Шпаргалка "Государственный бюджет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства

Работа содержит 1 файл

spory_po_GB.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

• для  регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;

• регулирование  доходов населения и уровня жизни  может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;

• для  обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и  услуги, целевое субсидирование;

• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;

• для  предупреждения и ликвидации последствий  нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;

• регулирование  сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.

Эффективность использования бюджетных методов  регулирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным  д.б созданы опред предпосылки  и соблюдены осн принципы гос регулир-я

5. Истор этапы развития  бюджета Беларуси, их общая характеристика.

М. выделить след этапы развития бюджета Беларуси: 1) с 9 до к 12в. – период зарождения бюджета в волостях княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерус гос. 2) с13 в до 18 в. – развитие бюджета в составе БелЛит гос, в ВКЛ и с 16 в в Речи Посполитой (РП). 3) с к 18 до Великой Октябрьской революции. 4) бюджет советского государства 5)бюджет соверенного гос РБ с 1991г.

1-й этап. Бюджет до революции вкл 3 этапа.  В 9в Бел гос как такового  не сущ, а были княжества  каждое из которых явл гос  объединением (зарождение гос) со своей исполнительной властью. Законодат власть принадлежала народ собранию (веча), а исполнительная – князю с дружиной. Каждая волость имела свою казну, кот первонач формировалась из матер ценностей. В с9в славяне стали объединяться. С этого времени бел земли в составе Киевской Руси. Доходы казны в этот период формир-ся за счет дани (позже оброка), а также пошлин, поступлений от продажи рабов. Осн вид дох дань. Виды дани: натуральная, повозы (покоренные племена везли ее на княжеский двор), полюдье (князь с дружиной сами собирали выезжая в полюдье). Позже р-р дани опред с дыма, двора, плуга. Постепенно к натур податям присоединилась денежная. Дань деньгами называлась дарь. Судебные пошлины – виры. Продажи, проки. Торговые пошлины – мыто, весче, померы. Расходы казны в основном шли на содержание князя и дружины.

2-й этап. В 10-12 вв. в Киев Руси формир-ся  феодальное землевладелие. Дань  заменяется на оброк продуктами  с 11 в, а с 15 в на денежный  оброк. В к 13в было образовано  ВКЛ, в состав кот вошли бел  земли. Доходы были в натур величине в виде дякло (земледелие) и мезливо (животноводство) – это подати в натуре со всего что уродилось и прибыло. Позже денежный оброк – чинш, подымщина, воловщина,.посовщина, поголовщина. Также временные целевые налоги – серебщина – врем подать, кот собиралась во время подготовки к войне или в ходе войны. Ардынщина – в натуре соболями и сукном. Кроме того в казну стали поступать регалии, например, доходы от ловли рыбы, горная регалия, лесная регалия, от охоты. Продолжали взиматься таможенная и судебная регалии. Регалии дали начало косвенным налогам. Если говорить о направлении расходов, то они также шли на развитие государственности, распределялись по решению великого князя, а также на строительство дорог, храмов. Строго контролировалось только поступления казны. С 16в бел земли вошли в состав РП.сохранялась ситема податей и повинностей, получили дальнейшее развитие тов-ден отн, значит роль играет торговля. При продаже опред групп тов взимался налог в пользу города. В 17в в Беларуси активно развиваются города и местечки. Налоги стали поступать от занятия ремеслом. Расходы по-прежнему оставались на содержание двора, ведение войн, на проведение пиршеств магнатов и шляхты.

3-й этап  связан с развитием бел земельв  составе Рос империи. До Окт революции бюджета в Беларуси не было, т.к она не имела самост гос-ва. Но 5 губерней Беларуси входящих в состав России участвовали в формировании бюджета Рос. Характерная черта бюджета до революции – их 2 вида: чрезвычайный и обыкновенный. Обыкновенный формируется из традиционных доходных источников и направляется на осущ расх связанных с выполнением обыч функций гос. Чрезвычайный – формируется за счет внутр и внеш займов и погашался за его счет гос долг, убытки от воен действий и рез стих бедствий. Доходы (2/3) обыкнов бюджета формир-ся за счет косвен налогов: винной монополии, акцизов, пошлин. Прямые налоги с земель Беларуси не превышали 10% в дох бюджета Рос. Это поземельное, с недвижимости, квартирный сбор, промысловый. Расх бюджета были систематизированы и вкл: 1) в значит части расх на содержание гос ж/д; 2) военные расх 3) расх на содержание органов гос упр и полиции 4) расх на просвещение. Гражданское население финансировалось на оздоровление из мирских бюджетов: они формир-ся за счет сборов с крестьн и направлялись также на содержание должностных лиц, содержание общественных зданий и сооружений. Бюджет система состояла из центр звена и местных бюджетов (земские, городские, мирские (волосные и сельские)).

