Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций
Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана
Сетевой анализ PERT
Следует, однако, отметить, что график Ганта и схема распределения нагрузки удобны, если необходимо контролировать выполнение относительно небольшого числа разных видов работ, причем не взаимосвязанных между собой. Если же фирме необходимо спланировать масштабный проект, — например, нацеленный на полную реорганизацию какого-либо из ее подразделений, на снижение затрат или на разработку нового вида товаров или услуг, — то ей потребуется координировать действия сотрудников самых разных отделов и служб. Иногда при реализации таких проектов приходится координировать сотни и даже тысячи видов работ, многие из которых должны выполняться одновременно, а к другим можно приступать только после того, как будут закончены предыдущие. Понятно, например, что во время строительства здания нельзя положить крышу, не возведя стены. В таких ситуациях менеджеры используют другой инструмент, известный под названием сетевой анализ PERT(от англ. Program Evaluation and Review Technique — метод оценки и пересмотра планов).
Сетевой анализ PERT представляет собой диаграмму, в которой отображается последовательность всех работ, которые должны быть выполнены в рамках проекта, а также временные и денежные затраты по каждой из них. Этот метод был разработан в конце 1950-х годов для координации работ по созданию подводной лодки Polaris — проекта, в котором принимали участие более трех тысяч разных подрядчиков. Благодаря сетевому анализу PERT менеджер проекта может определить, что именно необходимо сделать в рамках проекта и какие события будут зависеть друг от друга, а также выявить потенциальные проблемы проекта. Кроме того, с помощью PERT он без труда сравнит, как могут повлиять на график выполнения работ и на затраты по проекту те или иные альтернативные действия. В итоге благодаря сетевому анализу PERT менеджер в случае необходимости может перераспределить имеющиеся в распоряжении его фирмы ресурсы, не допуская тем самым отклонения реализации проекта от намеченного графика.
Для того чтобы построить сетевой график PERT, необходимо знать и понимать четыре важные концепции: события, виды работ, период спада и критический путь. События — это конечные точки, которые отделяют друг от друга основные виды работ и указывают на завершение одного и начало следующего. Виды работ — это время или ресурсы, необходимые для перехода от одного события к другому. Период спада — это период времени, в течение которого выполнение отдельного вида работ можно замедлить, и это не приведет к замедлению реализации всего проекта. Критический путь — это самая длинная или занимающая больше всего времени последовательность событий и видов работ в сети PERT. Любая задержка в завершении событий на критическом пути неизменно приводит к задержке окончания проекта в целом. Другими словами, виды работ на критическом пути имеют нулевой период спада.
Для того чтобы составить сетевую диаграмму PERT, менеджеру необходимо определить все основные виды работ, необходимые для завершения предстоящего проекта, расположить их в порядке выполнения и оценить, какое время потребуется для реализации каждого из них. Этот процесс можно представить в виде пяти этапов.
Рис.20.
Пример сетевой диаграммы PERT
Как
говорилось выше, такой инструмент, как
сетевой анализ PERT, как правило, используют
для планирования очень сложных проектов,
состоящих из сотен и даже тысяч событий.
Поэтому расчеты в данном случае выполняются
с помощью компьютерной техники с применением
специального программного обеспечения.
Современные методы производственного планирования
Современным
менеджерам приходится решать очень сложную
задачу — планировать деятельность своих
организаций. В сложной и предельно динамичной
внешней среде. Для ее решения они используют
два современных метода, которые хорошо
зарекомендовали себя: менеджмент проектов
и планирование на основе сценариев. Оба
они преследуют одну первостепенную цель
— повысить гибкость
компании, без которой добиться успеха
в современном постоянно меняющемся мире
бизнеса невозможно.
Менеджмент проектов
Сегодня
очень многие производственные фирмы
работают на проектной основе. Проектом
называют серию взаимосвязанных работ,
которая имеет четкие точки начала и завершения.
Проекты варьируются по значимости и масштабам;
это может быть как проект по запуску космического
корабля, так и организация спортивного
мероприятия на местном уровне. Компании
все чаще организуют и планируют свою
деятельность на основе проектов, потому
что этот подход наилучшим образом соответствует
динамичной внешней среде, требующей от
современных организаций повышенной гибкости
и умения быстро реагировать на любые
изменения ситуации. Современные фирмы
реализуют необычные и даже поистине уникальные
производственные проекты, связанные
с решением огромного множества сложных
взаимосвязанных задач, выполнение которых
требует специфических навыков и квалификации.
Все это абсолютно не вписывается в стандартные
процедуры производственного планирования,
которыми может воспользоваться фирма
в своей рутинной, повседневной деятельности.
Рассмотрим особенности планирования
проектов.
Процесс планирования проектов
В ходе реализации типичного проекта работа выполняется специальной проектной группой, члены которой назначаются для работы над ним временно. Все они подчиняются менеджеру проекта, который координирует их работу в сотрудничестве с другими отделами и подразделениями. Однако, поскольку любой проект представляет собой временное мероприятие, проектная группа существует только до того времени, пока не выполнит стоящие перед ней задачи. Затем группу расформировывают, а ее членов перебрасывают на работу над другими проектами, либо они возвращаются в отделы, где работают постоянно, либо уходят из компании.
