Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Cоциальное неблагополучие в обществе отражается на состоянии здоровья этой социальной группы, в результате чего повышается заболеваемость, повышается число не имеющих работу. Неудачи в социальной адаптации молодёжи к новым социально-экономическим условиям страны проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции. Поэтому главной задачей государственной молодёжной политики Республики Беларусь является помощь, поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, столкнувшихся с самостоятельно неразрешимыми обстоятельствами. Государство поддерживает и защищает молодёжь, создаёт необходимые условия для реализации творческих инициатив. В свою очередь, молодёжь строит это государство.
Сегодня учёные определяют молодёжь
как социально-демографическую
Молодость характеризуется как
период формирования устойчивой системы
ценностей, становление самосознания
и формирования социального статуса
личности. Сознание молодого человека
обладает особой восприимчивостью, способностью
перерабатывать и усваивать огромный
поток информации. В этот период
развиваются критичность
Молодость-пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования.
Как и любая другая страна, Республика Беларусь возлагает большие надежды на будущее поколение. А будущее поколение - это наша молодёжь. Здоровая, сильная, креативная молодёжь - это здоровая, мудрая нация, стабильное, процветающее государство. Но в каждой такой стране всегда будет присутствовать та часть молодёжи, которая имеет различные по своей структуре проблемы, тем самым государство должно акцентировать свое внимание на необходимости организации качественной, разносторонней и продуктивной социальной работы с молодежью.
Cоциальное неблагополучие в обществе отражается на состоянии здоровья этой социальной группы, в результате чего повышается заболеваемость, повышается число не имеющих работу. Неудачи в социальной адаптации молодёжи к новым социально-экономическим условиям страны проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции. Поэтому главной задачей государственной молодёжной политики Республики Беларусь является помощь, поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, столкнувшихся с самостоятельно неразрешимыми обстоятельствами. Государство поддерживает и защищает молодёжь, создаёт необходимые условия для реализации творческих инициатив. В свою очередь, молодёжь строит это государство.
Глава 1. Молодежь как объект социальной работы
1.1 Проблемы современной молодёжи в Беларуси
Понятие «молодёжь» в широком смысле слова определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодёжи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. В Республике Беларусь молодёжь - это социальная группа в возрасте от 14 до 31 года [19, 9]. Однако молодость - не столько этап жизненного цикла, сколько определённый социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
Феномен молодёжи имеет культурно-историческое,
социально-экономическое
Молодёжь как социальная группа
имеет свои проблемы. Они связаны
с трудностями социальной адаптации.
Социальная адаптация представляет
собой процесс активного
Главные усилия социального работника
при психологической адаптации
должны быть направлены на помощь клиенту
в поиске работы, в утверждении
социального статуса, в восстановлении
веры в духовные ценности, в преодолении
стрессовых ситуаций. Так, для молодого
человека, оказывающегося без работы,
особенно опасным является длительное
состояние незанятости. Именно длительная
незанятость действует
Еще одной проблемой является девиантное поведение, особенно в подростковом возрасте. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия.
Можно также выделить такую проблему как молодежь и здоровье. Согласно данным ЮНИСЕФ рост числа заболеваний у детей и молодежи в Беларуси и России связан с проблемами «социального стресса». Здесь можно отметить не только проблемы бытового характера, но и насилие в семье, нездоровый образ жизни, нарушение структуры питания из-за экономических проблем семьи. Проблема ухудшения физического и психического здоровья молодежи носит, прежде всего, социальный характер. Резкое снижение уровня жизни, а также низкое качество медицинской помощи привели к ухудшению здоровья населения, росту заболеваемости.
Сегодня на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), т.к. они не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями и молодежи отдается предпочтение.
В экономике республики, по информации Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат), удельный вес работающей молодежи в возрасте до 30 лет увеличился незначительно и составил на конец 2010г. 24 %. Среди безработных, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в 2008 г. молодежь составила 45,7 %. [27, с.101]
Наибольший удельный вес молодежи
от общей численности работающих
отмечается в таких отраслях экономики,
как информационно-
В то же время в сельском хозяйстве доля молодежи до 30 лет составила 17,8 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 18,8 %, в образовании - 19,9 %. Уменьшается доля молодежи в науке и научном обслуживании - с 23 % в 2007 г. до 22,9 % в 2008 г. [27, с.101]
В январе-марте 2009 г. по сравнению с
аналогичным периодом 2006-2008 гг. структура
нуждающихся в трудоустройстве
безработных несколько
Уменьшилась как численность молодежи в возрасте 16-29 лет (с 59 043 чел. в январе-марте 2006 г. до 37 972 чел. в I квартале 2009 г.), так и удельный вес в составе нуждающихся в трудоустройстве безработных (с 47,7 % в I кв. 2006 г. до 40,1 % в I кв. 2009 г.). [27, с.101]
В 4,5 раза уменьшилось число выпускников общеобразовательных и базовых школ (с 9007 чел. в I кв. 2006 г. до 2021 чел. в I кв. 2009 г.), в 2,5 раза сократилось число выпускников профессиональных образовательных учебных заведений (с 3661 чел. в I кв. 2006 г. до 1477 чел. в I кв. 2009 г.). [27, с.101]
На 1 апреля 2009 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 16,7 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет, в том числе 843 человека из числа выпускников школ. [27, с.101]
Следующей проблемой является подготовка молодёжи к семейной жизни -- одна из актуальных проблем в современных социально-культурных условиях жизнедеятельности общества и государства. Это обусловлено рядом негативных тенденций в сфере семьи и брака: с одной стороны, сокращается число браков и падает уровень рождаемости, с другой -- растёт число разводов и отказов от детей и т. д.
