Лекции по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

БизнесПланирование Уск Текст.doc

— 609.00 Кб (Скачать)
 

     Основополагающие  принципы планирования тесно связаны  между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

     Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

     ►Бизнес-план как часть проекта

     Когда возникает необходимость в компактном документе, который позволил бы указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта, то разрабатывают бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.

     Бизнес-план представляет собой подробный перспективный  план развития конкретного бизнеса, составляемый для:

  • организации и координации работ по проекту,
  • проведения переговоров с кредиторами и инвесторами,
  • привлечения участников проекта из числа потенциальных.

     Основными свойствами, которыми должен обладать бизнес-план, являются:

     1) достоверность;

     2) своевременность;

     3) достаточность — наличие минимального  необходимого объема информации;

     4) доступность (понятность) восприятия  участниками проекта;

     5) убедительность;

     6) конкретность;

     7) краткость.

     Процесс составления бизнес-плана начинается тогда, когда собрана вся аналитическая информация по проекту и проведены необходимые количественные расчеты.

     Информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна быть полной, тщательно выверенной и хорошо обоснованной. Все разделы бизнес-плана подкрепляются финансовыми документами и подробным анализом.

     Бизнес-план открывается общим обзором, рассчитанным на занятого делового человека, затем следует более подробная информация дня заинтересованного читателя: обзор и оценка, производственный план, организационный план, финансовый плац и общий план развития организации.

     Строго  заданной структуры и состава бизнес-плана не существует, но у каждой финансовой структуры (банка, инвестиционного фонда и др.), занимающейся финансированием бизнесу проектов, есть свой шаблон бизнес-плана, т.е. перечень разделов и показателей, которые должны быть в нем отражены. Все шаблоны, безусловно, похожи, так как базируются на международной методике проектного анализа.

     Длительность  подготовки бизнес-плана в условиях быстро меняющейся внешней среды в некоторой, степени уменьшает его значение, так как заложенные в нем положения устаревают раньше, чем начинают претворяться в жизнь. Но без детальных планов бизнес невозможен. Противоречие разрешается посредством корректировки бизнес-плана по мере его реализации в зависимости от изменений параметров внешней и внутренней среды.

     Однако  практика лидеров бизнеса свидетельствует  о том, что реактивное управление (следование запросам рынка) позволяй только удержаться на рынке, обеспечивая среднеотраслевую эффективность; успех приходит к тем организациям, которые реализуют стратегические проекты, формируя внешнюю среду, не дожидаясь в ней стихийных перемен.

     Бизнес-план в процессе его реализации модифицируется, что позволяет использовать его как актуальный системный инструмент, дающий возможность представить динамику бизнеса и обеспечивающий непрерывное управление организацией путем достижения стратегических и текущих целей. В этом случае постоянство целей формирует социокультуру работников организации, которая сплачивает коллектив и создает ощущение стабильности даже в случае корректировки бизнес-плана.

     Бизнес-план помогает персоналу разных уровней  определить свое место в бизнесе и повысить эффективность проводимых мероприятий и взаимную координацию, а в конечном счете — обучает и развивает умение взаимодействовать в среде менеджеров.

     Внутренние  потребности организаций в бизнес-планирования заключаются в полезности систематического анализа бизнеса, а также в представлении программы деятельности в структурированном виде, позволяющем вести непрерывный мониторинг.

     Внешние потребности организаций в бизнес-планировании связаны с борьбой за финансовые ресурсы и необходимостью обеспечивать прозрачность ожидаемой доходности для инвесторов.

     Ожидания  российских менеджеров, основанные на ничем не подкрепленной уверенности, что кто-то должен дать денег на деятельность организации, постепенно сменяется пониманием того, что инвестор ничего никому не должен, а руководство, не умеющее разработать бизнес-планы, не умеет вести бизнес. Инвестор всегда хочет знать, каким образом умножатся его деньги и какой риск при этом присутствует.

