Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Rehcfx.docx

— 57.50 Кб (Скачать)

Рис. 2.4 Инвестиции в  ОФ 

В 2008 году размер среднегодового номинального объема доходов на населения  в Беларуси составил 3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходов составил 12%.(рис. 2.6) 

Основными источниками  формирования денежных доходов населения  в 2008 году стали оплата труда и  социальные трансферты, которые в  январе 2008 года составили 77,3% от общей  суммы денежных доходов. (оплата труда работников - 57,1% ;трансферты населению (пенсии пособия, стипендии). - 20,2%). 

Необходимо отметить, что по требованиям МФВ, в связи  с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышение зарплат  и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно  снизится, а с учетом девальвации  в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали. 
 
 
 

Рис. 2.5 Доходы населения  в РБ 

  

Высокая динамика роста  доходов населения оказывала  непосредственное влияние на объем  розничного товарооборота в Республике в 2001-2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем  розничного товарооборота через  все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился в реальном выражении  на 20.5% по сравнению 2007 годом(рис 2.8). В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55 раза. 

Тем не менее, в связи  с замедлением роста доходов  населения и объемов потребительского кредитования, уже в 4-м квартале 2008 года наблюдалось падение спроса, следовательно, замедление роста товарооборота. 
 
 

Рис 2.6 Розничный  товарооборот 
 

И наконец, ИПЦ находится  также в связи с инфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией  достаточно производить много качественных, конкурентоспособных отечественных  товаров. В условиях нулевой безработицы  только так возможно снизить инфляцию. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (рис. 2.9). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд. 

Это связано со следующими факто рами: 

1.  Рост цен  на поставляемые энергоносители; 

2.  Рост цен  импорта; 

3.  Высокий темп  роста доходов населении, опережающий рост производительности труда; 

4.  Государственное  регулирование цен. 
 
 

Рис. 2.7 Индекс потребительских  цен в Беларуси 

Таким образом, на протяжении 8 лет до 2009 экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют  вышеописанные показатели. Следует  отметить, что данный рост был обеспечен  не только повышением эффективности  производства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, а также  высоким ростом таких стран, как  Россия, которая является главным  торговым партнером. 

Если 2001-2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста и улучшения  качества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы. Кризисные явления  начали проявляться еще в конце 2008 г., когда начали возникать проблемы со сбытом продукции за рубеж. Соответственно, возник дисбаланс по счету текущих  операций и нарушился платежный  баланс. Все это привело к девальвации  в январе 2009. Но с учетом высокого импортного промежуточного потребления  товары за границей не стали дешевле  на размер девальвации, что было негативным моментом для экспортоориентированных производителей. 

Для анализа влияния  кризиса на экономику РБ достаточно проанализировать следующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдо сведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекс потребительских цен. 

Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был  пересмотрен сначала до +3,6%, а  затем до +2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в  последующие месяцы. (рис 2.12) 

Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов  готовой продукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватного  снижения объемов производства вслед  за сокращением внутреннего и  внешнего спроса продолжала производить  и накапливать продукцию. 

Наиболее пострадавшими  отраслями стали предприятия  легкой промышленности (снижение с 10,1% в 1 кв. 2008 г. до 6,9% в 1 кв. 2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%), Беллесбумпрома (с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7% до 13,4%). 
 
 
 

Рис 2.8 ВВП РБ (красным  отмечены месяца 2009 г.) 

  

Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем с привлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капитал превышает 15% в начале 2009 г.(рис 2.13) 

Это дает основания  ожидать от экономики Беларуси более  оптимистичной динамики в 2009 г., чем  от других стран СНГ. 
 
 

Рис 2.9 Инвестиции в  основные фонды 

  

С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста  денежных доходов населения более  чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ. 

Темп потребительской  инфляции достиг 4-летнего максимума  в середине 2008 г. 

Тем не менее, высокая  ставка рефинансирования Национального  банка (14% с начала 2009 г.) позволила  сдержать инфляционные тенденции.(рис. 2.15) 
 
 

Рис 2.10 Ставка рефинансирования и ИПЦ 

Проблемы, описанные  выше являются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройке экономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала и т.д. 

Экономическая политика сегодня нацелена на минимизацию  последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики  к новым условиям жизни. 

Правительством и  Национальным банком выработан и  реализуется антикризисный план. 

Проводятся мероприятия  по поддержке системообразующих  предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды  и инвестиционного климата. 

В области бюджетной  политики с конца прошлого года реализуются  меры по: 

·  достижению сбалансированного  бюджета; 

·  обеспечению  сдержанного роста заработной платы  в бюджетном 

·  секторе и на государственных предприятиях; 

·  ограничению  государственных инвестиций; 

·  повышению тарифов  на жилищно-коммунальные услуги; 

·  развитию системы  адресной социальной поддержки населения. 

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и  региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и  исключение тех мероприятий, которые  потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических  условиях. 

Пересматривается  порядок разработки программ и усиливается  ответственность государственных  органов за их эффективную реализацию. 

Министерством финансов подготовлен проект уточненного  бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и  расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении  прогноза рассматривается ряд вариантов  развития экономики. 

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться  реализовать эти подходы с  тем, чтобы сохранить достигнутый  качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики. 

Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые  стимулы. Проводимое реформирование налоговой  системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора  экономики, либерализацию экономической  системы и повышение ее инвестиционной привлекательности. 

В 2008 году налоговая  нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется  и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более  тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить  налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия  кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее  время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны. 

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся  на рынке участниках (банков, страховых  компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет  служить ориентиром для появления  и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой , которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций. 

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная  система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом  экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства  Беларуси и России с тем, чтобы  с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации. 

В 2008 г. году между  правительствами наших стран  достигнута договоренность о взаимопонимании  по вопросам координации мер по повышению  конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой  предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий  ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами. 

Более активно следует  создавать стимулы для: 

·  взаимной поддержки  наших традиционных рынков; 

·  развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле; 

·  упрощения допуска  товаров на внутренние рынки наших  стран, включая участие в государственных  закупках. 

Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран. Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [16] 

В последнее время  много говорят о роли международных  организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе  проста – МВФ должен существенно  усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений. Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные  экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  

Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций. 

Информация о работе Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