Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Длительный период,
необходимый для достижения конечных
целей реформ, требует выделения
следующих этапов социально-экономического
развития Беларуси.
Первый этап (2001—2005
гг.) — создание макроэкономических
условий для стабильного
Второй этап (2006—2015
гг.) — этап активной структурной
перестройки и модернизации экономики
с формированием основных блоков
социально ориентированной
Третий этап (после
2015 г.) — формирование основ постиндустриального
информационного общества, приближение
к уровню жизни населения экономически
развитых государств в рамках социального
рыночного хозяйства. В этот период начнет
формироваться новый технологический
базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему
типу воспроизводства. Экономическое
развитие будет обеспечено за счет активизации
процессов структурных преобразований
частного бизнеса, внедрения достижений
науки и техники, создания экологически
чистых производств, сбалансирования
развития территорий и населенных пунктов.
Социальное развитие должно базироваться
на принципах зрелой демократии и гражданского
общества.
Исходя из определенных
критериев, экономическую политику
можно подразделить на виды. Так, в зависимости
от методов воздействия выделяют административную,
фискальную, кредитно-денежную, институциональную,
инвестиционную политику; от сфер приложения
— внешнеэкономическую, научно-техническую,
структурную, аграрную, промышленную,
социальная и др.
Разработку экономической
политики осуществляют органы государственного
управления. Реализуют ее различные институты
государства: парламент, правительство,
министерства и ведомства; местные органы
власти и управления; центральный банк
страны; различные союзы и ассоциации
— промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей;
страховые общества, фонды имущества,
пенсионные кассы и др. [2, c. 397]
В 1989 г. влиятельные
финансовые и политические организации,
высококвалифицированные
Важнейшей функцией
государства в переходный период
является законотворческая деятельность,
приобретающая в
В Республике Беларусь
принят пакет законов, устанавливающих
"правила игры" на рынке: Гражданский
кодекс, законы О предпринимательстве
в Республике Беларусь, О собственности
в Республике Беларусь, О занятости населения
в Республике Беларусь, Об аренде, О основах
государственного социального страхования
и др. Предстоит дальнейшая напряженная
законотворческая работа по принятию
нормативных актов, регламентирующих
права и обязанности государственных
органов в сфере управления народным хозяйством
и их взаимоотношений с субъектами хозяйствования
с учетом формирования рыночных отношений
и защиты участников рынка.
Еще одна важная задача
— регулирование процессов
Государство выступает
наиболее крупным инвестором, обеспечивающим
структурную перестройку
Существенную роль
играет государство и в борьбе
с инфляцией. Цены растут тогда, когда
денег в стране больше, чем товаров.
В переходный период, как правило,
осуществляется либерализация цен.
Однако опыт показал, что поспешная
всеобщая либерализация может
В переходный период
государство проводит гибкую внешнеэкономическую
политику, направленную, с одной
стороны, на создание условий для
ее либерализации, освобождения от государственного
монополизма путем
В переходный период
могут возникнуть объективные условия
для усиления социальной напряженности
в обществе: резкий рост дифференциации
доходов, высокие темпы инфляции,
отрицательно сказывающиеся на реальном
размере заработной платы, быстро прогрессирующая
безработица, резкое снижение жизненного
уровня основной массы населения. Поэтому
государство осуществляет регулирование
социальных отношений. С этой целью
оно разрабатывает систему
Важнейшим направлением
государственного управления в переходной
экономике является природоохранная
деятельность, направленная на защиту
окружающей среды, предотвращение экологического
кризиса. В нашей стране приоритет
всегда отдавался производству, а
природоохранные проблемы отступали
на второй план. В настоящее время
государству предстоит
Таким образом, в
трансформационной экономике
2. Система планирования
и прогнозирования
Планирование национальной
экономики осуществляется ныне как
в развитых, так и в развивающихся
странах. Любая экономическая
Сегодня нельзя сказать,
что экономика отходит от принципов
планирования. Всегда существует модель,
которая была бы пригодна для всех
экономических систем. Ключевые факторы,
определяющие вид планирования, зависят
от соотношения государственного и
частного влияния на общественно-политические
и социально-экономические
Директивное (административно-командное)
планирование, как правило, свойственно
социалистической системе. [12, c. 241]
Индирективное планирование
также базируется на ведущем месте государственной
собственности на средства производства.
Государственное управление и в данном
случае реализует в планах свою стратегию
и приоритеты, но набор средств реализации
планов более широк. В качестве экономических
регуляторов здесь используются цены,
ставки процента, налоги, кредиты, валютные
курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не
справившимся с планом, уже не грозит административное
наказание, хотя приходится отказываться
от приоритетов в формировании фондов
экономического стимулирования, первоочередности
выделения государственных ресурсов и
т.д. Для реализации индирективных планов
требуется не только активное содействие
хозяйственным единицам, но и придание
соответствующей значимости экономическим
параметрам, которые имитируют конкуренцию
и деятельность рынка. На данный тип планирования
тоже распространяются недостатки, свойственные
директивному планированию.
Регулятивное планирование
характерно для смешанной экономики.
На хозяйственной арене в данном
случае выступают два главных
субъекта: государство и частный
сектор экономики. При этом доли государственной
и частной собственности либо
одинаковы, либо один из секторов является
преобладающим, но урезан другим сектором.
В такой системе
Промежуточную позицию
между государственным и