Лекции по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

БизнесПланирование Уск Текст.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

     БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЕ 

     Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 

     ►Планирование — это способ организации волевых, сознательно принимаемых решений, который контролирует рынок во внутренней деятельности организации.

     Выполняя административную функцию, объединенную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель использует планирование также в менее широком смысле — как вид управленческой деятельности.

     В современном менеджменте планирование — это предвидение. Планирование—это непосредственный и главный компонент менеджмента.

     Планирование — это способность предугадывать цели организации, плоды ее деятельности и ресурсы, которые нужны для достижения поставленных целей.

     Планирование ориентирует менеджера в ответах на следующие вопросы:

     1) где организация находится на сегодняшний день (экономическая позиция организации), каковы результаты и условия ее деятельности?

     2) как и при использовании каких ресурсов возможно достижение целей организации?

     Планирование — это центральная и наиболее существенная стадия процесса менеджмента. На базе системы планов, основанных организацией, в дальнейшем реализовываются: система намеченных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за итогами и их оценка.

     Планирование — это не только способность предугадывать все требуемые действия, но и способность предвидеть всякие неожиданности в виде рисков, которые могут появиться в течение процесса производства, и уметь их преодолевать. Организация не может целиком ликвидировать риск в собственной деятельности, но она может управлять им при использовании эффективного предвидения.

     ►Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (рис.1).

     1) Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (4).

     2)Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации (5).

     3) Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планового процесса в организации (3).

     Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

     Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

     ►Процесс бизнес-планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 2).

       

     I этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

  1. этап. Фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  2. этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  3. этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  4. этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  5. этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  6. этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

      VIII и IX этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

  • что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
  • каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

     В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

     ►Бизнес-планирование не носит директивного характера, а  определяется потребностью руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только просчитать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности.

     Бизнес-планирование — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством, бизнесом.

     В условиях конкуренции добиться стабильного успеха можно, только планируя его, а для этого необходимо не только точно, представлять перспективу развития, но и использовать открывающиеся возможности, предоставляемые внешней средой, и смягчать неблагоприятное воздействие внешней среды, воспринимаемое как угроза.

     Бизнес-планирование обеспечивает объективную оценку собственной предпринимательской деятельности организации и представляет собой необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с конкурентной ситуацией на рынке и потенциалом организации.

     Бизнес-планирование, являясь одним из заключительных этапов стратегического планирования (в части детализации стратегии), позволяет определить ресурсы, требуемые для достижения поставленных целей, и определить сбалансированную систему показателей, с помощью которой можно осуществлять оперативное управление и оценку степени успешности реализации стратегии на отдельных ее этапах.

     Систематически  проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства их банкротств являются просчеты в бизнес-планировании или его отсутствие.

     Однако  использование бизнес-планирования для выработки и обоснования  решений по управлению в российских организациях — это скорее исключение, чем правило. Практика показывает; что большинство руководителей все еще не владеет философией бизнес-планирования и скептически относится к его полезности.

     ►Место бизнес-планирования и бизнес-плана в системе управления (рис. 3)

     ►Функции и принципы планирования на предприятии

     Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

     - инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

     - прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

     - оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

     - координация в интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

     - безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

     - упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

     - контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

     - воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

     -документирование  - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

     При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (таблица 1). 

     Рис. 3. Место бизнес-планирования и бизнес-плана в системе управления 

     Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования 

      Принципы Содержание
1 Необходимость 1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2 Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы

3 Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем.

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных,

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

4 Единство и полнота (системность) Системность достигается тремя основными способами:

1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.

2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.

3. Включения в план всех факторов которые могут иметь значение для принятия решений

5 Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6 Экономичность 1 Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами.

2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества

принимаемых решений.

7 Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.

2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8 Связь уровней управления Достигается тремя способами.

а) детализацией планов «сверху-вниз»;

б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

в) частичным делегированием полномочий.

9 Участие 1 Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

10 Холизм (сочетание  координации и интеграции) Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.
11 Ранжирование  объектов планирования 1. Инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли). 2. При одинаковой конкурентности товаров - в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.
12 Вариантность Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.
13 Социальная  ориентация Предусматривает;

Социальное развитие коллектива.

2. Обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров.

14 Стабильность Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты
15 Адекватность Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается:

1. Увеличением числа учитываемых факторов

2. Повышением точности (обоснованности) прогнозов

Информация о работе Лекции по "Бизнес планирование"