Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование эффективности внедряемого производственного проекта, выяснить даст ли положительный эффект это мероприятие, сможет ли ОАО «Завод ЖБК-1», вложив инвестиции в осуществление проекта, окупить затраченные средства?
Основными задачами данной работы являются:
1) Изучение маркетинговой среды предприятия в целях выявления целесообразности освоения нового вида продукции.
2) Предложить стратегию роста ОАО «Завод ЖБК-1».
3) Провести всесторонний анализ финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского баланса за последние два года: оценить прибыльность предприятия, рентабельность и платежеспособность.
Ведение………………………………………………………………………..……….3
1. Краткая характеристика предприятия………………………………….….…….5
2. Рынок и конкуренция…………………………………………………….………15
2.1 Краткая характеристика продукта………………………………………….15
2.2 Описание отрасли и перспектив ее развития……………….…….……….16
2.3 Характеристика рынка………………………………………….……………23
2.4 Конкуренция…………………………………………………….……………25
2.5 SWOT – анализ……………………………………………..…………………26
3. План маркетинга……………………………………………….…………………32
4. Анализ производственно- хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1»…………………………………………………………………………...36
4.2 Анализ производственного плана……………………….……………………..36
4.2.1 Выполнение производственной программы………………………………..36
4.2.2 Наличие и движение основных средств……………………………………..37
4.2.3 Обеспеченность оборотными средствами…………………………………..41
4.2.4 Использование материальных ресурсов…………………………………….45
4.2.5 Использование трудовых ресурсов…………………………………………..45
4.2.6 Формирование и использования формы оплаты труда……………………47
4.2.7 Себестоимость…………………………………………………………………49
4.3 Анализ финансового состояния предприятия…………………….………….50
4.3.1 Анализ бухгалтерской отчетности………………………………………….50
4.3.2 Расчет и анализ финансовых показателей………………………………….55
5. Экономико-математическая модель…………………………………………….61
6. План повышения экономической эффективности производства………..…..64
7. Производственный план………………………………………………..……….66
7.1 Планирование производственной программы……………….……..………..66
7.2 Планирование расходов организации……………………………..………….67
8. Оценка рисков и страхования……………………………………….………….69
9. Финансовый план…………………………………………………..…………….73
Заключение………………………………………………………….……….………77
Библиографический список………………………………………
Одной из причин монополизации рынка служит высокая ресурсоемкость и энергоемкость рынка. Цены на энергоносители постоянно растут. Износ основных фондов производственных компаний также находится на высоком уровне. Многие производители работают на старом оборудовании. У одного предприятия не хватит средств модернизировать свои фонды, а у группы компаний такая возможность есть. Монополистам легче модернизировать производство. В этом аспекте монополия позволяет развивать отрасль. [7]
Существующее влияние на рост цен оказывает то, что крупным производственным компаниям легче вступить в ценовой сговор и диктовать свои условия на рынке.
Процесс модернизации производства строительных материалов требует регулярных вложений. Вместе с тем растут тарифы на оплату энергии и перевозки. При высоком требовании рынка недвижимости по наращиванию темпов строительства, на рынке строительных материалов возникает дефицит материалов. Неравномерное развитие строительного и производственного сектора сказываются на стоимости объектов недвижимости. [7]
Рис.4
Для обеспечения потребности в строительстве объектов недвижимости на сегодняшний день недостаточно производственных мощностей. Дефицит цемента наблюдается уже сегодня, и с каждым годом будет расти. Необходимо ввести новые мощности производства и модернизировать старые. В ближайшие годы потребуются инвестиции в десятки млрд. рублей, а также потребуются новые энергетические ресурсы. С одной стороны, данный дефицит выгоден монополизированному сегменту производства материалов – есть возможность диктовать цены. С другой стороны – это упущение дополнительной прибыли.
Учитывая тот факт, что Россия стремится вступить в ВТО, можно ожидать прихода на российский рынок дешевых строительных материалов иностранных производителей. А увеличение цен на энергоносители до мирового уровня и низкие темпы модернизации отрасли сделают российскую продукцию менее конкурентоспособной. [7]
Стоит отметить, что монополизирован не только рынок производства строительных материалов, но и рынок строительства объектов недвижимости.
