Шпаргалка "Государственный бюджет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства

Работа содержит 1 файл

spory_po_GB.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

Утверж-е  мест б-в производится после утверж-я  соотв вышестоящ б-в. Прав-во РБ, мест власти обеспечивают исп-е соотв б-в. Важной составляющей в бюдж процессе явл исполн-е б-та. В процессе исполн-я б-в Минфин и местн финн органы имеют право вносить изменения в квартальн назначения и статьи расх-в соотв б-в в пределах утвержд год ассигнований. Исполн-е респ и местн б-в осуществляется на основ з-на о респ б-те на очередн финн год, иных нормат актов в соотв с бюдж росписью респ и местн б-в. БП заканчивается составл-м и утвержд-м отчета об исполн-и. 

43.Участники  бюджетного процесса, их функции и права

Организация бюдж процесса начинается с установления его участников. Участниками явл: - президент РБ; - минфин и местные  фин. органы; - МНС и его региональные подразд-ия; - отраслевые мин-ва и ведомства;- отдельные суб-ты хоз-ния-бюджетополучатели; - советы местных депутатов; -прдпр-ия и учреждения;- органы ден-кред регулир-я, -гос внебюдж фонды, -др. В бюдж процессе участвуют все субъекты вступающие в бюдж отношения

Местные советы имеют право: 1.получать доходы, вкл-мые в местные бюджеты по закон-ву; 2. исп-ть получ-ые доходы по своему усмотрению; 3.образовывать резервные фонды; 4.вкладывать имеющиеся свободные бюджетные ср-ва, акции, др. ценные бумаги, выдавать ссуды п/п и иным юр. лицам; 5.самост-но составлять проект своего бюджета и утверждать его.

Минфин  имеет право: ограничивать или приостан-ть фин-ие расходов за счет фин-х ср-в  гос-ва, если их получатели не соблюдают  закон-во РБ, регулирующие бюджетные  отнош-я, или если они не предоставляют  инф-ию о движ-ии гос-х фин-ых ср-в по их счетам, а также в случаях нецелевого использования указанных ср-в. Минфин имеет право требовать от всех участников БП предоставления инф-ии для составления проекта респуб-го бюджета и показателей для консолидированного бюджета. Минфин и местные органы имеют право давать указания банкам о предоставлении расх-ых операций по банковским счетам распорядителей бюджетных ср-в и гос-ым внебюджетным фондам при нарушении ими законод-ва РБ.они также имеют право взыскивать в беспорном порядке бюджетную сумму, использованную не по целевому назначению, в счет погашения ссуд, полученных из бюджета, ЦБФ, и гос-ых внебюджетных фондов. Любые дей-ия главных распорядителей ср-в и бюджетополучателей, приводящие к нарушению адресности бюджетных ср-в рассматриваются как правонарушения в области бюджетных отнош-й. При установлении фактов необоснованого получения или нецелевого исп-ия, или получения бюдж ср-в с нарушением закон-ва по решению Минфина, или местных фин. органов, эти ср-ва подлежат возврату в б-т со взысканием в бесспорном порядке с ЮЛ штрафа в двукратном р-ре этих ср-в, кроме этого налог-ся штраф в установленном порядке.

Правит-во РБ и местные советы имеют право  в случаях, если бюджетный дефицит  превышает 10% установленного минимума, вводить инвестирование расходов. Правит-во РБ имеет право в случае неутверждения в установленные сроки закона «о бюджете» либо местных бюджетов производить фин-ие расх-в в новом году в р-ре 1/3 плановых назначений 4-го квартала предыд-го года. 

57. Характеристика доходов  и расходов бюджета Союзн гос-ва РБ и РФ

Дох-ы  б-та формир-ся в соотв с Договором  о создании СГ а счет след источ-в: 1.неналог доходы; 2. безвозмездн перечисления.

Неналог дох-ы включают в себя: дох-ы от использ-я им-ва, находящегося в собственности  СГ; ср-ва, получ в результате применения мер гражд-прав, администр и угол ответ-ти, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также ср-ва, полученные в возмещение вреда, причиненного СГ, и иные суммы принудит изъятия; дох-ы от платных услуг, оказываемых бюджет учрежд-ми, находящимися в ведении исполнит органов СГ; иные неналог дох-ы.

