Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства
• для
регулирования
• регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
• для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
• для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
• регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.
Эффективность
использования бюджетных
Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным д.б созданы опред предпосылки и соблюдены осн принципы гос регулир-я
5. Истор этапы развития бюджета Беларуси, их общая характеристика.
М. выделить след этапы развития бюджета Беларуси: 1) с 9 до к 12в. – период зарождения бюджета в волостях княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерус гос. 2) с13 в до 18 в. – развитие бюджета в составе БелЛит гос, в ВКЛ и с 16 в в Речи Посполитой (РП). 3) с к 18 до Великой Октябрьской революции. 4) бюджет советского государства 5)бюджет соверенного гос РБ с 1991г.
1-й этап. Бюджет до революции вкл 3 этапа. В 9в Бел гос как такового не сущ, а были княжества каждое из которых явл гос объединением (зарождение гос) со своей исполнительной властью. Законодат власть принадлежала народ собранию (веча), а исполнительная – князю с дружиной. Каждая волость имела свою казну, кот первонач формировалась из матер ценностей. В с9в славяне стали объединяться. С этого времени бел земли в составе Киевской Руси. Доходы казны в этот период формир-ся за счет дани (позже оброка), а также пошлин, поступлений от продажи рабов. Осн вид дох дань. Виды дани: натуральная, повозы (покоренные племена везли ее на княжеский двор), полюдье (князь с дружиной сами собирали выезжая в полюдье). Позже р-р дани опред с дыма, двора, плуга. Постепенно к натур податям присоединилась денежная. Дань деньгами называлась дарь. Судебные пошлины – виры. Продажи, проки. Торговые пошлины – мыто, весче, померы. Расходы казны в основном шли на содержание князя и дружины.
2-й этап.
В 10-12 вв. в Киев Руси формир-ся
феодальное землевладелие.
3-й этап
связан с развитием бел
4-й этап. В дек 1917 г. Совнарком принял реш о сохранении всех налогов кот взимались до революции. Были введены чрезвычайные местные налоги, контрибуции с буржуазии. Первый бюджет сов гос был прият на первое полугодие 1918г. 77% его поступлений от гос сектора. При этом 55% направили на нар хоз, 10% на образ. По факту был исполнен на 31% по дох и на 33,9% по расх. Первый бюджет БССР был составлен на 1921 г. в 1991г был введен промысловый налог, акцизы, в 22 общегражданский. В 22г. были разделены центр и мест бюджеты. В 1930 г. реформа. Необх реформы – около половины дох бюджета составляли промысловый налог и акцизы. Было около 70 видов др платежей. Осн цель реформы сократить их кол-во. В частности нал оборота заменил 53 платежа. Кроме того П стали уплачивать нал из прибыли. Изменилась и расх часть: выделялись расх на нар хоз, соц-культ мероприятия, содержание органов гос упр, прочие расх. К к31г. завершилось строит-во мест бюджетов. Были выделены самостоятельно сельские бюджеты. В части дох бюдж с-ма притерпевала неоднократ изм-е.1943 введен налог с холостяков. Бюджет год сначала был равен 6 мес, с 22-30 бюджет год приравнивался к с/х году с 1 окт по 30 сент, а с 31 бюдж год с 1 янв.
5-й этап. Первый самост бюджет РБ был утвержден 21 дек 90г на 91 год. Возросли расх на оборону, на содержание аапрата упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох – налог платежи основа дох, увеличились дох от ВЭД, появились дох от приватизации. В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох были вкл ЦБФ.
6.Х-ка первых самостоятельных бюджетов РБ(1991-1992)
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР и имел ряд особенностей. В нем отражались следующие показатели: объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др. Республиканский бюджет БССР составил по доходам 6,9 млрд р., расходам - 8,5 млрд р., предельный размер дефицита - 1,6 млрд р. Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с населения, поступающих на ее территории. Курс на Рыночные преобразования способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности. В доходной части бюджета планировались и целевые поступления. Средства эти предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаров народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры. Кроме того, был введен целевой Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Характерной чертой бюджета стало отражение в его составе средств целевых фондов - республиканского и местных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. В расходной части бюджета происходит переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство. Необходимость поддержки реального сектора экономики не позволяла увеличить расходы на социально-культурные мероприятия: на 1991 г. они были установлены на 6 % ниже, чем в 1990 г. (по уточненному плану). Расходы на науку планировались в размере лишь 0,8 % от общего объема расходов консолидированного бюджета. Впервые в Законе БССР "О Гос бюджете БССР на 1991 год" в связи с запланированным дефицитом бюджета определены мероприятия по его сокращению: более полная мобилизация доходов от разгосударствления собственности, привлечения на добровольной основе свободных средств предприятий, организаций и населения, выпуска облигаций и других ценных бумаг, расширения платных видов услуг, оказываемых населению. В БССР устанавливались три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для запланированных расходов, устанавливался норматив бюджетных отчислений от общегосударственных доходов и налогов, взимаемых на данной территории. В 1991 г. Министерство финансов БССР утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов республики. Однако более глубокие изменения в бюджете и бюджетном процессе происходят в 1992 г. и связаны они с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеются в виду Законы Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь", "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", ряд законов о налогах. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционировала система косвенных налогов, включающая ндс и акцизы. Характерной особенностью доходной части бюджета стало появление и развитие рыночных источников в виде платежей за пользование природными ресурсами, налога на недвижимость. Кроме того, с населения предусматривалось, как и ранее, взимание подоходного налога, но в условиях значительного повышения необлагаемого минимума (с 199 р. в 1991 г. до 350 р. в 1992 г.). Одновременно уже с 1991 г. в республике отменяется налог на холостяков, малосемейных и одиноких граждан. В доходы бюджета Беларуси поступали налог на экспорт и импорт, таможенные пошлины и другие доходы, взимаемые таможенной службой, что также явилось характерной чертой бюджета. Кроме того, в бюджет поступали И менее значительные доходы: от денежно-вещевой лотереи, реализации облигаций займов, государственной пошлины, поступления сборов и разных неналоговых доходов.
