Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа
Современные российские компании работают в быстроменяющихся экономических условиях. Растет конкуренция с иностранными компаниями, которые обладают многолетним опытом работы в сверхконкурентной среде.
С вступлением России в ВТО эта конкуренция будет только усиливаться.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Сущность и содержание бренда…………………………………..
5
1.1. Бренд как метод и инструмент маркетинга………………………….
5
1.2. Бренд, товар, потребитель…………………………………………….
7
1.3. Индивидуальность бренда…………………………………………….
10
Глава 2. Капитал бренда……………………………………………………..
14
2.1. Первые теории капитала бренда……………………………………..
14
2.2. Денежная оценка бренда……………………………………………...
16
2.3. Определение ценности бренда для потребителей…………………..
18
Глава 3. Влияние бренда на потребительские предпочтения……………..
26
3.1. Влияние бренда на автомобильном рынке…………………………..
26
3.2. Влияние бренда на рынке алкогольной продукции………………..
29
Глава 4. Факторы и механизмы влияния бренда на потребителя…………
37
4.1. Факторы потребительского выбора………………………………….
37
4.2. Типология потребительского поведения…………………………….
38
4.3. Модели избирательного поведения………………………………….
39
4.4. Личность и потребительский выбор…………………………………
43
Заключение…………………………………………………………………..
45
Список литературы…………………………………………………………..
47
Введение………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Сущность и содержание бренда………………………………….. | 5 |
1.1. Бренд как метод и инструмент маркетинга…………………………. | 5 |
1.2. Бренд, товар, потребитель……………………………………………. | 7 |
1.3. Индивидуальность бренда……………………………………………. | 10 |
Глава 2. Капитал бренда…………………………………………………….. | 14 |
2.1. Первые теории капитала бренда…………………………………….. | 14 |
2.2. Денежная оценка бренда……………………………………………... | 16 |
2.3. Определение ценности бренда для потребителей………………….. | 18 |
Глава 3. Влияние бренда на потребительские предпочтения…………….. | 26 |
3.1. Влияние бренда на автомобильном рынке………………………….. | 26 |
3.2. Влияние бренда на рынке алкогольной продукции……………….. | 29 |
Глава 4. Факторы и механизмы влияния бренда на потребителя………… | 37 |
4.1. Факторы потребительского выбора…………………………………. | 37 |
4.2. Типология потребительского поведения……………………………. | 38 |
4.3. Модели избирательного поведения…………………………………. | 39 |
4.4. Личность и потребительский выбор………………………………… | 43 |
Заключение…………………………………………………… | 45 |
Список литературы…………………………………………………… | 47 |
Современные российские компании работают в быстроменяющихся экономических условиях. Растет конкуренция с иностранными компаниями, которые обладают многолетним опытом работы в сверхконкурентной среде.
С вступлением России в ВТО эта конкуренция будет только усиливаться.
Чтобы успешнее противостоять этому, необходимо учитывать факторы, определяющие поведение индивидуальных потребителей, которые оказывают влияние на их решение о покупке, так как основное правило бизнеса гласит: нет продаж – нет прибыли. Без прибыли не может существовать никакая коммерческая структура.
Создание долгосрочных покупательских предпочтений к своим товарным маркам и обеспечение высокого уровня их идентификации при совершении покупок должно стать одной из главных задач службы маркетинга в любой компании, стремящейся к успеху.
Решить поставленную задачу помогает использование брендинга. Это новое для российских предприятий направление маркетинга, когда отдельные товарные марки (бренды) выделяются в самостоятельные объекты маркетинга и продвигаются на региональные рынки с помощью всех инструментов брендинга. В последние годы маркетологи отечественных компаний стали активнее пользоваться брендингом, т.к. иностранные фирмы уже давно используют эти методы и умело создают конкурентные преимущества своих товарных марок в сознании покупателей.
Этим обусловливается актуальность темы данной работы.
