Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проведение государством
экономической политики находит
свое отражение в разработке соответствующих
документов (концепции, прогнозы, программы
и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная
и долгосрочная перспективы государственной
экономической политики. Особо следует
выделить те документы, которые после
прохождения соответствующих
Примечание. Концепция
социально-экономического развития обычно
включает оценку итогов предшествующего
этапа развития общества и национальной
экономики. Определяются важнейшие
проблемы развития, в соответствии
с которыми формулируются основополагающие
цели и приоритеты социально-экономической
политики государства.
Прогноз социально-экономического
развития разрабатывается на основе
анализа состояния и перспектив
развития научно-технического, производственного
потенциала страны, инвестиционных возможностей,
а также с учетом других социально-экономических
факторов.
Программа (основные
направления) социально-экономического
развития, как правило, имеет общегосударственное
значение. К ее разработке приступают
на основе ранее одобренной концепции
и имеющихся прогнозов развития
по основным направлениям. Поэтому
такая программа имеет весьма
детализированную внутреннюю структуру.
Здесь содержатся количественные и
качественные показатели дальнейшего
социально-экономического развития, а
также задания для
В отраслевом аспекте
в первую очередь следует выделить
концепции промышленной политики, аграрной
политики, а также программы типа
"Здоровье нации", региональные программы
развития и т.д.
При реализации своих
планов государство опирается на
экономический и
Законотворчество. Нарождающаяся
национальная экономическая система
должна иметь свою "экономическую
конституцию". Поэтому в переходный
период процесс законотворчества, приобретая
особое значение, должен быть направлен
на:
а)
защиту прав собственности и формирование
режима экономической свободы;
б)
обеспечение надежности контрактов
хозяйствующих субъектов, договоров
и соглашений, закрепление в обществе
атмосферы законопослушания;
в)
сохранение единства внутреннего национального
рынка, сдерживание тенденций "теневой
экономики";
г) развитие свободной
конкуренции и недопущение
Процесс законотворчества
должен быть направлен также на недопущение
произвола чиновников, ликвидацию криминала
в экономических отношениях. Принимаемые
законодательные акты должны проходить
тщательную проверку на антикоррупционность,
быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.
Следует специально
подчеркнуть важность выработки
в таких условиях антимонопольного
законодательства. Создавая в переходный
период новые "правила игры" и
обеспечивая их соблюдение всеми
субъектами хозяйствования, государство
контролирует наличие равных условий
для конкуренции, не допускает появления
на рынке монополистических
Сильную антимонопольную
нагрузку должны нести программы
разгосударствления и приватизации,
а также процессы либерализации
национальной экономики и развития
рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура.
Анализ показывает, что в современных
условиях более половины издержек производства,
определяющих цену товара, формируется
именно в сфере обращения. Это
придает рыночной инфраструктуре особое
экономическое значение.[8, c. 643]
Не секрет, что
в переходный период цивилизованную
рыночную инфраструктуру приходится создавать
заново, при заметном отставании правовой
базы и отсутствии соответствующего
опыта организации рыночных отношений.
Не секрет и то,
что установление пределов для административного
вмешательства вызывает порой болезненную
реакцию у государственных
На первом этапе
развития рыночных отношений между
поставщиком и покупателем
Надо признать, что
в период становления внутренний
рынок оказывается слабо
По этим и другим
проблемам развития рыночной инфраструктуры
целесообразно находить своевременную
поддержку со стороны государства.
Опыт переходного периода
Малый бизнес. Особая
роль принадлежит государству в
развитии инфраструктуры малого бизнеса.
Безусловно, создание
ассоциаций и предпринимательских
гильдий не нуждается в специальной
государственной опеке. Но государство
создает фонды поддержки
Бизнес-инкубаторы помогают
начинающим предпринимателям освоить
бухгалтерский учет, правила налогообложения,
организовать маркетинг и разработать
бизнес-планы.
Технопарки, кроме
специальных услуг, предоставляют
в аренду оборудование и производственные
площади.
В рамках проводимой
государством экономической политики
развитие получают торгово-промышленные
палаты, агентства по поддержке предпринимательства,
а также специализированные лизинговые
компании, товарищества по взаимному кредитованию,
внешнеторговые ассоциации и т. п.