Объем консолидированного бюджета по расходам был определен в сумме 97,3 млрд р. и увеличился в 3 раза против уточненного плана на 1991 г. На финансирование народного хозяйства было направлено 41,8% (предполагалось направить - 11,3 %), в том числе на капитальные вложения, дотации, разницу в ценах, субсидии и др. Впервые в расходах на государственные капитальные вложения предусматривалось финансирование мероприятий по перепрофилированию и конверсии производства за счет, средств республиканского и местных бюджетов (4% в общем объеме бюджета). В расходах на отрасли экономики предусматривалось приоритетное развитие агропромышленного комплекса путем применения механизма свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и предоставления налоговых льгот, а также целевого выделения бюджетных ассигнований. Выразительной особенностью бюджета стало усиление его социальной направленности. С этой целью из бюджета, кроме обычных затрат, финансировались расходы, связанные с поддержанием жизненного уровня населения и повышением его благосостояния. РБ взяла курс на развитие наукоемких отраслей, в связи с чем в бюджете 1992 г. увеличились затраты на науку, однако они по-прежнему составляли незначительную долю в расходах бюджета - 1,4 %. Существование республики в условиях суверенитета потребовало предусмотреть в бюджете расходы на финансирование обороны, выпуск национальной валюты и других ценных бумаг. По этой же причине наблюдался значительный рост расходов на содержание правоохранительных opганов, органов государственной власти и управления. Планировались расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга, что также следует рассматривать как специфическую черту бюджета. Таким образом, в 1991-1992 гг. было положено начало формированию самостоятельных бюджетов Беларуси, национальной бюджетной системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения, апробирована новая налоговая система.
7. Особенности развития дох части бюджета в переходной экономике РБ
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, Т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение последних нескольких лет соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ. К моменту приобретения РБ суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993-1994 гг. составил соответственно 37,0% и 36,8 %. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, Т.е. на 6,8 пункта по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризовался некоторым ослаблением "налогового пресса" и "дебюджетизацией" финансовых ресурсов. с 1993 по 1995 г. доля налогов в ВВП сократилась с 33 % до 24,1 %. В течение 1995-1996 гг. доля налога на прибыль в ВВП сократилась на 7,0 пунктов по сравнению с 1994 г., налога на добавленную стоимость - на 2,2 пункта, акцизов - на 0,4 пункта и доходов от внешнеэкономической деятельности - на 1,6 пункта. Однако в дальнейшем в связи с изменениями в бюджетно- налоговой политике вновь наблюдается усиление централизaции финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно, доля налогов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6 %. Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. доля этих доходов составляла 2,6 % ВВП, в 1994 г. она увеличилась до 3,4 % ВВП, а в 1995 г. резко упала до 1,7 % . В следующие два года доля доходов от внешнеэкономической деятельности возрастала и достигла в 1997 г. 2,6 % ВВП, но в 1998-2001 гг. вновь падает до 1,8 % в ВВП. Необходимо отметить, что резкие скачки вызваны прежде всего незавершенностью процесса внешнеэкономической либерализации. Постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Так, начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета включаются средства пяти внебюджетных фондов, которые, соответственно, получили название государственных целевых бюджетных фондов (статья 4 Закона): республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции и продовольствия; государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда; республиканского фонда охраны природы; республиканского фонда "Энергосбережение". По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7 % к уровню текущих и капитальных доходов. Доходы целевых бюджетных фондов составили 15,7 % в общем объеме доходов консолидированного бюджета. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов сэз. Темпы роста отдельных доходных источников были различными. за период 1995-2001 гг. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос В 145 раз, акцизы - в 157, налоги с продаж - в 144 раза.
Характерным для бюджета явилось и то, что значительно медленнее росли налоги на собственность: они увеличились за период с 1995 по 1999 г. лишь в 15 раз (при росте доходов бюджета за соответствующий период - в 24 раза) и только в 2000-2001 гг. темпы Особенно выросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за пользование природными ресурсами, госпошлины, налогов с населения, чрезвычайного налога. Чрезвычайно низкими, по сравнению с косвенными налогами, были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно повысилась в доходах бюджета роль поступлений от внешнеэкономической деятельности. Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики. почти 60,0 % в составе прямых налогов на доходы и.
8.Понятие бюдж дефицита, его причины, последствия, классиф.
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся У государства, их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.