Цель работы - выяснить, как влияет бренд товара на потребительские предпочтения.
Задачи работы:
проанализировать сущность и содержание бренда;
рассмотреть капитал бренда;
дать оценку влияния бренда на потребительское предпочтение на примере автомобильного рынка и рынка алкогольной продукции;
показать влияние факторов и механизмов влияния бренда на потребителя.
В качестве методов исследования выбран метод сбора и анализа информации по теме данной работы в различных источниках.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
В настоящее время большое значение для продвижения на рынок товаров, услуг и, особенно, торговой марки, приобретает его правильное планирование и осуществление.
Важно объективно оценить торговую марку, дать ей финансовую стоимость, поскольку огромная разница между рыночной капитализацией и чистой стоимостью материальных активов объясняется стоимостью активов нематериальных, одним из которых является торговая марка.
На потребительском рынке ежегодно появляется большое количество новых товаров. Их торговые марки исчисляются десятками и даже сотнями. Новые сегменты рынка быстро занимаются товарами, которые являются идентичными, мало отличающимися по своей сути. Быстро растет число предложений и медленно растет спрос. Такой процесс вызывает дробление рынка. Это значительно облегчает процесс формирования потребительского рынка, но до той поры, пока он осуществляется в одной товарной группе и на одном рынке, а также в одном ценовом и потребительском сегменте.
Любой производитель пытается сфокусировать внимание потенциальных потребителей на потребительских качествах своего товара. Для этого применяются различные методы маркетинговых коммуникаций, такие как:
реклама;
стимулирование спроса;
персональные продажи;
формирование общественного мнения.
Эти методы усиливаются и глобализуются, но при этом маркетинговая информация о товаре хуже понимается потребителем по причине разрозненности и поэтому не позволяет выявить его достоинства. Нарастающий вал рекламы раздражает потребителя, а коммуникативное качество рекламы снижается.
Перед производителем встает вопрос: каким образом можно еще выделить свой товар на рынке?
Потребитель при выборе товара основывается не только на реальных потребительских свойствах, но и на тех образах и представлениях, полученных в процессе восприятия рекламы. Если покупатель не имеет ярко выраженных предпочтений в выборе продукции, он делает выбор на основании:
советов друзей и знакомых;
впечатлений от ранее сделанных покупок того или иного товара;
других ассоциируемых впечатлений, таких как название продукта, внешний вид продукции, место продажи, цена;
информации о производственных характеристиках продукции (гарантийных обязательствах, комплектации, сроке хранения и т.д.).
При возрастании видов и количества товаров, затраты времени на принятие решения о выборе и покупке увеличиваются. Разница во времени между последовательным отбором по установленным характеристикам и реальным выбором товара зависит от представления о товаре. Если представление о товаре получено в результате его многократных покупках, то выбор осуществляется быстро. Но если потребитель не располагает никакой личной информацией о товаре, он пользуется различными маркетинговыми каналами коммуникаций, т. е рекламой во всех ее видах, но при этом процесс выбора становится длиннее.
Действенность маркетинговых коммуникаций находится в зависимости от качественного наполнения самого контакта, помогающего покупателю определить то главное, что характеризует товар и его выбор в данный момент, а не только от количества рекламных сообщений, информационных контактов товара с потребителем.
При организации маркетинговых коммуникаций следует выполнять такие требования:
объективность и оперативность, способность привлечения внимания покупателя при единственном контакте;
выделение главной идеи товара, корректное изложение такой идеи в информации;
устойчивое впечатление о свойствах, выгодно отличающих его от конкурентной торговой марки.
Сегодня на потребительском рынке побеждает тот производитель, который кроме преимуществ в организации производства и управления может предоставить такие конкурентные преимущества, как способность создать устойчивое положительное восприятие своего продукта и своей торговой марки у потребителей, придать им яркие, личностные, индивидуальные характеристики.
