Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат
Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.
Вымирание населения
Демографическое
явление, получившее в социологической
терминологии название “русский крест”,
было зафиксировано в России в 1992 г., когда
кривая, изображающая смертность, резко
пошла вверх и пересекла линию рождаемости.
С тех пор смертность превышала рождаемость,
временами в полтора раза: мы стали страной
с европейской рождаемостью и африканской
смертностью. По официальным прогнозам,
к 2025 г. численность населения сократится
до 120 млн человек, а по некоторым оценкам,
и до 85 млн. Россия – единственная из развитых
стран, вымирающая в мирное время. Основные
причины рекордной смертности – болезни,
в том числе социально обусловленные,
убийства и самоубийства, смерти на дорогах,
алкогольные отравления [10].
Очевидно, не видя
возможности реально снизить
смертность, органы власти основной упор
делают на увеличение рождаемости. Некоторый
рост здесь произошёл – с минимума
в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5
случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста
– за счёт увеличения числа потенциальных
матерей, родившихся в относительно благополучные
80-е годы. Дальше этот рост замедлится.
Социальное сиротство
С ростом рождаемости
возникают другие проблемы. Из-за растущего
алкоголизма отцов, распада семей
и бедности многие матери ещё в
роддоме отказываются от своих детей,
кроме того, родителей-алкоголиков
и преступников лишают родительских
прав. Возникло так называемое социальное
сиротство: сироты при живых родителях.
Таких социальных сирот сейчас свыше 700
тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют
социальные сироты.
Но и у многих
детей, живущих в семьях, печальная
судьба. Конфликты в семьях и разводы,
алкоголизм родителей, нищета вынуждают
многих детей убегать из дома и скитаться
по стране. Таких беспризорных детей –
точной цифры никто не знает – около 1
млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных,
тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся
без надзора родителей и воспитывается
улицей. В результате, в год около 330 тыс.
преступлений совершается подростками,
2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством
[11].
Около половины
выпускников детских домов
В таких условиях
повышение рождаемости имеет сомнительную
ценность.
Мигранты, переселение
соотечественников
Одной из мер
решения демографической
Коррупция
Коррупция, собственно,
не является отдельной социальной проблемой.
Это системная болезнь
По данным руководителя
Следственного комитета прокуратуры
А. Бастрыкина [13], сумма вреда, причинённого
коррумпированными чиновниками, таможенниками,
прокурорами и милиционерами
– это толь ко по расследованным
уголовным делам – приблизилась к 1 трлн
р. При этом наибольшее количество преступлений
коррупционной направленности совершено
в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной
деятельности и в органах местного самоуправления.
По мнению К. Кабанова, председателя Национального
антикоррупционного комитета, общая сумма
реального коррупционного ущерба составляет
9–10 трлн р. в год [13]. Это то, что касается
коррупции в верхних эшелонах власти.
В целом же средний
размер взятки в 2009 г. по сравнению с
2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс.
р. За прошлый год треть населения хотя
бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности”
Россия находится на 146-м месте в мире,
которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве.
Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак,
Чад и Сомали.
Ущерб от коррупции
представляет собой суммы, незаконно
полученные чиновниками, и прибыль
бизнесменов как результат
Неудивительно,
что представители всех без исключения
социально ориентированных
“Партия власти”
как социальная проблема
Список социальных
болезней общества можно было бы продолжить,
к сожалению, физические ограничения
объёмов публикации это сделать
не позволяют. Однако для полноты
картины никак нельзя упустить из
виду ещё одну крайне важную проблему
социально-политического свойства, а именно
– монополизацию власти в руках одной
правящей партии, в чём, по сути, и кроется
частично причина нерешения всех остальных
социальных проблем.
Отсутствие политической
конкуренции, противоречащее самой идее
демократии, трактовалось идеологами
партии власти как временная мера для
быстрого, эффективного решения основных
проблем общества “переходного периода”.
Казалось бы, даже при сомнительной демократичности
такого расклада политической жизни управлять
страной в этой системе координат легче,
эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской
демагогии начать строить дороги, каналы,
вкладывать деньги в сельское хозяйство,
строительство дешёвого жилья, развитие
промышленности, помощь бедным, борьбу
с болезнями. И всё это решительно и быстро.
Президент ставит задачу, намечает программу,
правительство всё рассчитывает, готовит
проект закона, Дума его быстро принимает,
исполнительная власть берёт на вооружение,
деньги потекли, проблемы решаются. И действительно
бывало, что этот цикл – особенно перед
уходом Думы на летние каникулы – проворачивался
за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию
льгот пенсионерам, на законодательное
воплощение которой потребовалось всего
3–4 мес., если не считать летний каникулярный
простой).
Что же при такой
монополии на власть, управленческой
свободе, обилии нефтяных и газовых
денег правящей партии удалось сделать
за десять лет в решении главных,
острых проблем страны? Результаты,
в основном, негативные.
Если в прошлом
было принято списывать проблемы на тяжёлое
прошлое или внешние факторы – “наследие
царского режима”, “враждебное окружение”,
“навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты
коммунистического правления”, “засилье
олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что
в последнее десятилетие проблемы не решались
и только усугублялись. Власть и партия
власти в этот период занимались лишь
им одним ведомыми социальными проблемами.
Собственно, все
властные полномочия – Государственной
Думы и Правительства –
Литература
1. Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
2. Попов Н.П. Бедные в богатой стране // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 4. – С. 41–47.
3. Путин утвердил
план победы над пьянством
к 2020 году [Информация с сайта
Lenta.ru от 14.01.2010]. – Электрон. дан. –
М.: Медицинский портал, 2010. – Режим
доступа: http://medportal.ru/
4. Попов Н.П. Сколько мы пьём и почему // Мир измерений. – 2008. – № 7. – С. 56–61; 2008. – № 8. – С. 54–61.
5. Чухарева Н.
Борис Грызлов: “Против России
объявлена нарковойна”. –
6. Об итогах
мониторинга масштабов
7. Михайлов А.Г. Наркотики оборачиваются всё хуже и хуже // Новая газета. – 2006. – № 73. – 25.09 – 27.09. 2006.
8. Национальный
доклад Российской Федерации
о ходе выполнения Декларации
о приверженности делу борьбы
с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе
26-й специальной сессии
9. О санитарно-
10. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии // Демографические исследования. – 2008. – № 6.
11. Социальное
сиротство в ожидании
12. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.
13. Коррупционный
расчёт. – Электрон. дан. – М.:
Взгляд, 2009. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2009/