Безвозмездные перечисления: ежегодные согласованные  отчисл-я гос-в-участников СГ; перечисления от негос орг-й,ФЛ и ЮЛ, междунар орг-й  и правит-тв ин гос-в.

Расх-ы  б-та СГ в завис от их эк содерж-я делятся на текущие и капитальные расх-ы.

Группировка расх-в б-та на тек и кап устанавливается  эк классиф-ей расх-в б-та СГ.

Кап расх-ы  б-та — часть расх-в б-та, обеспечивающая инновац  и инвестиц деят-ть, включающая статьи рас-в, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые ЮЛ в соотв с утвержденными программами, проектами СГ, ср-ва, предоставляемые в качестве бюдж кредитов на инвестиц цели ЮЛ, расх-ы на проведение кап ремонта и иные расходы.

Текущ расх-ы б-та — часть расх-в б-та, обеспечивающая текущ функционирование органов СГ, а также др расх-ы б-та, не включенные в кап расх-ы в соотв с бюдж классиф-ей СГ.

Предоставление  бюдж ср-в осуществляется в след формах: 1.ассигнований на содерж органов  СГ, включая оргы отраслев и функцион управления, а также бюдж учрежд-й СГ; 2.ср-в на оплату тов, раб и усл, выполняемых ФЛ и ЮЛ по контрактам, заключенным в соотве с перечнем программ, проектов и мероприятий СГ, принимаемых к финансированию из б-та СГ на очередн фин год; 3.бюдж кредитов ЮЛ — резидентам РБ и (или) РФ. 

61. Бюджет как финансовый  план государства  и фонд денежных  средств

Бюджет - осн фин план формир-я и использ-я  ден ср-в для обеспечения ф-й  гос органов, эк и соц развития РБ или соответств администр-территор единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

Государственный бюджет как экономическая категория  представляет собой совокупность экономических  отношений по поводу формирования и  использования государственного централизованного  фонда  денежных средств.

Бюджет  составляется ежегодно, как закон. 

58. Организация бюджетного  процесса в Союзном  государстве РБ  и РФ

Все стадии БП имеют свое назначение, все они  д.б. соблюдены и выполнены в  установленные зак-м сроки. В БП участвуют все субъекты, вступающие в бюдж отнош-я. Составл-ю проекта б-та предшествуют разработка прогнозов дальнейшего развития эк интеграции в рамках СГ, осуществление скоординированных действий по совместному решению отд соц-эк проблем. Сост-е проекта б-та — исключительная прерогатива Совета Министров СГ. Непосредственную организацию разработки проекта б-та осуществляет Постоянный Комитет Союзного гос-ва. Необходимость разработки программ, подпрограмм и проектов СГ определяется значимостью поставленных в них задач и эффективностью их решения программным методом на основе использования консолидированных бюджи внебюдж фин источников, материальных, научных и др ресурсов СГ. Программы СГ д.б. направлены на решение задач, определенных Договором о создании СГ, в т.ч. на решение фундаментальных научно-исследовательских, соц, эк и др. Заказчиками программ явл органы гос управления РБ и РФ. Решение о разработке программы принимается Советом Министров СГ. В проекте б-та д содержаться осн хар-ки б-та (общий объем дох-в б-та, общий объем расх-в б-та), разработанные на основе показателей прогноза соц-эк развития СГ. В проекте б-та д содержаться след показатели: 1) прогнозируемые дох-ы б-та по группам, подгруппам и статьям классиф-и дох-в б-а СГ; 2) расх-ы б-та по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расх-в функциональной классиф-и расх-в б-та СГ; 3) общ объем кап и текущих расх-в б-та; и др.

