Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Индикативное планирование
также типично для смешанного
хозяйства, но цели планирования меняются.
Плановые нормативы содержат здесь
лишь общие контуры государственного
прогноза, но могут включать более
четкие ориентиры в области
Стратегическое планирование.
Оно ориентировано на долгосрочную
перспективу и определяет основные
направления социально-
Формирование смешанной
экономики и ее движение к рынку
требуют учета и использования
всех возможных типов планирования
исходя из их рациональной целесообразности
по отношению к народному
Экономическое прогнозирование
представляет собой систему научных
исследований о возможных направлениях
будущего развития экономики и ее
отдельных сфер. В макроэкономическом
планировании оно играет особую роль,
ибо дает возможность вероятностного
видения исследуемого объекта в
будущем. Научное прогнозирование
выступает формой научного предвидения.
Оно, как правило, предшествует разработке
социально-экономических и
В зависимости от
сферы применения прогнозирование
бывает социально-экономическое и
научно-техническое. Социалъно-экономическое
прогнозирование дает оценку возможным
перспективам и изменениям экономических
и социальных условий жизнедеятельности
общества. Научно-техническое прогнозирование
нацелено на разработку научных, технических
и технологических средств реализации
перспективных планов социально-экономического
развития.
В зависимости от
уровня управления прогнозирование
подразделяется на народнохозяйственное,
отраслевое (или региональное) и
прогнозирование развития предприятий.
Народнохозяйственное прогнозирование
учитывает возможность
По степени обоснованности
прогнозирование делится на поисковое
(исследовательское) и нормативное. Поисковое
прогнозирование состоит в оценке перспективных
тенденций развития объекта исследования.
Нормативное связано с определением путей
и сроков достижения желаемых состояний
исследуемого объекта на основе сложившихся
показателей.
Экономический прогноз
должен дать объективное, достоверное
представление о том, что будет
при тех или иных условиях. Экономический
прогноз может стать надежной
основой для принятия государственных
решений или посылкой для включения
прогноза в макроэкономический план,
придав тем самым ему директивный
характер. Процесс составления
К числу методологических
принципов прогнозирования
Важными методологическими
принципами прогнозирования являются:
- принцип вариативности
прогнозов. Мера и характер
воздействия государства на
- принцип социальной
направленности и приоритетов
общественных потребностей. Данный
принцип означает, что планы развития
экономики должны быть
- принцип повышения
эффективности общественного
- принцип пропорциональности
и сбалансированности. Он означает, что
прогнозы должны быть сбалансированы
по ресурсам и возможностям экономики,
они должны отражать сложившиеся пропорции
и ориентировать экономику на формирование
прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
- принцип сочетания
отраслевого и регионального
аспекта прогнозирования. Это
значит, что в прогнозах должны
быть отражены основные
- принцип приоритетов.
Он означает, что из всего многообразия
отраслей, производств необходимо
выделить главные и направить
на их развитие ресурсы,
- принцип непрерывности.
Он предполагает непрерывность
процесса прогнозирования,
- принцип комплексности
или системности. Он
- принцип адекватности.
Он означает, что прогнозируемые
цифры должны отражать
К числу методологических
принципов прогнозирования
2.2 Основные положения
экономической политики РБ в
переходный период
Основные направления,
цели и задачи экономической политики
государства представлены в системе
государственных прогнозов
Опыт, накопленный
Беларусью и другими странами
трансформационной группы, показывает,
что в переходной экономике можно
выделить три стратегические линии
поведения государства (рис. 2.1).[8, c.
640]
Первая стратегическая
линия определяется тем, что государство
уходит из тех сфер социально-экономической
жизни, где доказаны неэффективность
и нецелесообразность его присутствия
(деэтатизация). Место государства на данном
направлении занимают рыночное саморегулирование
и экономическое самоуправление институтов
гражданского общества.
Рис. 2.1 Основные стратегические
линии поведения государства
в переходный период
Благодаря таким
изменениям в первую очередь здорово
выигрывает налогоплательщик, так как
государство становится для него более
"дешевым". Общий выигрыш состоит
в том, что резко расширяется коридор экономической
свободы, выступающей признанным фактором
социального прогресса.
Вторая стратегическая
линия определяется тем, что государство
остается в эпицентре экономической
жизни. Но при этом происходит дебюрократизация
его функций, стиля и методов работы органов
государственного управления. Демократическое
государство начинает кропотливо учиться
пользоваться рыночным механизмом, заявляет
о себе как о полноценном субъекте рыночных
отношений.
Например, выделим:
а) проведение белорусским
государством с середины 90-х гг. аукционов
и тендеров;
б) последовательное
использование при подготовке важных
решений экономической
в) воздействие на
рыночные цены через спрос (государственные
закупки) и предложение (использование
товарных резервов, регулирование импорта).
Передача функций
управления государственным предприятием
директорскому корпусу, увязывание
оплаты труда с конечным финансовым
результатом, коммерциализация значительной
части государственных
Третья стратегическая
линия государства состоит в
том, что последнее берет на себя
ответственную роль регулировщика
экономической жизни страны. По тем
направлениям, где:
а)
рыночные сигналы проявляются
б)
часть рыночных отношений, утратив
внутренние импульсы развития, не обеспечивает
необходимый уровень
Примечание. Реализуя
вторую и третью стратегическую линию,
необходимо все же соблюдать объективные
пределы, которые существуют для
государственного вмешательства в
экономическую жизнь страны.
Экономическая политика
государства. Выполняя в переходный
период соответствующие функции (классические
и новые), государство разрабатывает
и проводит сбалансированную экономическую
политику.
Экономическая политика
государства есть совокупность мер,
направленных на упорядочение процессов
в национальной экономике и предусматривающих
достижение поставленных целей.
Государственная экономическая
политика выступает как генеральная
линия действий, проводимых правительством
в .области, национального производства.
Основными сферами экономической политики
государства выступают финансово-кредитный
сектор, инвестиции, трудовые отношения,
а также внешние экономические связи.[8,
c. 641]
В переходный период
основными объектами