Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций
Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
►Бизнес-план как часть проекта
Когда
возникает необходимость в
Бизнес-план представляет собой подробный перспективный план развития конкретного бизнеса, составляемый для:
Основными свойствами, которыми должен обладать бизнес-план, являются:
1) достоверность;
2) своевременность;
3)
достаточность — наличие
4) доступность (понятность) восприятия участниками проекта;
5) убедительность;
6) конкретность;
7) краткость.
Процесс
составления бизнес-плана
Информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна быть полной, тщательно выверенной и хорошо обоснованной. Все разделы бизнес-плана подкрепляются финансовыми документами и подробным анализом.
Бизнес-план открывается общим обзором, рассчитанным на занятого делового человека, затем следует более подробная информация дня заинтересованного читателя: обзор и оценка, производственный план, организационный план, финансовый плац и общий план развития организации.
Строго заданной структуры и состава бизнес-плана не существует, но у каждой финансовой структуры (банка, инвестиционного фонда и др.), занимающейся финансированием бизнесу проектов, есть свой шаблон бизнес-плана, т.е. перечень разделов и показателей, которые должны быть в нем отражены. Все шаблоны, безусловно, похожи, так как базируются на международной методике проектного анализа.
Длительность подготовки бизнес-плана в условиях быстро меняющейся внешней среды в некоторой, степени уменьшает его значение, так как заложенные в нем положения устаревают раньше, чем начинают претворяться в жизнь. Но без детальных планов бизнес невозможен. Противоречие разрешается посредством корректировки бизнес-плана по мере его реализации в зависимости от изменений параметров внешней и внутренней среды.
Однако
практика лидеров бизнеса
Бизнес-план в процессе его реализации модифицируется, что позволяет использовать его как актуальный системный инструмент, дающий возможность представить динамику бизнеса и обеспечивающий непрерывное управление организацией путем достижения стратегических и текущих целей. В этом случае постоянство целей формирует социокультуру работников организации, которая сплачивает коллектив и создает ощущение стабильности даже в случае корректировки бизнес-плана.
Бизнес-план помогает персоналу разных уровней определить свое место в бизнесе и повысить эффективность проводимых мероприятий и взаимную координацию, а в конечном счете — обучает и развивает умение взаимодействовать в среде менеджеров.
Внутренние потребности организаций в бизнес-планирования заключаются в полезности систематического анализа бизнеса, а также в представлении программы деятельности в структурированном виде, позволяющем вести непрерывный мониторинг.
Внешние потребности организаций в бизнес-планировании связаны с борьбой за финансовые ресурсы и необходимостью обеспечивать прозрачность ожидаемой доходности для инвесторов.
Ожидания российских менеджеров, основанные на ничем не подкрепленной уверенности, что кто-то должен дать денег на деятельность организации, постепенно сменяется пониманием того, что инвестор ничего никому не должен, а руководство, не умеющее разработать бизнес-планы, не умеет вести бизнес. Инвестор всегда хочет знать, каким образом умножатся его деньги и какой риск при этом присутствует.
«Второе дыхание» бизнес-плана открывается с введением в организации системы бюджетирования и внутреннего предпринимательства, когда подразделения организации самостоятельно планируют свою деятельность в рамках согласованного бюджета.
Обобщенные типы бизнес-планов могут быть следующими:
1) бизнес-план организации; В бизнес-плане организации описаны перспективы ее развития на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиционных или других ресурсов.
2) бизнес-план структурного подразделения организации; Бизнес-план структурного подразделения или центра финансовой ответственности представляет собой план развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста прибыли, оставляемой в распоряжении подразделения.
3) бизнес-план как заявка на кредит; Бизнес-план как заявка на кредит предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
4) бизнес-план как заявка на грант; Бизнес-план как заявка на грант предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-экономических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для общества от выделения ресурсов под заявляемый проект.
5) бизнес-план инвестиционного проекта; Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов. Он составляет основу для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
6) бизнес-план развития региона. Бизнес-план развития региона содержит обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Таким
образом, бизнес-план занимает важное
место в системе управления организацией
и дает руководителю реальную возможность
выбора, а «текучка» и работа без плана
лишают его такого выбора. К тому же если
организация стремится найти инвесторов
(партнеров), ей кроме строгого представления
о предлагаемом бизнесе необходимы
аргументы для потенциальных
инвесторов (партнеров)
в пользу того, что она
способна наладить новое
дело и эффективно управлять
им. Именно этим целям служит выработанная
в мировой экономической практике форма
бизнес-плана — планового документа, имеющего
многоцелевой характер: для обоснования
нового бизнеса, определения перспектив
развития, формирования активов организации.
3. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана
В общем виде бизнес-план представляет собой системную оценку перспектив развития организация, основанную на результатах анализа факторов внутренней и внешней среды.
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Сам процесс планирования побуждает предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов.
Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
-
рабочий инструмент
-
развернутую программу (
- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
-
результат исследования и
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Любой
бизнес-план должен давать убедительные
ответы для самого предпринимателя и его
возможных партнеров по крайней мере на
пять основных вопросов (рис 4).
Рис.
4. Назначение бизнес-плана и его
основные элементы
Бизнес-план представляет собой рабочий инструмент не только оценки перспектив, но и оперативного управления организацией на основе контроллинга показателей плана. Завершенный бизнес-план — визитная карточка предпринимателя.
Составлением бизнес-плана не следует пренебрегать ни в малом бизнесе (несмотря на кажущуюся простоту последнего), ни в большом бизнесе. В процессе планирования приходит умение, и со временем скорость разработки бизнес-планов возрастает, аи частый анализ позволяет держать под контролем изменения, про исходящие во внешней и внутренней среде организации.
Бизнес-план, как ни один другой план организации, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития организации в бизнес-плане учитываются не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес-плане основное внимание сосредоточена на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
По разработке бизнес-плана выделяют два основных подхода.
Первый подход заключается в том, что инициаторы проекта разрабатывают бизнес-план сами, а методические рекомендации получают у экспертов по конкретным вопросам. Такой подход предпочтителен, поскольку, разрабатывая план, руководители организации лучше начинают понимать, что происходит в самой организации и ее окружении. Кроме того, в команде разработчиков формируется понимание разделяемой ответственности за принятые решения. Помимо прочего, упрощается процесс реализации бизнес-плана, поскольку руководители (после самостоятельной проработки) убеждены в его целесообразности и мотивированы на достижение согласованных целей.
При
втором подходе инициаторы бизнес-плана
выступают, только в качестве заказчиков,
а разработчиками бизнес-плана являются
консультационные фирмы, авторские коллективы
или отдельные специалисты. Такой способ
не всегда надежен, а в зарубежной практике,
кроме того, принято, что бизнес-планы
разрабатываются с обязательным участием
руководителя организации. Часто зарубежные
банки и инвестиционные фонды отказываются
рассматривать заявки на выделение финансовых
ресурсов, если указанное условие не соблюдается.