4-й этап. В дек 1917 г. Совнарком принял  реш о сохранении всех налогов кот взимались до революции. Были введены чрезвычайные местные налоги, контрибуции с буржуазии. Первый бюджет сов гос был прият на первое полугодие 1918г. 77% его поступлений от гос сектора. При этом 55% направили на нар хоз, 10% на образ. По факту был исполнен на 31% по дох и на 33,9% по расх. Первый бюджет БССР был составлен на 1921 г. в 1991г был введен промысловый налог, акцизы, в 22 общегражданский. В 22г. были разделены центр и мест бюджеты. В 1930 г. реформа. Необх реформы – около половины дох бюджета составляли промысловый налог и акцизы. Было около 70 видов др платежей. Осн цель реформы сократить их кол-во. В частности нал оборота заменил 53 платежа. Кроме того П стали уплачивать нал из прибыли. Изменилась и расх часть: выделялись расх на нар хоз, соц-культ мероприятия, содержание органов гос упр, прочие расх. К к31г. завершилось строит-во мест бюджетов. Были выделены самостоятельно сельские бюджеты. В части дох бюдж с-ма притерпевала неоднократ изм-е.1943 введен налог с холостяков. Бюджет год сначала был равен 6 мес, с 22-30 бюджет год приравнивался к с/х году с 1 окт по 30 сент, а с 31 бюдж год с 1 янв.

5-й этап. Первый самост бюджет РБ был  утвержден 21 дек 90г на 91 год.  Возросли расх на оборону, на  содержание аапрата упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох – налог платежи основа дох, увеличились дох от ВЭД, появились дох от приватизации. В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох были вкл ЦБФ.

6.Х-ка первых самостоятельных бюджетов РБ(1991-1992)

Первый  самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР и имел ряд особенностей. В нем отражались следующие показатели: объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др.  Республиканский бюджет БССР составил по доходам 6,9 млрд р., расходам - 8,5 млрд р., предельный размер дефицита - 1,6 млрд р. Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с населения, поступающих на ее территории. Курс на Рыночные преобразования способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности. В доходной части бюджета планировались и целевые поступления. Средства эти предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаров народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры. Кроме того, был введен целевой Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Характерной чертой бюджета стало отражение в его составе средств целевых фондов - республиканского и местных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. В расходной части бюджета происходит переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство. Необходимость поддержки реального сектора экономики не позволяла увеличить расходы на социально-культурные мероприятия: на 1991 г. они были установлены на 6 % ниже, чем в 1990 г. (по уточненному плану). Расходы на науку планировались в размере лишь 0,8 % от общего объема расходов консолидированного бюджета. Впервые в Законе БССР "О Гос бюджете БССР на 1991 год" в связи с запланированным дефицитом бюджета определены мероприятия по его сокращению: более полная мобилизация доходов от разгосударствления собственности, привлечения на добровольной основе свободных средств предприятий, организаций и населения, выпуска облигаций и других ценных бумаг, расширения платных видов услуг, оказываемых населению. В БССР устанавливались три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для запланированных расходов, устанавливался норматив бюджетных отчислений от общегосударственных доходов и налогов, взимаемых на данной территории. В 1991 г. Министерство финансов БССР утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов республики. Однако более глубокие изменения в бюджете и бюджетном процессе происходят в 1992 г. и связаны они с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеются в виду Законы Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь", "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", ряд законов о налогах. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционировала система косвенных налогов, включающая ндс и акцизы. Характерной особенностью доходной части бюджета стало появление и развитие рыночных источников в виде платежей за пользование природными ресурсами, налога на недвижимость. Кроме того, с населения предусматривалось, как и ранее, взимание подоходного налога, но в условиях значительного повышения необлагаемого минимума (с 199 р. в 1991 г. до 350 р. в 1992 г.). Одновременно уже с 1991 г. в республике отменяется налог на холостяков, малосемейных и одиноких граждан. В доходы бюджета  Беларуси поступали налог на экспорт и импорт, таможенные пошлины и другие доходы, взимаемые таможенной службой, что также явилось характерной чертой бюджета. Кроме того, в бюджет поступали И менее значительные доходы: от денежно-вещевой лотереи, реализации облигаций займов, государственной пошлины, поступления сборов и разных неналоговых доходов.

