Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства
В соотв с з-ном о мест упр и самоупр в РБ выделяют 3 уровня мест советов и в соотв с этим 3 уровня мест бюджетов: б-ты обл уровня и б-т г.Мн; бюджеты базового уровня(городские(городов обл подчинения) и районные); б-ты первич уровня (городские(б-ты гор район подчинения, поселковые и сельские б-ты)).
12. Респ б-т его роль и общая х-ка.
В бюджет с-му РБ как самостоят части вкл респ и мест б-ты.
Центр звеном бюдж с-мы РБ явл респ б-т. Он канцентрирует более половины бюдж рес гос, что опред-ся его местом и ролью в финансир-и мероприятий и программ имеющих общересп значение. Через респ б-т осущ-ся перераспред части фин рес м/у областями и г.Мн. в целях выравнивания их экон и соц развития. Из ср-в респ б-та б-там обл и г.Мн могут выделяться дотации, субсидии при недостаточности ср-в их б-тов для фин-я отд расх и мероприятий. Распред-е дох и расх м/у респ б-том и б-тами обл и г.Мн утверждается з-ном о бюджете на очередной фин(бюдж) год. В з-не о б-те утверждаются осн пок-ли: объем дох и расх респ б-та, пред р-р бюдж деф, нормативы отчислений в б-ты обл республики и г.Мн., кол-во ЦБФ вкл в состав респ б-та.
Дох респ б-та формир-ся за счет налогов, сборов (пошлин): налогов на доходы и прибыль; налога на добавленную; акцизов; таможенных пошлин и таможенных сборов; налога за использование природных ресурсов (экологического налога); других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
неналоговых доходов: за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета; по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета; дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности; части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; от реализации республиканского имущества, а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества; штрафов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; прочих доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Налоги, сборы (пошлины) и другие доходы, указанные зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь и распределяются в соответствии с Законом о б-те РБ.
Из республиканского
бюджета финансируются: капитальные
вложения в объекты, относящиеся к республиканской
собственности; природоохранные мероприятия,
осуществляемые в соответствии с общегос
программами; мероприятия по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС; общегосударственные программы по
социальной защите населения; другие
общегосударственные целевые программы;
затраты, связанные с внешнеэкономической
деятельностью; государственные учреждения
и организации образования, подготовки
кадров, науки. культуры. здравоохранения,
физической культуры. социального обеспечения;
затраты по закладке и обновлению государственных
запасов и резервов; расходы на содержание
республиканских государственных органов,
в том числе судов, правоохранительных
органов. органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска,
таможенные органы; погашение кредитов
банков, выданных для покрытия бюджетных
расходов, государственного долга. и оплата
процентов по ним; погашение внешнего
долга и уплата процентов по кредитам.
полученным им иностранных государств
и банков. международных финансовых организаций;
образование резервных и гос целевых бюджетных
фондов; выдача займов, ссуд, дотаций. субвенций,
субсидий ЮЛ и ФЛ, областным бюджетам и
бюджету г. Минска; другие расходы, предусматриваемые
в респ бюджете на соотв финансовый (бюджетный)
год.
16. Мест б-ты и их роль в соц-эк развитии регионов.
Развитие рын отн сопровождается децентрализацией с-мы упр эк, разгосударствлением собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав мест советов, соотв-но усилением роли региональных бюджетов. В соврем условиях расширяются ф-ции мест органов власти, кот в осн обеспечивают развитие мест хоз-ва, благоустройство тер и удовлетворение бытовых и соц потребностей своих жителей. Для выполнения своих ф-ций мест органы д располагать соотв базой, кот и явл мест бюджеты. К мест б-там относятся обл, районные, городские б-ты, б-ты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование эк, социальных. культурных, других мероприятий, проводимых на соответствующей тер. Местные органы в пределах своей компет самостоятельно составляют. рассмaтривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегос интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства РБ. Фин рес мест органов власти формир-ся за счет собствен(закрепл) дох и налогов, отчислений от общересп гос налогов и доходов, доп источ дох устанавливаемых мест органами власти, дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящ б-тов. Местные Советы депутатов самостoятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов. имеющих целевое назначение. Ср-ва мест б-тов расх-ся в основном по след направлениям: кап вложения по объектам, относящимся к коммун собственности, эк мероприятия по регион и межрегион программам; мероприятия по соц защите населения; учреждения соц-культ сферы; содержание мест органов гос власти и гос упр; содержание правоохр органов, наход в мест подчинении; возврат ссуд вышестоящ б-тов; др мероприятия и программы. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими мест Советами депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов н ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
13. Состав и стр-ра дох респ бюджета.
