Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства
в переходной экономике
2. Система планирования
и прогнозирования
2.1 Современная система
планирования и
2.2 Основные положения
экономической политики РБ в
переходный период
2.3 Влияние мирового
финансово-экономического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития
рыночного хозяйства возникали
и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не
могли быть решены автоматически
на базе частной собственности. Появилась
необходимость значительных инвестиций
в отрасли малорентабельные или
нерентабельные с точки зрения частного
капитала , но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах
; отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики.
Теоретически понятие
государственной экономической
политики шире, чем понятие государственного
регулирования экономики , так как первая
может основываться и на невмешательстве
государства в хозяйственную жизнь (Известный
принцип экономического либерализма laisser
faire – laisser passer). В современных условиях
невмешательство государства в социально
- экономические процессы немыслимо. Уже
давно споры идут не о необходимости государственного
регулирования, а о его масштабах , формах
и интенсивности . Поэтому термины "государственное
регулирование экономики" и "государственная
экономическая политика" в наше время
идентичны .
Объективная возможность
государственного регулирования экономики
появляется с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. Необходимость,
превращающая эту возможность в
действительность, заключается в
нарастании проблем , трудностей, с которыми
и призвано справиться государственное
регулирование экономики. Оно решает различные
задачи: это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости. Конкретные направления, формы,
масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период.
Цель данной курсовой
работы – отразить необходимость
экономической политики государства
в переходный период.
Задачи, которые следует
выполнить:
1. Охарактеризовать
роль государства в переходной
экономике.
2. Описать современные
методы планирования и
3. Отразить сущность
экономической политики
1. Роль государства
в переходной экономике
Необходимость вмешательства
государства в экономику
Таким образом, основная
проблема переходной экономики —
это не вопрос о необходимости
вмешательства государства, а определение
границ государственного регулирования,
его способов и методов, роли в
экономике.
В переходной экономике
роль государства принципиально
отличается от его роли и в командной,
и в рыночной экономике. Это обусловлено,
во-первых, тем, что процесс разгосударствления
значительно сокращает размеры
государственного сектора, отвергает
всеобъемлющий характер государственного
регулирования, присущий командной
экономике. Во-вторых, в переходный
период рынок находится в стадии
становления и, следовательно, его
регулирующие возможности еще низки.
Поэтому, с одной стороны, степень
государственного вмешательства в
экономику здесь меньше, чем в
КАС. Но с другой стороны, она должна
быть более весомой, чем в развитой
рыночной экономике. [2, c. 392]
Государство в трансформирующейся
постсоциалистической экономике выступает
одновременно инициатором и субъектом
экономических реформ: преобразования
отношений собственности, смена
методов поддержки малого бизнеса,
реорганизации финансовой и кредитно-денежной
систем и др. Кроме того, государство
в связи с неразвитостью
Государство влияет
на экономику через механизм регулирования
— систему организации
1) цели государственного
регулирования (стратегические
2)методы регулирования
(административные, правовые, организационно-экономические,
бюджетно-финансовые, кредит-но-банковские,
налоговые, ценовые);
3)формы реализации
(индикативное планирование, специальные
программы развития отдельных
отраслей, программы-прогнозы);
4)субъекты регулирования
(банки, предприятия, домашние
хозяйства);
5)объекты регулирования
(сферы воспроизводства,
С одной стороны,
государство в
С другой стороны, одной
из основных функций государства
в переходной экономике становится
целенаправленное создание правовых,
экономических, социальных и других
условий и стимулов для формирования
рыночных отношений. Эта задача является
весьма сложной и решается белорусским
государством впервые. В странах
с развитой рыночной экономикой реализация
данной цели происходила путем
Государство в переходном
периоде использует прямые и косвенные
методы регулирования. На первоначальном
этапе преобладают первые, что
обусловлено следующими причинами.
Во-первых, значительную долю национальной
экономики составляет государственный
сектор как объект преимущественно прямого
воздействия. Во-вторых, рыночная среда,
управляемая в основном косвенными методами,
еще в полной мере не создана. В-третьих,
глубокий кризис, характерный для начального
этапа переходного периода, может быть
преодолен только прямым воздействием
государства.
Государственный сектор
в переходной экономике претерпевает
коренные изменения. Уходят в прошлое
директивные плановые задания, заменяясь
государственными заказами. Отсутствует
централизованное прикрепление к предприятию
поставщиков ресурсов и комплектующих,
как и гарантированный сбыт продукции.
Поэтому предприятия
В переходной экономике
можно выделить три основных направления
деятельности государства.
Во-первых, это создание
правовых и организационных институтов,
необходимых для
Во-вторых, переориентация
самой государственной
В-третьих, переход
к новым формам регулирования, реализации
социальной и экономической политики,
призванной найти оптимальный путь
для решения триединой задачи:
обеспечение структурной
Еще одним важнейшим
направлением деятельности государства
является выбор приоритетов развития.
От его правильности зависят как
социально-экономическое
К национальным интересам
следует отнести, прежде всего, задачи,
решение которых обеспечивает самосохранение
нации, ее выживание: охрана окружающей
среды, защита от внешней экспансии,
поддержание стабильного уровня
жизни, сохранение численности и
здоровья населения, интеллектуального
потенциала и трудовых навыков народа.
Это широкий круг проблем —
от умножения интеллектуального
потенциала страны до сбережения собственных
природных ресурсов для будущих
поколений граждан. В зависимости
от периода развития такие задачи
конкретизируются в определенные цели
экономической политики. Последние
должны быть взаимоувязаны как между
собой, так и с необходимыми для
них ресурсами, а также выбором
форм и методов использования
этих ресурсов для получения максимального
эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание
в переходный период государство
должно уделить выработке
Основные положения
действующей политики государства
по выработке стратегии и тактики
реформирования отражены в важнейших
государственных социально-