Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Rehcfx.docx

— 57.50 Кб (Скачать)

Проведение государством экономической политики находит  свое отражение в разработке соответствующих  документов (концепции, прогнозы, программы  и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная  и долгосрочная перспективы государственной  экономической политики. Особо следует  выделить те документы, которые после  прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают  силу закона. В первую очередь это  касается бюджета страны и налоговой  политики. 

Примечание. Концепция  социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего  этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие  проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической  политики государства. 

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного  потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических  факторов. 

Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное  значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции  и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому  такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и  качественные показатели дальнейшего  социально-экономического развития, а  также задания для соответствующих  органов государственного управления. 

В отраслевом аспекте  в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа "Здоровье нации", региональные программы  развития и т.д. 

При реализации своих  планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его  собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность. 

Законотворчество. Нарождающаяся  национальная экономическая система  должна иметь свою "экономическую  конституцию". Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен  на: 

а)       защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы; 

б)       обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров  и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания; 

в)       сохранение единства внутреннего национального  рынка, сдерживание тенденций "теневой  экономики"; 

г) развитие свободной  конкуренции и недопущение проявлений монополизма. 

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение  произвола чиновников, ликвидацию криминала  в экономических отношениях. Принимаемые  законодательные акты должны проходить  тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми. 

Следует специально подчеркнуть важность выработки  в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые "правила игры" и  обеспечивая их соблюдение всеми  субъектами хозяйствования, государство  контролирует наличие равных условий  для конкуренции, не допускает появления  на рынке монополистических тенденций. 

Сильную антимонопольную  нагрузку должны нести программы  разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации  национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. 

Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных  условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется  именно в сфере обращения. Это  придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643] 

Не секрет, что  в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать  заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений. 

Не секрет и то, что установление пределов для административного  вмешательства вызывает порой болезненную  реакцию у государственных чиновников. 

На первом этапе  развития рыночных отношений между  поставщиком и покупателем могут  появиться лишние посредники, что  тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной  стоимости далеко не в пользу реального  сектора экономики. 

Надо признать, что  в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг  сомнительного качества. 

По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную  поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает  особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру. 

Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в  развитии инфраструктуры малого бизнеса. 

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских  гильдий не нуждается в специальной  государственной опеке. Но государство  создает фонды поддержки мелкого  бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. 

Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы. 

Технопарки, кроме  специальных услуг, предоставляют  в аренду оборудование и производственные площади. 

В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п. 

Конкретные примеры  такого рода, отражающие состояние  дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах "Национальной экономической  газеты", "Белорусского рынка" и других изданий. 

Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских  производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал  государства. 

Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние  условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень  открытости внутреннего рынка. 

В идеале рынок свободной  конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые  выгоднее или импортировать, или  экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя  по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство  стремится разработать и осуществить  оптимальную стратегию внешней  экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование  обменного курса, программа импортозамещения и т. д.). 

Существенные коррективы в данную работу требуется вносить  с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО. 

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским  производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко  снижает конкурентную способность  национального экспорта по ценовому фактору. 

При этом в ход  идут и прямые квоты, которые резко  ограничивают поступление иностранной  валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий. 

Согласование таких  позиций на международной арене  предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов  отечественного производителя. 

Таким образом, экономическая  политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии. 

  

2.3 Влияние мирового  финансово-экономического кризиса  на экономику Республики Беларусь  и особенности экономической  политики 

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку  кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и  реального секторов экономики. 

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года. 

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики. 

И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный  период рост ВВП составил 10,3 процента. 

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим  основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов. 

Эти экономические  процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16] 

Работа по противодействию  влиянию негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Беларусь носит комплексный  характер и охватывает все сферы  экономики страны. 

Для того, чтобы понять, каким образом следует проводит макроэкономическую политику, следует проанализировать динамику основных макроэкономических показателей до кризиса и во время. 

На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.3). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реального  прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно  выше среднемировых , а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%. 

Необходимо отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалось  существенное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с  ситуацией в мировой экономике. 
 
 

Рис. 2.2 ВВП Беларуси 
 

В общем и целом, в условиях постоянно растущего  внутреннего и внешнего спроса, а  также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно. 

Если смотреть структуру  ВВП, то наиболее важная его часть  в РБ - объем промышленного. В 2008 году общий объем промышленного выпуска  в Беларуси составил 59.3 млрд.$, что  на 10.8% в физическом выражении больше, чем годом ранее.(рис. 2.3) Наиболее высокие темпы прироста производства были отмечены в топливной промышленности (+11.1%); черной металлургии (+9.7%); в машиностроении и металлообработке (+10.2%), а также в отрасли строительных материалов (+10.2%). Необходимо отметить, что в 4-м квартале 2008 года наблюдалось существенное замедление темпов прироста промышленного производства. А в таких отраслях как машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность стройматериалов, легкая промышленность и целлюлозно-бумажная наблюдалось сокращение производства по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. 
 
 

Рис. 2.3 Промышленный выпуск РБ. 
 

Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$.(рис. 2.4) В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году. 
 
 

Информация о работе Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