Доходы республиканского бюджета составляют (2007) 30 611 083 279,0 тыс. руб., Дох респ б-та за 2006г составили 27857,3 млрд.руб.
Доходы респ бюджета формируются за счет: налогов, сборов (пошлин): налогов на доходы и прибыль; налога на добавленную стоимость; акцизов; таможенных пошлин и таможенных сборов; налога за использование природных ресурсов (экологического налога); других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; неналоговых доходов: за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета; по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета; дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности; части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; от реализации республиканского имущества, а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества; штрафов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; прочих доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Доходы бюджетов свободных экономических зон, включаются в республиканский бюджет. Налоги, сборы (пошлины) и другие доходы, зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь и распределяются в соответствии с Законом о б-те.
Осн долю
в стр-ре дох части респ б-та составл-т
нал дох (63%), в т.ч налоги на товары
и услуги (41%), из них НДС и акцизы
соотв-но 19% и 9%, нал дох от внешнеэк
д-ти 8%, др нал, сборы, пошлины и иные
обяз платежи 7,5% и нал на дох и прибыль
7,4%. Дох респ б-та за 2006г составили 27857,3
млрд.руб. неналог дох в 2007 г по срав с 2006г
планир-ся что сократятся и сотавят 73%
или на 415 млрд. руб., хотя в 2006г наиб знач
темпы роста дох респ б-та предусматривается
за счет роста ненел дох 136,7%, в т.ч прочих
ненал дох 200,6%, дох от предприн и иной приносящей
дох д-ти 133,9% и дох от использ имущ наход
в собствен-ти гос 130,4%.
15. Х-ка расх части респ б-та. Состав и стр-ра расх.
При опред расх бюджета исходят из объема имеющихся дох. Расх опред в соотв с бюдж классиф (функцион – осн направления, ведомствен – в разрезе Министерств, экономич).
С 2006г расх по бюджету сформированы по новой функц класс расх бюджетов РБ,особенностями кот явл: 1) сокращение кол-ва разделов и подразделов функц класс с их четкой привязкой к осн ф-циям и сферам д-ти гос. в стр-ре функц класс выделяют 10 разделов: общегос расх; нац оборона; правоохранит д-ть и обеспечение безопасности; нац эк; охрана окр среды; жилищные и коммун услуги; здравоохранение; физ культура, спорт, культура и СМИ; образование; соц политика, включая расх ФСЗН. 2) отражение расх на управление и прикладные науч исследования, науч-технич программы и проекты в соотв сферах д-ти в составе разделов и подразделов функц класс. 3) отражение ЦБФ, включая иннов фонды в составе разделов и подразделов функц класс по соотв-щим отраслям.
Эти изменения направлены на приближение бюдж класс к междунар стандартам, более точное отражение бюдж расх по осн ф-циям и сферам д-ти гос.
Из всех расх респ б-та на долю соц сферы приходится около45%, в т.ч на соц политику 36% (из них на ФСЗН-31,2%), образование 3,6%, здравоохранение 2,9%, физкультуру, спорт, культуруи и СМИ 1,3%. Практически для всех отраслей соц сферы, за исключ физ культ.. в последние годы предусмотрен рост уд веса расх. В 2007 г. на фин-е отраслей нац эк страны из средств респ бюджета запланировано выделение 7,1 трлн руб, что выше уровня 2005г на 68% и 2006 на 15%. Аналогич ситуация наблюдается и с увеличением доли расх на нац эк, кот возросли с 20,4% до 22,2%. Что же касается стр-ры расх б-та на фин-е отд отраслей нац эк, то фин-ся за исключ с/х и дорожного хоз в небольш объемах. Так на промышленность, энергетику, стороит-во, архитектуру запланировано выделить только 6% от всех расх респ бюджета, в т.ч на промышленность 0,5%; топливо и энергетику 4,3%; строит-во и архитектуру 1,2%. На лесное хоз предусматривается 0,4% бюдж ср-в, транспорт 0,25%, др отрасли 0,3%. На фин-е с/х и рыбохоз д-ти дорож хоз (с учетом ЦБФ) направляется соотв-но 8,6% и 5,9% объема расх респ б-та. Следует заметить, что сокращение бюдж ассигнов на большинство отраслей матер пр-ва в условиях перехода к рын отн явл вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация отраслей эк только на возмож-ти б-та недопустима. Бюдж ср-ва должны направляться на фин-е особо важных объектов пр-венного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблем импортазамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Более 10 трлн.руб, или 32% ср-в респ б-та, запланировано на фин-е общегос расх и силовых структур, что на 1,2 пункта ниже уровня прошлого года. На общегос расходы в 2007 предполагается направить 23,1% всех расх респ б-та, в то время как в Прош году расх по этому разделу были равны 24,75%. Уд вес расх на нац оборону и правоохранит д-ть за эти годы составляет соот-но 3,5% (3,2%) и 5,4% (5,2%)., т.е с небольшим увеличением.