Процесс планирования любого проекта, в том числе и производственного, включает в себя ряд этапов. Он начинается с четкого определения целей проекта. Данный этап обязателен, поскольку менеджер и члены команды должны четко знать, чего они должны достичь к моменту завершения проекта. Затем необходимо определить все виды работ, которые предстоит выполнить в рамках проекта, и ресурсы, необходимые для этого. Т.е. ответить на вопрос: какие затраты труда и материалов потребуются для реализации этого проекта. Данный этап зачастую связан с определенными трудностями и требует немалых затрат времени, особенно если проект принципиально нов или даже уникален, т.е. когда компания не имеет никакого опыта реализации проектов такого типа.
После определения видов работ необходимо определить последовательность их выполнения и взаимосвязи между ними. Что нужно сделать в первую очередь? Какие работы можно выполнять одновременно? В данном случае лицо, планирующее производственный проект, может воспользоваться любым из инструментов производственного планирования, описанных ранее: составить график Ганта, график распределения рабочей нагрузки или сетевую диаграмму PERT.
Затем следует составить график реализации проекта. Первым делом предварительно оценивается срок выполнения каждой работы, а на базе этой оценки составляется общий график проекта и определятся точная дата его окончания. После этого график проекта сравнивают с установленными ранее целями и вносят необходимые изменения и корректировки. Если оказывается, что срок реализации проекта слишком большой — что не соответствует целям компании относительно данного проекта, — менеджер может выделить дополнительные ресурсы на наиболее важные виды работ, чтобы ускорить время реализации всего проекта.
С
появлением множества всевозможных компьютерных
программ, работающих по Интернету, процедура
планирования и управления производственными
проектами значительно упростилась. Следует
также отметить, что зачастую в этой деятельности
принимают активное участие поставщики
фирмы и даже ее потребители.
Планирование по сценариям
Сценарий — это прогноз вероятного будущего развития событий, который характеризуется определенной последовательностью этих событий. В данном случае оценивается, как то или иное развитие событий скажется на среде, в которой действует компания, на самой фирме, на действиях ее конкурентов и т.д. Различные предположения способны привести к различным выводам. Цель подобного анализа заключается не в том, чтобы попытаться предсказать будущее, а в том, чтобы максимально прояснить ситуацию и сделать ее как можно определеннее, "проиграв" возможные варианты развития событий с учетом разных исходных условий. Даже сам по себе процесс составления сценариев заставляет руководителей компании переосмыслить и лучше понять суть бизнес-среды, поскольку в ходе этой деятельности они рассматривают ее с такой точки зрения, с которой, возможно, никогда не стали бы.
Несмотря
на то что планирование по сценариям представляет
собой весьма полезный способ предсказать
будущие события (которые возможно
предсказать в принципе), понятно, что
спрогнозировать случайные, произвольные
события очень трудно. Например, вряд ли
кто-то мог предсказать столь стремительное
распространение и невероятную популярность
Интернета в последние десятилетия. Подобные
события, несомненно, будут происходить
и в дальнейшем. И хотя предсказать их
и правильно на них отреагировать чрезвычайно
трудно, менеджерам необходимо стремиться
к тому, чтобы хоть как-то защитить свои
организации от их последствий. Этой цели
и служит планирование по сценариям, в
том числе в производственной сфере.
Контроль над производством
Важным
элементом производственного плана
в рамках любого бизнес-плана является
описание того, как фирма намерена осуществлять
контроль над своей производственной
системой, в частности, над такими ее элементами,
как затраты, закупки, техническое обслуживание
и качество.
Контроль над затратами
Считается, что американские менеджеры нередко относятся к контролю над затратами как некоему корпоративному "крестовому походу", который время от времени предпринимается и проводится под предводительством бухгалтерии фирмы. Именно бухгалтеры устанавливают нормы затрат на единицу продукции, и любому отклонению менеджеры должны найти объяснение. Материальные затраты компании выросли? Может, недостаточно эффективно используется рабочая сила? Возможно, чтобы сократить объем брака и отходов, необходимо повысить квалификацию рабочих? Однако сейчас большинство специалистов убеждены, что контроль над затратами должен играть основную роль уже на этапе разработки и планирования производственной системы организации и что этой деятельностью должны постоянно заниматься все без исключения менеджеры фирмы.
В настоящее время многие организации активно используют подход к контролю над затратами, основанный на так называемых центрах затрат. Это центры ответственности, для которых ведется обособленный учет затрат, но которые напрямую не связаны с получением прибыли; эффективность деятельности таких подразделений определяется исходя из соответствия фактических затрат запланированному или нормативному объему.
Поскольку
все затраты должны контролироваться
на определенном организационном уровне,
компании необходимо четко определить,
на каком уровне контролируются те или
иные затраты, и требовать отчета менеджеров
компании по тем затратам, которые входят
в сферу их компетенции.
Контроль над закупками
Чтобы эффективно и результативно производить те или иные товары и предоставлять услуги, компания должна быть постоянно обеспечена всеми необходимыми ресурсами, в том числе материалами. Ей необходимо постоянно следить за дисциплиной поставок, отслеживать характеристики товаров, их качество, количество, а также цены, предлагаемые поставщиками. Эффективный контроль над закупками не только позволяет гарантировать наличие всех необходимых фирме ресурсов в нужном объеме, но их надлежащее качество, а также надежные продолжительные и взаимовыгодные отношения с поставщиками. Все эти моменты должны быть отражены в производственном разделе бизнес-плана.