Конкретные примеры
такого рода, отражающие состояние
дел в Беларуси, постоянно приводятся
на страницах "Национальной экономической
газеты", "Белорусского рынка"
и других изданий.
Внешнеэкономические
связи. Важным фактором развития рыночных
отношений выступают контакты белорусских
производителей с внешним миром.
Поэтому здесь также необходимо
рационально использовать потенциал
государства.
Отдавая предпочтение
тем или иным экономическим союзам,
государство определяет внешние
условия развития национальной экономики,
ее интеграции в систему международного
разделения труда, а также степень
открытости внутреннего рынка.
В идеале рынок свободной
конкуренции в состоянии
Существенные коррективы
в данную работу требуется вносить
с учетом подготовки Беларуси к вступлению
в ВТО.
Накопленный опыт показывает,
что на внешних рынках белорусским
производителям зачастую приходится сталкиваться,
например, с так называемыми
При этом в ход
идут и прямые квоты, которые резко
ограничивают поступление иностранной
валюты и загрузку соответствующих
белорусских предприятий.
Согласование таких
позиций на международной арене
предполагает активное участие белорусского
государства в отстаивании
Таким образом, экономическая
политика Республики Беларусь по-прежнему
направлена на стабилизацию экономики.
О том, что экономика
2.3 Влияние мирового
финансово-экономического
Большинство государств,
оказавшиеся втянутыми в
Кризис сказался
и на экономике нашей страны. Мы
стали фиксировать его
Сокращение внешнего
спроса на белорусскую продукцию
привело к снижению ее экспорта,
уменьшению объемов производства, росту
запасов готовой продукции на
складах, ухудшению финансовых результатов
работы предприятий республики.
И в текущем году
мы отмечаем негативное влияние мирового
кризиса на экономику. ВВП за январь-август
вырос в сопоставимых ценах на
-0,3 процента. В прошлом году за аналогичный
период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились
условия торговли и с нашим
основным партнером – Российской
Федерацией, на долю которой в товарообороте
республики традиционно приходится
более 45 процентов.
Эти экономические
процессы не могли не отразится и на состоянии
бюджета. [16]
Работа по противодействию
влиянию негативных последствий
мирового финансово-экономического кризиса
в Республике Беларусь носит комплексный
характер и охватывает все сферы
экономики страны.
Для того, чтобы понять,
каким образом следует проводит
макроэкономическую политику, следует
проанализировать динамику основных макроэкономических
показателей до кризиса и во время.
На протяжении 2001-2008
года в Республике Беларусь наблюдался
стабильный рост ВВП (рис. 2.3). По 2008 года
объем номинального ВВП Республики
достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился
в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост
реального ВВП составил 10%. В 2005-2008
гг. среднегодовой темп реального
прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%.
Данные показатели росли существенно
выше среднемировых , а также показателей
соседних стран, например, в 2008 году рост
экономики России составил 6%, Украины
- 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%.
Необходимо отметить,
что в четвертом квартале 2008 наблюдалось
существенное замедление роста основных
компонентов ВВП Республики Беларусь.
Это связано, в первую очередь, с
ситуацией в мировой экономике.
Рис. 2.2 ВВП Беларуси
В общем и целом,
в условиях постоянно растущего
внутреннего и внешнего спроса, а
также не до конца используемых ресурсов,
совокупное предложение также росло.
Однако, здесь следует подчеркнуть, что
отрицательное внешнее сальдо, растущее
из года в год говорит о недостаточном
росте предложения, т.е. спрос опережал
предложение и очень сильно.
Если смотреть структуру
ВВП, то наиболее важная его часть
в РБ - объем промышленного. В 2008 году
общий объем промышленного
Рис. 2.3 Промышленный
выпуск РБ.
Одним из основных компонентов,
влияющих на рост ВВП являются инвестиции
в основной капитал, строительство. В 2008
году совокупный объем инвестиций в основной
капитал и строительство в Беларуси составил
16.7 млрд.$.(рис. 2.4) В реальном выражении
данный показатель увеличился по сравнению
2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показатель
отношения объема инвестиций к номинальному
ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по
сравнению с 17.8% в 2001 году.