Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа
Современные российские компании работают в быстроменяющихся экономических условиях. Растет конкуренция с иностранными компаниями, которые обладают многолетним опытом работы в сверхконкурентной среде.
С вступлением России в ВТО эта конкуренция будет только усиливаться.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Сущность и содержание бренда…………………………………..
5
1.1. Бренд как метод и инструмент маркетинга………………………….
5
1.2. Бренд, товар, потребитель…………………………………………….
7
1.3. Индивидуальность бренда…………………………………………….
10
Глава 2. Капитал бренда……………………………………………………..
14
2.1. Первые теории капитала бренда……………………………………..
14
2.2. Денежная оценка бренда……………………………………………...
16
2.3. Определение ценности бренда для потребителей…………………..
18
Глава 3. Влияние бренда на потребительские предпочтения……………..
26
3.1. Влияние бренда на автомобильном рынке…………………………..
26
3.2. Влияние бренда на рынке алкогольной продукции………………..
29
Глава 4. Факторы и механизмы влияния бренда на потребителя…………
37
4.1. Факторы потребительского выбора………………………………….
37
4.2. Типология потребительского поведения…………………………….
38
4.3. Модели избирательного поведения………………………………….
39
4.4. Личность и потребительский выбор…………………………………
43
Заключение…………………………………………………………………..
45
Список литературы…………………………………………………………..
47
) отношения других людей;
2) непредвиденные обстоятельства.
Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо не удовлетворен, что отразится на его последующем поведении и отношении к данному товару, марке, фирме.
К личностным особенностям можно отнести мотивационно-волевые, коммуникативные и соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. Исследования показывают, что более целеустремленные оказываются более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность).
У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов. Самостоятельность также более сильно связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.
Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.
Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.
Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эмпатии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.
Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.
Чувствительность к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Сегодня на потребительском рынке побеждает тот производитель, который кроме преимуществ в организации производства и управления может предоставить такие конкурентные преимущества, как способность создать устойчивое положительное восприятие своего продукта и своей торговой марки у потребителей, придать им яркие, личностные, индивидуальные характеристики.
Именно поэтому в систему маркетинговой деятельности в России вошел новый термин – бренд. Можно сказать, что сегодня бренд стал одним из самых значимых инструментов бизнеса.
Бренд нематериален. Бренд создает в сознании покупателя образ товара и торговой марки. Бренд объединяет все, что потребитель знает, чувствует и думает по отношению к данному товару.
Бренд имеет цену, зачастую многократно превосходящую ее бухгалтерское отражение. Цена бренда входит в понятие капитал бренда. Существуют трудности в определении денежного эквивалента капитала бренда.
Многие зарубежные исследователи уверены, что именно бренд играет доминирующую роль при выборе таких товаров как автомобиль, спиртные напитки, особенно такие, как марочное вино, и многие другие товары, причем не обязательно престижные, а самые повседневные. Это подтверждается многочисленными исследованиями и испытаниями на группах покупателей в специальных тестах.
Поведение потребителя не укладывается в рациональные рамки наибольшей выгоды, реалистических оценок, расчетов и выбора. Кроме функционального спроса, основанного на качестве товара, существует нефункциональный спрос, который основан на различных психологических причинах, таких как мода, престиж, стремление к подражанию или желание выделиться, улучшить свое восприятие, компенсировать свои недостатки и т.д.
На потребительский выбор оказывают влияние и такие факторы как личностные особенности покупателей, которые также используются в брендинге.
В первой главе показаны сущность и содержание понятия «бренд». Во второй главе рассмотрено понятие «капитал бренда». Все это позволяет констатировать важность значения бренда в потребительских предпочтениях, рассмотренных в третьей главе. Механизмы воздействия бренда показаны в четвертой главе.
Таким образом, цель работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. М., Изд. Гребенников. 2003.
2. Брендинг: учебное пособие. Годин А. М. , Дмитриев А. М. М., Дашков и Ко. 2003.
3. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: практика и методология. М., Финпресс. 2005.
4. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб. Питер. 2004.
5. Жандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. Пер. с франц. М., ДЕЛО 2005.
6. Коттлер Ф. Основы маркетинга. М., Эксмо. 2001
7. Коттлер Ф. Маркетинг-менеджер. М., Эксмо 2001.
8. Макашева З. М. Брендинг. СПб., Питер, 2011.
9. Матанцев А. Н. 600 способов продвижения торговой марки М., Дело и Сервис. 2003.
10. Огилви Д. Огилви о рекламе. М., Эксмо. 2007.
11. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПб. Питер. 2001.
12. «Бренды веером». Демидов Н. // Эксперт. №5. 2008.
13. Бушуйкина О. Ю. Личностные корреляты характеристик выбора в экономическом и политическом поведении // Психология: итоги и перспективы . СПб., 2009.
14. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина; пер. с англ. СПб., 2008.
47