Для получения "пятна застройки" в Москве необходима не только поддержка административного ресурса, но и возможность нести непредвиденные финансовые расходы и выполнить непредсказуемые условия инвестконтракта. Ситуация в сегменте загородной недвижимости тоже непростая. Любая процедура по переводу целевого назначения земли отнимает столько времени и средств, что делает проблематичным оценку рентабельности проекта.
Функции антимонопольного комитета урезаны, демонополизировать рынок практически нет возможности - вопросы по регулированию монополий разрабатываются с 2004 года. В существующей ситуации изменение законодательства по земельным отношениям не повлияет на чиновников, которые будут применять различные меры для сохранения своих интересов.
Исходя из этого, стоимость недвижимости будет только расти. Дополнительным стимулом ценового роста выступит дефицит строительных материалов и рост тарифов на энергоносители. Также, сам ценовой рост на недвижимость будет усиливать рост цен на строительные материалы, который в свою очередь будет усиливать ценовой рост на недвижимость. Цены на стройматериалы будут расти, пока дорожает жилье.
Объявленный национальный проект "Доступного жилья" сталкивается с еще одной проблемой в области строительных материалов. На текущий момент не существует конкретных задач по развитию базы стройиндустрии, не существует точного анализа потребностей, ни территориального размещения, ни прогнозных цифр, помимо директивно установленных объемов строительства по вводу жилья. Бизнес принимает решения, исходя из собственных потребностей и рентабельности, с другой стороны – существует интерес государства в увеличении объемов строительства. [7]
Государство планирует увеличить количество новостроек – для этого требуется больше цемента и кирпича, предъявляются претензии производителям строительных материалов и естественным монополиям по поводу высоких тарифов и росте цен на материалы. Однако для увеличения мощности и объемов производства необходимо закупать новое оборудование в связи с износом, расширять цехи. Так как спрос на товар растет, и растут издержки производства – цены на материалы тоже растут. Если новостройки будут предназначены для программы доступного жилья, то государство должно решить вопрос с финансированием и поддержкой производителей строительных материалов в плане расширения и модернизации производства.
В реалиях сегодняшней действительности программа "Доступное жилье" может быть осуществлена за счет сокращения бюрократических процедур, осуществления гарантий на основе нормативно-правового регулирования, развития рынка производства строительных материалов, модернизации производственной инфраструктуры естественных монополий и экономии ресурсов, что позволит снизить себестоимость строительства. Это государственная политика. [7]
Проблема государственного регулирования строительной отрасли заключается в том, что работы по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, гармонизации отечественных норм и стандартов идут медленно, а отечественные разработки в области технологии производства эффективных видов стройматериалов без комплексного обслуживания по монтажу и пусконаладочным работам, а также постгарантийному обслуживанию – практически не востребованы и не защищены. [7]
Также государственное вмешательство необходимо в:
1. Развитии и поддержке импортозамещающей продукции отечественных производителей (комплексный подход регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий);
2.Контроле за деятельностью монополий;
3.Снижении налогового бремени на производственные предприятия;
4.Обеспечении правовых гарантий инвесторам, вкладывающим капитал в экономику РФ);
5. Создании взаимовыгодной для банков и предприятий системы долгосрочного кредитования;
6. Снижении импортных пошлин на не выпускаемые в России оборудование и сырье для строительства. [7]
2.3. Характеристика рынка
Промышленность строительных материалов является одной из ведущих отраслей Белгородской области. Одним из ярких представителей отрасли является ОАО «Завод ЖБК-1» - один из крупнейших производителей современных строительных материалов с использованием новейших мировых технологий. Предприятие уверенно входит в число признанных лидеров строительного комплекса России.
Завод выпускает более 2000 наименований строительных материалов. Ведущим направлением в производственной и коммерческой деятельности ОАО «Завод ЖБК-1» является изготовление железобетонных изделий. В настоящее время в России функционирует несколько сот фирм, предлагающих данный вид изделий. И это естественным образом привело к насыщению рынка строительных материалов. В Белгороде рынок железобетонных изделий представлен следующими предприятиями: ОАО «Завод ЖБК-1», ОАО «Белгородстройдеталь», ОАО «Завод ЖБИ-4», ОАО «Новооскольский ЖБК», ОАО «КМА Рудстрой ЖБИ-2».
