

Информационные  источники 

1. Аналитические  отчеты Фонда «Наше будущее»  об итогах конкурсов 2009–2010 годов.

2. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. 2009: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907

3. Неэквивалентный  обмен: социальная ответственность  бизнеса и его признание российским  обществом. М.: ВЦИОМ, 2010: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13587

4. Общественное  мнение – 2009. М.: Левада-Центр, 2009.

5. Общественная  поддержка и доверие как фактор  развития социального предпринимательства.  М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2008: http://www.zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm

6. Сайдуллаев  Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика  развития малого предпринимательства  в регионах России в январе  – марте 2010 года. М.: АНО НИСИПП, 2010: http://www.nisse.ru/business/article/article_1473.html

Информация о работе Социальные проблемы