Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций
Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана
Адаптированная к российским условиям структура бизнес-плана проекта выглядит, например, следующим образом:
1.
Резюме проекта (основные
2. Предпосылки и созданный задел.
3. Развитие ситуации без проекта
4.
Цели и основные
5. План маркетинга (исследование рынка)
6. Производственный план
7. Инвестиционные затраты
8. Эксплуатационные затраты
9. Оценка выгод
10. Оценка эффективности проекта до финансирования
11. Финансовый план проекта
12. Оценка эффективности проекта после финансирования
13. Оценка рисков
14. Система управления проектом
Профессионально
составленный бизнес-план занимает не
менее 20 страниц.
Тема
2. Вводные части
бизнес-плана
При
обосновании положений бизнес-
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
После
титульного листа следует оглавление
– формулировка разделов плана с указанием
страниц и выделением наиболее важных
пунктов в соответствии с особенностями
конкретного проекта.
Следующий
раздел это меморандум
конфиденциальности. Он составляется
с целью предупреждения всех лиц о неразглашении
содержащейся в плане информации и использования
ее исключительно в интересах фирмы, представившей
проект.
Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана.
В резюме приводятся наиболее выигрышные параметры и характеристики организации, заимствованные из остальных разделов бизнес-плана, поэтому резюме разрабатывают при завершении составления бизнес-плана.
Резюме может корректироваться в зависимости от того, каковы ожидания или каков прогноз возможных мотивов того или иного инвестора, для которого корректируется бизнес-план. Текст этого раздела должен быть понятен инвестору (и неспециалисту), чему должны способствовать простота и лаконичность изложения, и содержать минимум специальных терминов.
Работа над данным разделом важна в силу того, что если его содержание не произведет благоприятного впечатления на инвесторов (или кредиторов), то дальнейшее знакомство с бизнес-планом либо будет формальным, либо вовсе прекратится. Поэтому при составлении рассматриваемого раздела следует показать потенциальным инвесторам (кредиторам), что организация в состоянии решать сложные задачи на высоком уровне, а сам обзор делового предложения должен увлечь инвесторов и стимулировать их к дальнейшему чтению бизнес-плана.
В резюме необходимо описать специфические условия работы организации, в качестве которых можно назвать:
После описания стратегических перспектив развития организации нужно охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны генерального директора, его заместителей и главных специалистов.
Что же касается ответа на вопрос о сути излагаемого делового предложения, то в резюме следует дать подробную информацию обо всех аспектах этого предложения с точки зрения как параметров внутренней среды организации, так и характеристик ее окружения.
Резюме содержит три основных блока:
1)
общая характеристика
а) полное и сокращенное наименование организации; дата регистрации, номер регистрационного свидетельства; наименование органа, ее зарегистрировавшего; почтовый и юридический адреса; вышестоящий орган; банковские реквизиты;
б) отраслевой рынок, основной вид деятельности, перечень продукции и услуг; характеристика основных клиентов, поставщиков, конкурентов; доля организации на рынке;
в) организационно-правовая форма организации и структура собственности;
г) фамилия, имя, отчество и контактные реквизиты руководства организации; возраст организации; период работы на отраслевом рынке;
д) число работающих в организации; финансовое состояние организации; структура и размер ее капитала;
е)
технический уровень и
а) ви́дение — образ идеального состояния организации; миссия — предназначение организации; стратегические цели развития;
б) стратегия развития организации и суть предлагаемого бизнеса;
в) стратегические проекты; стратегические программы; функциональные стратегии; стратегически значимые мероприятия;
г)
отношение к организации
д) отличительные признаки планируемой продукции и услуг;
а) стоимость бизнес-проекта; источники финансирования; гарантии возврата кредита
б) прогноз объемов продаж; ожидаемая выручка; планируемые затраты; ожидаемая чистая прибыль; прибыльность инвестиций; срок возврата заемных средств;
в)
перспективы развития бизнеса.
Тема
3. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ
Описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристик
• ее сырьевой базы;
• сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
• потенциальных клиентов и их возможностей;
• региональной структуры производства;
• основных фондов и их структуры:
• инвестиционных условий.
Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:
• многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
• определение стадии развития избранной отрасли;
• непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли (рис. 5).
Рис.
5. Уровень привлекательности
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а также производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (рис. 6).
В любой стране существуют запрещенные сферы бизнеса (контрабанда, наркотики, порнография и др.). а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).
Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
• высокий уровень начального капитала;
• длительный срок окупаемости вложенных средств;
• неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).
Необходимо
учитывать также сложившуюся конъюнктуру,
т.к. предпринимательская деятельность
подвержена цикличности: процветание,
застой, спад.
Рис.
6. Основные факторы выбора сферы
предпринимательской
Кроме
того, экономические ситуации различаются
не только во времени, но и в пространстве
- по районам и регионам. В монополизированную
отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную.
Выбор сферы деятельности предприниматель
осуществляет из четырех основных видов
бизнеса (таблица 2).
Таблица 2. Краткая характеристика основных видов бизнеса
Вид бизнеса | Основные функции | Организационные формы |
Производственный | Производство товаров, работ, оказание услуг | Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании) |
Коммерческий | Купля-продажа товаров и услуг | Торговые организации, товарные биржи |
Финансовый | Купля-продажа валюты, ценных бумаг, инвестирование | Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации |
Посреднический | Оказание услуг | Коммерческие организации |
Страховой | Страхование и перестрахование | Страховые компании |
Для
успеха в бизнесе важное значение
имеет не просто правильное определение
для себя рынка, но и отыскание на нем своей,
часто очень узкой
области, места, которое еще не занято
или недостаточно использованную конкурентами
- «нишу» рынка, т.е. ограниченной сферы
предпринимательской деятельности, ориентированной
на определенного потребителя и позволяющей
бизнесмену наиболее эффективным образом
реализовать свои возможности. Поиск «ниши»
на рынке напоминает поиск свободного
пространства, вакуума, который надо поскорее
заполнить. В сущности, «ниша»
рынка - это совмещение назревших и вполне
осознанных потребностей и проблем общества
с в чем-то не вполне осознанными, нетрадиционными
формами, способами, методами их решения
и удовлетворения.
В
экономике любой страны можно
выгодно обнаруживать и заполнять
тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных
и давно поделенных рынках. Многие
преуспевающие компании быстрым ростом
обязаны не тому, что их руководство стремилось
создать новый продукт, а потому, что оно
внедрило на рынке ту же продукцию или
услуги, что и другие фирмы той же отрасли,
но совершенно иным образом.