Недостаточный уровень развития психо-эмоциональной устойчивости и социальной дееспособности значительной части семей препятствует выполнению социализирующей функции семьи, что, в свою очередь, оказывает влияние на сознание молодёжи, их мотивацию на создание собственной семьи, готовность к выполнению многогранных социальных ролей супруга/супруги и отца/ матери.
проблема подготовки к семейной
жизни является одной из важнейшей,
так как сама готовность к браку
и брачным отношениям предполагает
способность разумно
В настоящее время одной из актуальных социально-педагогических проблем является проблема организации досуга молодежи, так как именно в сфере свободного времени, как и в обучении и труде, формируется человек, складываются его потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям.
Занятия в свободное время не
только развивают у личности определенные
качества, но и организуют ее, придают
уверенности в своих действиях
и в своей компетенции. В силу
ряда причин современная молодежь не
в состоянии организовать свой досуг
интересно, содержательно и полезно
для себя, в таком случае альтернативой
для них становится неформальная
группа, которая может иметь
стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт их организации, возникает "привязанность" к каким-либо конкретным видам деятельности, определяется основной принцип проведения свободного времени -- творческий или нетворческий.
1.2 Нормативно-правовая база
Государство обеспечивает молодым
гражданам специальные
Особой защитой государства пользуются несовершеннолетние.
Неполный объем дееспособности несовершеннолетних, а равно специальный порядок осуществления их прав может устанавливаться только законом и исключительно в интересах этих граждан.
Государственные органы и должностные лица, педагогические работники и работники специальных служб не имеют права использовать в отношении несовершеннолетних мер воздействия, основанных на публичном распространении сведений о совершенных несовершеннолетними деяний, за исключением случаев, когда названные меры являются видом уголовного наказания либо административного взыскания.
Согласно закону РБ от 14 октября 2000г. «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи» в нашей стране начиная с 2001 г. создаются областные центры профессиональной ориентации молодежи и выделение средств для их развития.
Наша страна в лице государственных органов обеспечивает молодежи права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым семьям.
Государство стимулирует производственное обучение молодежи и повышение ее квалификации на предприятиях, используя методы экономического регулирования и льготного налогообложения.
Временно незанятые молодые граждане, окончившие общеобразовательные школы, уволенные в запас после прохождения военной службы имеют право на содействие в трудоустройстве через службу занятости в соответствии с законодательством РБ.
Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются долгосрочные кредиты на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования. [22]
В РБ устанавливается система
Права и обязанности учащихся во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законом «Об образовании», актами органов самоуправления учебно-воспитательных учреждений, договорами между учащимися, их коллективами и администрацией.
Администрация и работники этих учреждений не вправе принуждать учащихся к исполнению обязанностей непосредственно не вытекающих из учебного процесса, отказу от использования своих прав, а также унижать человеческое достоинство учащихся. В случае нарушений этих положений, учащиеся вправе требовать в судебном порядке возмещения причиненного ущерба.
Государственное руководство в области молодежной политики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляют высшие органы государственной власти и управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Для подготовки и рассмотрения вопросов в области государственной молодежной политики, относящихся к ведению соответствующего Совета, обеспечения исполнения его решений и контроля за проведением их в жизнь Парламент Республики Беларусь и местные Советы депутатов могут образовывать постоянные комиссии либо иные депутатские органы, занимающиеся молодежными вопросами. Правовое положение постоянных депутатских органов по делам молодежи определяется законодательством Республики Беларусь. [23] Для обеспечения комплексного управления молодежной политикой и координации деятельности министерств и иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь в сфере молодежной политики в системе органов государственного управления Республики Беларусь образуется государственный орган Республики Беларусь по делам молодежи. В соответствии с действующим законодательством местные исполнительные и распорядительные органы могут образовывать отделы (управления, комитеты) по делам молодежи (по работе с молодежью). Правовой статус государственного органа по делам молодежи определяется положением, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. [23] Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственного органа по делам молодежи и исполкомов местных Советов депутатов.