Объем консолидированного бюджета по расходам был определен в сумме 97,3 млрд р. и увеличился в 3 раза против уточненного плана на 1991 г. На финансирование народного хозяйства было направлено 41,8% (предполагалось направить - 11,3 %), в том числе на капитальные вложения, дотации, разницу в ценах, субсидии и др. Впервые в расходах на государственные капитальные вложения предусматривалось финансирование мероприятий по перепрофилированию и конверсии производства за счет, средств республиканского и местных бюджетов (4% в общем объеме бюджета). В расходах на отрасли экономики предусматривалось приоритетное развитие агропромышленного комплекса путем применения механизма свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и предоставления налоговых льгот, а также целевого выделения бюджетных ассигнований. Выразительной особенностью бюджета стало усиление его социальной направленности. С этой целью из бюджета, кроме обычных затрат, финансировались расходы, связанные с поддержанием жизненного уровня населения и повышением его благосостояния. РБ взяла курс на развитие наукоемких отраслей, в связи с чем в бюджете 1992 г. увеличились затраты на науку, однако они по-прежнему составляли незначительную долю в расходах бюджета - 1,4 %. Существование республики в условиях суверенитета потребовало предусмотреть в бюджете расходы на финансирование обороны, выпуск национальной валюты и других ценных бумаг. По этой же причине наблюдался значительный рост расходов на содержание правоохранительных opганов, органов государственной власти и управления. Планировались расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга, что также следует рассматривать как специфическую черту бюджета. Таким образом, в 1991-1992 гг. было положено начало формированию самостоятельных бюджетов Беларуси, национальной бюджетной системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения, апробирована новая налоговая система.

7. Особенности развития дох части бюджета в переходной экономике РБ

Возрастание роли бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов  сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, Т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение последних нескольких лет соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ. К моменту приобретения РБ суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993-1994 гг. составил соответственно 37,0% и 36,8 %. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, Т.е. на 6,8 пункта по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризовался некоторым ослаблением "налогового пресса" и "дебюджетизацией" финансовых ресурсов. с 1993 по 1995 г. доля налогов в ВВП сократилась с 33 % до 24,1 %. В течение 1995-1996 гг. доля налога на прибыль в ВВП сократилась на 7,0 пунктов по сравнению с 1994 г., налога на добавленную стоимость - на 2,2 пункта, акцизов - на 0,4 пункта и доходов от внешнеэкономической деятельности - на 1,6 пункта. Однако в дальнейшем в связи с изменениями в бюджетно- налоговой политике вновь наблюдается усиление централизaции финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно, доля налогов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6 %. Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. доля этих доходов составляла 2,6 % ВВП, в 1994 г. она увеличилась до 3,4 % ВВП, а в 1995 г. резко упала до 1,7 % . В следующие два года доля доходов от внешнеэкономической деятельности возрастала и достигла в 1997 г. 2,6 % ВВП, но в 1998-2001 гг. вновь падает до 1,8 % в ВВП. Необходимо отметить, что резкие скачки вызваны прежде всего незавершенностью процесса внешнеэкономической либерализации. Постепенно в состав бюджета  стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Так, начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета включаются средства пяти внебюджетных фондов, которые, соответственно, получили название государственных целевых бюджетных фондов (статья 4 Закона): республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции и продовольствия; государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда;   республиканского фонда охраны природы; республиканского фонда "Энергосбережение". По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7 % к уровню текущих и капитальных доходов. Доходы целевых бюджетных фондов составили 15,7 % в общем объеме доходов консолидированного бюджета. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов сэз. Темпы роста отдельных доходных источников были различными. за период 1995-2001 гг. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос В 145 раз, акцизы - в 157, налоги с продаж - в 144 раза.

Характерным для бюджета явилось и то, что  значительно медленнее росли  налоги на  собственность: они увеличились  за период с 1995 по 1999 г. лишь в 15 раз (при росте доходов бюджета за соответствующий период - в 24 раза) и только в 2000-2001 гг. темпы Особенно выросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за пользование природными ресурсами, госпошлины, налогов с населения, чрезвычайного налога. Чрезвычайно низкими, по сравнению с косвенными налогами, были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно повысилась в доходах бюджета роль поступлений от внешнеэкономической деятельности. Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики. почти 60,0 % в составе прямых налогов на доходы и.

8.Понятие бюдж дефицита, его причины, последствия, классиф.

Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Итак, бюджетный  дефицит представляет собой систему  экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся У государства, их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным  образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Информация о работе Шпаргалка "Государственный бюджет"