Лекции по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

БизнесПланирование Уск Текст.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

     Тема  4. Характеристика предприятия (фирмы) 

     Полный  перечень сведений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя данные, которые отражены были в резюме, но в более широком обзоре, если этого требует ситуация. Описывая предприятие, необходимо понимать, что оно представляет собой производственную систему. (рис. 6). 

     

     Рис. 6. Предприятие как производственная система 

     Информация  о предприятии должна быть возможно более точной для того, чтобы заинтересованный читатель мог убедиться в его надежности и устойчивом положении на рынке.

     История и способ возникновения компании может многое сказать инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйственных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ранее существовавшего предприятия. В современных условиях предприятия в России может быть создано различными способами, в том числе;

     • по решению собственника имущества или уполномоченного им органа - государства, муниципалитета, одного лица, группы лиц, материнской организации и др.;

     • в результате реорганизации существующего предприятия (рис. 7).

     При создании нового предприятия важное значение имеет правильный выбор его организационно-правовой формы (ОПФ), который зависит от многих факторов: наличия у предпринимателя стартового капитала и материальных ресурсов, личного опыта и организационных способностей, сферы деятельности, масштабов проекта и условий рынка (рис. 8). 

     

     Рис. 7. Основные методы создании предприятия 

     

     Рис. 8. Общая модель выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности 
 

     Наибольшее  влияние на поведение учредителей  при выборе ОПФ оказывают уровень  и объем их ответственности за деятельность создаваемого предприятия. Чаще всего предпочитают не полную ответственность всем своим имуществом, как это имеет место в товариществах, а ограниченную - только вложенный частью капитала. 
 

     Тема  5. Выбор вида деятельности (товара, услуги, работы) 

     Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги). Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д. Идея нового продукта обычно проходит несколько стадий отбора (рис. 9).

     

     Рис. 9. Процесс разработки товара 

     Любой товар в реальном исполнении имеет  ряд характеристик: *качество, *набор свойств, *название, *внешнее оформление, *упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане (рис. 10). 

     

     Рис. 10. Качественные уровни продукции (услуги) как товара 

     Прежде  всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:

     • какую именно потребность он удовлетворяет;

     • как реализуется этот товар или  оказывается услуга;

     • уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;

     • характеристика спроса на предлагаемый товар;

     • каким образом товар продается;

     • слабые стороны товара;

     • каковы постоянные издержки, связанные  с производством товара;

     • кто должен освоить производство данного товара;

     • преимущества товара;

     • предполагаемый срок жизненного цикла  товара;

     • возможности и необходимости  модернизации товара;

     • предполагаемые направления сбыта товара;

     • перспектива смены данного товара другим.

     В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:

     • защищен ли товар (изобретение) в  стране пребывания лицензиара;

     • защищен ли товар (изобретение) в  странах предполагаемой территории осуществления проекта;

     • защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рынках;

     • каков объем прав по патентам лицензиара;

     • касаются ли пункты формулы изобретения  всего объекта или его части;

     • защищена ли конкурентная продукция;

     • могут ли конкуренты производить  и продавать свои товары (продукцию), не нарушая ваши патентных прав.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а следовательно, и расчетов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение) (рис. 11, таб. 3). Скорость прохождения товара по данным фазам цикла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.

     Рис. 11. Жизненный цикл товара и услуги 
 

Таблица 3. Основные характеристики этапов жизненного цикла товара и типичные маркетинговые действия предприятия

  Стадии  жизненного цикла
Создание, разработка Внедрение на рынок Экспансия, рост Зрелость, насыщение рынка Упадок
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Сбыт Отсутствует, возможны опытные продажи Слабый Быстрорастущий Медленнорастущий Падающий, поиск  новых рынков
Прибыль Отсутствует Минимальная или  нулевая прибыль, убытки Наибольшая Стабилизируется и начинается снижение Низкая или  нулевая
Потребители Нет Любители нового Расширяющийся массовый рынок Массовый рынок Консервативные
Число конкурентов Нет или единичные потенциальные Небольшое Возрастающее Большое Подавляющее
Производство Подготовка Освоение Крупное серийное Максимальное Сокращающееся
МАРКЕТИНГОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные  стратегические усилия Поиск ниши на рынке  Расширение  рынка Утверждение положения на рынке Отстаивание своей  доли прибыли Поддержание прибыл и снижение издержек
Затраты на маркетинг Возрастающие Высокие Высокие, но уменьшающиеся Сокращающиеся Низкие
НИОКР Исследования  и проектирование Доработка изделия Усовершенствование, модернизация Модернизация Поиск замены
Распределение товара Нет Неравномерное Интенсивное Интенсивное Селективное
Установление цены Пробная Высокая Средняя Низкая Самая низкая
Товар Проектирование, опытные образцы Основной вариант Усовершенствованный Дифференцированный Селективный
 

     Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объем продаж, а, следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.

     Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара:

     • как меняются требования к квалификации работников, следует ли менять людей, где можно найти работников нужной квалификации;

     • сколько сотрудников надо переобучить и специально подготовить;

     • меняются ли используемые материалы  и их поставщики;

     • как меняется технология и потребуется  ли новое оборудование и приспособление;

     • какова потребность в новых научных  и конструкторских разработках. Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара (услуги) и потребности финансирования. 
 

     Тема 6. ПЛАН МАРКЕТИНГА 

   Для организации эффективной предпринимательской  деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков (рис. 12,13,14; таблица 4,5). 

Рис. 12. Основные направления исследования рыночных условий

Таблица 4. Характеристика основных типов рынка

 

   Таблица 5. Рынок продавца и рынок покупателя

«Рынок  продавца» «Рынок  покупателя»
это такой тип рынкам на котором спрос  на товар (С) превосходит  его предложение (П): С>П это такой тип рынка, на котором спрос  на товар ниже предложения: С<П
   Характерные черты «рынка продавца»:

   • Наличие дефицита

   • Недостаточное качество товара

   • Высокие цены

Характерные черты  «рынка покупателя»:

• Отсутствие дефицита

• Тенденция  улучшения качества товара

• Тенденция  стабильности или снижения цен

 
 

Рис. 13. Классификация потребительских  рынков

   

   Рис. 14. Виды рынков предприятий 

   Характеристики  рынков предприятий

   1. На рынке товаров промышленного  назначения покупателей меньше, чем на рынке товаров широкого  потребления.

   2. Спрос на товары промышленного назначения неэластичен, определяется спросом на товары широкого потребления, резко меняется.

   3. Покупатели на рынке предприятий  - профессионалы.

   Анализ  рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары требует достаточно больших затрат времени и средств и охватывает:

   1. Анализ планов производства и  развития соответствующей сферы  бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений и инвесторов.

   2. Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.

   3. Анализ торговли, проводимый среди  владельцев торговых предприятий. 

   Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, его рост в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей или различных групп потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.

   Исследования  должны проходить в соответствии с принципом комплексности. Принцип комплексности исследований предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия так называемых факторов фона на объект исследования в их воздействии и взаимовлиянии. (рис. 15)

   Основные задачи маркетингового исследования рынка: определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке; ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт на конкретных рынках и получение фирмой плановой прибыли. (рис.16)

    Для прогнозирования спроса могут применяться  различные методы:

Информация о работе Лекции по "Бизнес планирование"