 Парламентское  Собрание Союза Б и Р рассматривает  проект б-та СГ на очередной  фин год в двух чтениях. В  первом чтении обсуждаются его  осн хар-ки, к кот относятся: 1) дох-ы б-та СГ по группам, подгруппам и статьям классиф-и дох-в б-в СГ; 2) общий объем расх-в б-та СГ на очередной фин год. Принятый Парламентским Собранием Союза Б и Р б-т СГ на очередной фин год в течение 7 дней со дня принятия передается на утверждение Высшего Гос Совета СГ. Парламентское Собрание Союза Б и Р вправе вносить в Высший Гос Совет СГ проекты его постановлений о внесении изменений и дополнений в б-т СГ в части распределения расх-в б-та по разделам функц и ведомств классиф-ии расх-в б-та СГ в случае выявления нецелевого и неэффективного использования ср-в б-та. Внесения и изменения в теч 7 дн со дня их принятия направляются на утверждение Высшего Гос Совета СГ.

В СГ устанавливается  казначейское исполнение б-та. Исполнение б-та СГ осуществляется через органы федерального казначейства Мин финансов РФ и органы гос  казначейства Мин финансов РБ. Сводная бюдж роспись составляется Постоянным Комитетом СГ по главным распорядителям бюдж ср-в на основе утвержденного б-та в соотв с функц и эк классиф-ей р-в б-та СГ с поквартальной разбивкой. Исполнение б-та по дох-м предусматривает перечисление и зачисление дох-в на счет по учету ср-в б-та СГ, открытому Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ и Главному государственному казначейству Министерства финансов РБ, а также учет дох-в и составление отчетности о дох-х. Б-т по расх-м исполняется в пределах факт наличия бюдж ср-в на счетах по учету ср-в б-та СГ. 

59. Специфика расх части бюджета РБ в условиях развития рын отношений

Кризисные явления в эк-ке, проводимые эк реформы, внутр и внешн политика в нач 90-х г. дали толчок развит-ю определ  тенденций и направлений реформирования б-та и это нашло отражение  в структуре и содерж-и расх-в  гос б-та. Особенностью б-та явл изменение состава его расх-в. В расх части сохраняются осн направл-я затрат и развиваются новые, кот отражают происходящие на данном этапе измен-я в эк-ке и соц сфере: индексация дох-в населения, расх-ы связан с ВЭД, рас-ы по обслужив-ю республ долга, финансир-ю спец программ и др. Исчезли такие статьи расх-в: взаимн расчеты с союзн б-том, ассигн-я на соц обеспечение, кот стало финанс-ся за счет ср-в спец внебюдж фонда. Объем расх-в с 95 по 01 г.увеличился почти в 130 раз. Такой рост расх-в был вызван инфляц процессами и переориентацией направления бюдж рес-сов на новые приоритеты и потребности в связи с переходом к рын отн-ям. Увелич расх-ы на отрасли хоз-ва, на нац оборону, науку. Значит увелич расх-ы на междунар деят-ть, пополнение гос запасов и резервов, обслуж-е гос долга. Расх-ы на междун деят-ть с 96 по 01 г выросли в 184 р, опережая в 2 р темпы роста расх-в б-та в целом, это было связано с расширением межд представительства РБ как суверен гос-ва, развитием интеграц процессов с РФ. Расх-ы направл-сь на развит-е рын инфраструктуры. Особенности переходн периода потребовали резервирования ресурсов в спец фондах, за счет кот финансир-сь непредвиденные расх-ы. Спецификой расх части б-та явл включение в его состав расх-в СЭЗ. Предусматривалось финанс-е целев программ, при этом 83% от общего объема финн-ния программ, направл-сь на мероприят по реализ гос прогр по преодол последств катастр на ЧАЭС. С 92 по 01 г произошло усиление соц направленности расх-в б-та. Рост централизации бюдж рес-сов в респ б-те, т.е.сокращение доли местн б-тов в консол-м. 

60. Норматив бюджетной  обеспеченности в  здравоохранении  и его роль

МФ и  Миннздрав разраб-т положение  о порядке исчисления норматива  бюдж обесп-ти расх-в на здрав-е в  расчете на 1жителя респ-ки в соотв  с постан-м СМ. Полож-е предусматр механизм исчисления норм-в бюдж обеспеченности расх-в на здрав-е в системе МинздраваРБ в расчете на жителя, на территор и республ уровнях вводимых с целью совершенств-я сис-мы здрав-я с учетом особенностей здоровья населения и уровня разв-я здрав-я. Величина нор-ва бюдж финн-я определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребн-ти насел респ-ки в медпомощи. Она д. обеспечивать возмещ-е матер и приравненных к ним затрат учрежд здрав-я в т.ч. на оказание медпомощи, формир-е ср-в на оплату труда работников и создание необход матер-технич базы. Начиная с 01г. МФ и МЗ исчисляют объем расх-в на здрав-е в целом по респ-ке исключив при этом объем расх-в на здравоохр-е др минист-в и вед-в и определ-ют нормативы бюдж обеспеч-ти расх-в на здравоохр-есис-мы МЗ респ-ки в расчете на жителя:

1.Средний  норматив по РБ=объем расх-в  на здравоохр-е сис-мы МЗ в  целом по респ-ке / среднегод численность  населения РБ планир-го года.

2. Среднереспубликанский  н-тив областей и г.Минска = объем  расх-в в целом по респ-ке за вычетом расх-в на финанс-е учрежд зравоохр-я и мероприятий в области здрав-я из респ б-та / среднегод численность населения РБ планир-го года.

3. Норматив  обеспеч по кажд области и  г. М определяется исходя из  среднего нор-ва по РБ скорректированного на: -сумму расх-в на проведен мероприятий в обл здрав-я, -сумму расх-в на провед меропр-й в обл здрав-я, - суммы расх-в на планируемые объемы медпомощи оказываемой жителям данной обл или г. М учрежд-ми здрав-я, др. обл, -расх-ы связанные с последств катастр на ЧАЭС.

Законом РБ о б-те на 07 г. установлен миним  норматив бюдж обеспеч-ти расх-в на здрав-е на 1 жителя в размере 432 612 руб. В разрезе областей он колеблется от 311,1т.р. до 356,1 т.р. Указанный порядок исчисления норматива бюдж обеспечен-и расх-в на здрав-е применяется при определении расх-в на здрав-е в разрезе районов, городов, областей и г.М. 

14. Внеб источ дох бюдж организаций.

Бюдж  организация – это ЮЛ кот для  осущ своей д-ти получает ден ср-ва (т.е фин-е) из бюджета. Орган-ции фин-мые  из бюджета помимо бюдж ср-в могут иметь в своем распоряжении внебюдж ср-ва. Орган-ции фин-мые из бюджета, как пр, созд-ся для достижения соц, культ, образоват, управленч и иных целей неком х-ра. Д-ть бюдж организаций, как пр, не имеет целью извлечение прибыли, п.э бюдж организ м осущ предприн д-ть лишь постольку, поскольку она необх для реализации целей для кот данная организация создана. Предприн д-ть бюдж организаций планир-ся аналогично планир-ю бюдж бюдж расх на содержание организации, т.е составляется смета дох и расх внеб ср-в в соотв с бюдж класс. Осн з-ча сметы: указывает на те источ внеб ср-в и суммы кот д дать кажд источ в теч года. Источ фин-я расх на расширенное воспр-ва осн и обор фондов в отраслях народ хоз.1) собст ср-ва 2) ср-централиз фондов вышестоящ организаций 3) временно привлеч рес инвесторов 4) бюдж ассигнования. В условиях расширения самостоят-но отд товаропроизводителей увелич-ся доля собств ср-в в фин-и расширенного воспр-ва. К ним относятся: часть прибыли предприятий, амортизационные отчисления, внутрихоз резервы, АО на эти цели широко использует дох от выпуска ц.б, реализации акций и др видов ц.б.  Многие министерства, ассоциации, объединения создают централизованные фонды и резервы, которые расходуются в значительной степени на расширение и улучшение организации производственных процессов (инновационные фонды, фонды научных и конструкторских работ, конверсии оборонных предприятий и др.). Когда не хватает собственных средств для покрытия расходов на расширение или модернизацию производства, предприятия обращаются за помощью к банкам за получением кредита. Выдача ссуд производится на основании кредитного договора, в котором четко предусматриваются цель кредита, его размеры, сроки, условия выдачи и погашения, форма уплаты, а также обязательства, права и ответственность заемщика и банка. в условиях действия командной системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60 %). С переходом крынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного ПРОизводства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).

Информация о работе Шпаргалка "Государственный бюджет"