Именно поэтому в систему маркетинговой деятельности в России вошел новый термин — бренд (от англ. brand — клеймо, тавро). Можно сказать, что сегодня бренд стал одним из самых значимых инструментов бизнеса.
В древние времена возникла традиция при изготовлении товара ставить знаки о его производителе. Например, такие знаки были найдены в Египте на камнях пирамид, на кирпичах в Риме и старинном китайском фарфоре.
С далеких времен в России, как и в других странах, клеймили домашних животных, чтобы отличать своих животных от чужих. Клеймо обозначало принадлежность определенному владельцу.
В Англии с 1266 г. изготовителям товаров и продуктов по закону предписано ставить клеймо на хлебных изделиях, стеклянных бутылях и т.д., а позднее, с 1373 г., кроме клейма производителя ставилось еще и клеймо гильдии, к которой относился мастер. Личное клеймо ценилось высоко, так как не могло быть передано способным ученикам или детям после смерти мастера.
В начале XIII в. в Европе использовались купеческие знаки, которые также обозначали имя купца, который поставлял данный товар.
В России с 1667 г. клеймо стало использоваться и на таможне, что обозначало уплату таможенной пошлины.
В 1754 г. при Елизавете Петровне был принят указ об обязательном клеймении товаров. В случае нарушения указа предусматривалось соответствующее наказание. В Указе были прописаны процедуры регистрации эмблем, названий, орнаменты, буквы, цифры. Регулирование и вручение охранных свидетельств производил Департамент торговли и мануфактуры.
Наличие клейма изготовителя на товаре говорило о качестве данного товара. Так, в Англии в 1305 г. шли на переплавку ювелирные изделия без клейма пробирной палаты. За подделку клейма полагалась смертная казнь.
Главный фактор развития производства товаров и их продвижение на рынке – это потребности людей.
Покупатель должен обладать всей необходимой информацией о потребительских свойствах товара, иначе он не купит данный товар. В процессе получения информации у покупателя складывается то или иное представление о данном товаре. Это укладывается в понятие «бренд». Но при этом «бренд» тесно связан с понятием «товар».
Но понятие «бренд» более широко, чем понятие «товар», которое ограничено материальными свойствами, способными удовлетворить потребности покупателя. Бренд с помощью всевозможной рекламы сформировывает в сознании покупателя образ торговой марки.
Эффективная реклама продвижения торговой марки укрепляет место бренда в сознании покупателя в ассоциативной связи с определенным товаром.
Чтобы бренд вызывал у покупателя доверие, необходимо соблюдать следующие правила:
необходимо показать назначение и качество товара, способы изготовления, при этом такая информация у покупателя должна остаться даже при единичном контакте с торговой маркой;
организация подачи информации должна быть такой, чтобы даже в кратком виде в ней содержалась центральная идея торговой марки;
сообщение о товаре должно создавать в сознании покупателя четкий образ этого товара на фоне похожих товаров конкурентных торговых марок. Другими словами, сообщение должно обозначить именно такие отличительные особенности данного товара, которые помогают сформировать образ торговой марки в сознании покупателя. В нужный момент образ данной торговой марки подскажет: именно этот товар нужен покупателю.
Бренд нематериален. Как уже было отмечено, бренд создает в сознании покупателя образ товара и торговой марки. Бренд объединяет все, что потребитель знает, чувствует и думает по отношению к данному товару.
Товар имеет свое содержание, в которое включаются такие понятия как качество, назначение, состав элементов, свойство элементов и т.д. Товар имеет свою форму, куда включаются следующие понятия: конструктивные особенности, внешний вид, товарная упаковка, вкус, запах и т.д. Следовательно, товар – это материальный предмет, содержание которого воплощено в форме.
Назначение бренда – наглядно показать покупателю, о чем идет речь: о самом предмете, форме, его предназначении или действии товара. Символ бренда должен быть близок к тому товару или товарной группе, которые он символизирует (например, «кукурузные хлопья», «шоколадный батончик», -«Майский чай»).