Эта отрасль отличается высокой фондовооруженностью и концентрацией производства, которая растет на базе унификации изделий и специализации предприятий. Численность производственного персонала промышленности железобетонных конструкций и изделий составляет 47% общей численности персонала, занятого в промышленности строительных материалов.
На рынке Белгородской области просматривается отход от применения железобетона в сборном строительстве. Спрос на железобетонные конструкции производства ОАО «Завод ЖБК-1» падает по причине вступления товара на последний этап жизненного цикла. Ему на смену приходит кирпич и другие стеновые материалы. Но несмотря на общий спад потребления ЖБИ, завод сумел не только сохранить объемы реализации ЖБИ, но и увеличить их, при этом всё больше развивая производство других строительных материалов.
Создание гибких технологий должно стать главным направлением модернизации наших заводов железобетона.
Производство железобетонных изделий и конструкций транспортоёмко, поэтому географический рынок сбыта изделий ОАО «Завод ЖБК-1» ограничивается в основном пределами Белгородской области. Характеристика потребителей сборного железобетона на данный момент в г. Белгород выглядит следующим образом:
1 Частное лицо-продукция используется, главным образом, для застройки земельных участков, постройки коттеджей, гаражей, продукция приобретается обычно за наличный расчет, численность сегмента около 10-12%;
2 Строительные организации различных форм собственности - продукция используется при строительства промышленных и жилых зданий, оплата продукции по безналичному расчету, численность сегмента около 70-75%;
3 Предприятия, фирмы, организации различных форм собственности - продукция применяется при строительстве зданий, оплата согласно условиям договора, численность сегмента 20-23%.
Удельный вес в структуре потребителей занимают строительные организации. Их характерной особенностью является безналичный способ расчета с производителем, что приводит к тому, что доля наличных денег в выручке подавляющего числа предприятий не превышает 56%.
Белгородская область - индустриально-аграрный район со значительным научно-техническим потенциалом.
Промышленность строительных материалов является одной из ведущих отраслей Белгородской области. Удельный вес ее продукции в общем объеме промышленной продукции области составляет 6%.
Территория Белгородчины пересекается важнейшими транспортными путями, связывающими юг и север России. Все это позволило создать в области мощную базу стройиндустрии.
Экономическое развитие Белгородской области в 2007 году в целом не противоречило развитию национальной экономики.
В прошлом году предприятиями Белгородчины произведено продукции на 16,3 млрд. руб., физический объём производства возрос в 2007 году на 102 %.
Доля строительных материалов в розничном товарообороте Белгородской области с 2003 г. возросла с 6,4 % до 8,5 % в 2007 г. Продукция ПСМ в общем объёме производства промышленной продукции области увеличила свою долю с 8,9 % в 2003 г. до 10,3 % в 2007 г.
Ёмкость рынка железобетонных изделий не так велика, но продолжает увеличивается. Спрос по цене на данный вид продукции неэластичный, т.е. потребность на товар существует всегда, независимо от цены.
В Белгородской области имеется около 13 предприятий, производящих железобетонные изделия. 5 заводов в г. Белгород (ЖБК-1, ОАО "Белгородстройдеталь», ЖБИ-4, ЖБК-2); 2 завода в п. Строитель; 1 завод в п. Маслова Пристань; 1 завод в г. Старый Оскол; 1 завод в г. Алексеевка; 1 завод в г. Новый Оскол; 1 завод в г. Шебекино; 1 завод в г. Губкин. Среди них самым крупным предприятием в области является ОАО «Завод ЖБК-1». По многим конкурентным позициям он превосходит другие предприятия. Из них производят бордюры: ОАО «ЖБК-1», ОАО «ЖБИ-4» и ОАО «Белгородстройдеталь». Но самым существенным фактором конкурентоспособности предприятия является цена. Цены на основные виды железобетонных изделий и конструкций представлены в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1
Цены предприятий–производителей железобетонных изделий и конструкций, руб.
Наименование продукции | ОАО «ЖБК-1» | ОАО «Завод ЖБИ-4» | ОАО «Белгородстройдеталь» |
Бетон товарный | 3792 | 2972 | 3215 |
Раствор | 2675 | 1350 | 2360 |
К/бетон | 4402 | 3300 | 4250 |
Плиты перекрытий | 3338 | 2952 | 3050 |