     «Второе дыхание» бизнес-плана открывается  с введением в организации  системы бюджетирования и внутреннего предпринимательства, когда подразделения организации самостоятельно планируют свою деятельность в рамках согласованного бюджета.

     Обобщенные  типы бизнес-планов могут быть следующими:

     1) бизнес-план организации; В бизнес-плане организации описаны перспективы ее развития на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиционных или других ресурсов.

     2) бизнес-план структурного подразделения организации; Бизнес-план структурного подразделения или центра финансовой ответственности представляет собой план развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста прибыли, оставляемой в распоряжении подразделения.

     3) бизнес-план как заявка на кредит; Бизнес-план как заявка на кредит предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

     4) бизнес-план как заявка на грант; Бизнес-план как заявка на грант предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-экономических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для общества от выделения ресурсов под заявляемый проект.

     5) бизнес-план инвестиционного проекта; Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов. Он составляет основу для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

     6) бизнес-план развития региона. Бизнес-план развития региона содержит обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

     Таким образом, бизнес-план занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а «текучка» и работа без плана лишают его такого выбора. К тому же если организация стремится найти инвесторов (партнеров), ей кроме строгого представления о предлагаемом бизнесе необходимы аргументы для потенциальных инвесторов (партнеров) в пользу того, что она способна наладить новое дело и эффективно управлять им. Именно этим целям служит выработанная в мировой экономической практике форма бизнес-плана — планового документа, имеющего многоцелевой характер: для обоснования нового бизнеса, определения перспектив развития, формирования активов организации. 

     3. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

     В общем виде бизнес-план представляет собой системную оценку перспектив развития организация, основанную на результатах анализа факторов внутренней и внешней среды.

     В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Сам процесс планирования побуждает предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов.

     Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

     - рабочий инструмент предпринимателя  для организации своей работы;

     - развернутую программу (рационально  организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

     - документ, характеризующий основные  стороны деятельности и развития предприятия;

     - результат исследования и обоснования  конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

     Предприятие может иметь одновременно несколько  бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

     Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (рис 4). 

     

     Рис. 4. Назначение бизнес-плана и его  основные элементы 

     Бизнес-план представляет собой рабочий инструмент не только оценки перспектив, но и оперативного управления организацией на основе контроллинга показателей плана. Завершенный бизнес-план — визитная карточка предпринимателя.

     Составлением  бизнес-плана не следует пренебрегать ни в малом бизнесе (несмотря на кажущуюся простоту последнего), ни в большом бизнесе. В процессе планирования приходит умение, и со временем скорость разработки бизнес-планов возрастает, аи частый анализ позволяет держать под контролем изменения, про исходящие во внешней и внутренней среде организации.

     Бизнес-план, как ни один другой план организации, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития организации в бизнес-плане учитываются не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес-плане основное внимание сосредоточена на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

     По  разработке бизнес-плана выделяют два  основных подхода.

     Первый  подход заключается в том, что инициаторы проекта разрабатывают бизнес-план сами, а методические рекомендации получают у экспертов по конкретным вопросам. Такой подход предпочтителен, поскольку, разрабатывая план, руководители организации лучше начинают понимать, что происходит в самой организации и ее окружении. Кроме того, в команде разработчиков формируется понимание разделяемой ответственности за принятые решения. Помимо прочего, упрощается процесс реализации бизнес-плана, поскольку руководители (после самостоятельной проработки) убеждены в его целесообразности и мотивированы на достижение согласованных целей.

     При втором подходе инициаторы бизнес-плана выступают, только в качестве заказчиков, а разработчиками бизнес-плана являются консультационные фирмы, авторские коллективы или отдельные специалисты. Такой способ не всегда надежен, а в зарубежной практике, кроме того, принято, что бизнес-планы разрабатываются с обязательным участием руководителя организации. Часто зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение финансовых ресурсов, если указанное условие не соблюдается. 

Информация о работе Лекции по "Бизнес планирование"