Серьезные изм-я притерпела и экономич класс. Так, в стр-ре расх части респ б-та на 2006 г. 89,2% приходится на тек расх, 10% на капитальные, 0,8% на расх по кредитованию за минусом погашения, в то время как в 2005г эти расх составляли соотв-но 88%, 11,7%, 0,3%. Т.О налицо некот снижение роли б-та в процессе расширенного воспр-ва.
Кроме того из респ б-та фин-ся 35 программ: из них одна президентская «дети Беларуси», респ программа развития рыбной отрасли, финся программа проф-технич и ср образ-я, имеется ряд программ по экологич безопасности, спец программы.
При принятии
респ б-та в обяз порядке опред-ся
перечень защищен статей. Защищен
статья – это установленные закст-вом
статьи расх кот фин-ся в первоочеред порядке
и не подлежат секвестру или блокированию,
т.е фин-ся в полном объеме. Секвестир-е
м вводится в процессе испол-я б-та, если
происходит превышение пред р-ра деф б-та
или снижения поступлений по дох более
чем на 10% от запланир уровня. Секвестир-е
это пропорцион уменьшение всех расх кроме
защищен. Защищен статьи: з/п; начисления
на з/п; трансферты населению (пенсии, пособия);
продукты питания для гос учреждений;
медикаменты; погашение гос долга и % по
гос долгу; оплата услуг науч-исслед организаций.
17. Доходы местных бюджетов, источники их формирования
Доходы местн б-тов формир-ся за счет налогов и иных поступлений в соотв с законом. Регулир-е доходы ежегодно определ в з-не о б-те на очередн финн год. К собств источникам дох-в местн б-та относятся: источники дох-в закрепленные зак-м за б-том каждого уровня и дополнит источн дох-в установл-е самостоятельно местн советами.
Дох-ы б-та обл уровня включ:1.регулируемые дох-ы за вычетом отчислений б-м сельских советов и городов обл подчинения 2.в дох-ы областн б-та зачисляются целевые.
В доходы б-в базового уровня включают текущ налог дох-ы и текущ неналог дох-ы. Дох-ы б-та 1-го уровня включ текущ налог дох-ы и текущ неналог дох-ы.
Дох-ы
местн б-тов на 2007 г.: 1. Налог дох-ы, в
т.ч. нал-и на дох-ы и прибыль, нал-и на собственность,
нал-и на товары и услуги, др нал-и,сборы,пошлины
и иные обяз плат-и. 2. Неналог дох-ы 3. Дох-ы
от использ им-ва находящегося в гос собственности
4. Дох-ы от предпр и иной приносящ дох-ы
деят-ти 5. Администр штрафы, эк санкции
и удержания 6.Прочие неналог дох-ы 7.Безвозмездн
поступл. Всего:14 460 000млн р прибл
18. Характеристика расходов местных бюджетов
Местн советы самостоятельно определяют направления использ ср-в, поступающих в местн б-ты, в пределах полномочий. Д. б. соблюдена целевая направленность ср-в переданных из вышестоящ б-та.Более 80%-расх-ы на соц сферу (ЖКХ) В составе местн б-тов образуются резервные и целевые бюджетн фонды. Важн место в расходах местн б-тов занимают финанс-ние отраслей хоз-ва, соц-культ меропр-я, содержание органов власти, судов, прокуратуры, МВД и прочие.
При наличии временно свободных ден ср-в в процессе исполнения б-та местн власти могут направлять деньги в хоз деят-ть, в ЦБ и иную инновац деят-ть. В процессе исполнен б-та м.б. получены дополнит дох-ы, кот по решению местн исполн и распор органов м.б. направлены на меропр-я не предусмотренные по б-ту либо пополняют свободные остатки ср-в, кот в последующем м.б. использованы по усмотрению местн органов власти.