Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных гос расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов); циклических спадов в экономике.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Имеется в виду, ЧТО во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Виды бюдж дефицита в завис от причин: 1) бюдж деф кот возник в связи с необх доп вложения для реализации программ, расширения пр-ва, внедрения нов технологий. Такого рода деф быстро окупается, дает положит эффект – его назыв положительным 2) бюдж деф может возникнуть как рез стих и непредвиденных событий, стих бедствий. Чтобы избежать деф такого рода созд-ся резервные фонды, но их может быть недостаточно 3) бесспорно отрицательный, в случае если он возник в связи с нехваткой средств на тек расх. В эк лит-ре можно встретить структурный деф – бюдж деф при план уровне инфляции, безработице.; циклический – это разность м/у факт и структурным деф.
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой); увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы); увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами; увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики; увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития; уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов; сокращение доходов из-за их низкой собираем ости и др. Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, Т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов
9. Деф бюджетов РБ, его динамика на соврем этапе.
Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета. Несмотря на то, что до 1986 г. обеспечивалось выполнение доходов государственного бюджета, постепенно сокращалась реальная база для дальнейшего увеличения накоплений и поступлений в бюджет. В условиях становления рыночных отношений и ухудшения Экономического положения страны нельзя было не признать объективность всех категорий, отражающих сущность товарно-денежных отношений, в том числе и категорию бюджетного дефицита. Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-хг., а к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном бюджете". Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности Производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0 % в 1986 г. Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.
Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.
К середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства. Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), а на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу. Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливноэнергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота. В 1986-1988 гг. произошло·сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов. Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений. В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.
Очевидно,
что после распада СССР Беларуси
досталась практически
В Республике
Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться
с 1991 г., когда его размер был определен
в 3,7 млрд р.,. Однако фактически бюджет
был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд
р. В основном это объясняется тем, что
в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной
республикой и большинство доходов осталось
в ее распоряжении, а государственный
бюджет на 1991 г. все еще предусматривал
выделение дотаций республике. С течением
времени абсолютное значение бюджетного
дефицита возросло. В Процентах к Доходам
респ бюджета размер дефицита изменялся
от 10,8 в 1992 Г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам,
соответственно, с 9,8 до 4,6 %. Максимальной
отметки бюджетный дефицит достиг в 1993--1994
1'1'. _ 17 -18 % к Доходам бюджета. Почти до такого
же уровня он поднялся и в 1999 Г.: 16,9 % к объему
доходов бюджета и 14,4 % к объему расходов.
Бюдж деф в любом случае д.б управляемым.
С этой целью устан-ся пред р-р деф. Если
в процессе исполнения бюджета превышается
пред р-р, то вводится секвестр.в соотв
с з-ном о бюдж с-ме пред р-р деф респбюджета
устанся в обсол сумме либо в % к ВВП. В
послед годы у нас в обсол сумме. По з-ну
о бюджете на 2006г пред р-р бюдж деф 1трлн130млрд
руб, 2007 – 14000млрд. руб. пред р-р деф
мест бюдж м.б предусмотрен при принятии
мест бюджетов а обсол сумме либо в % к
расх бюджета.
10.Источ фин-я бюдж деф, пути его сокращения. М-ды сбалансир-я б-та.
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и Внутренние. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты Национального банка и выпуск государственных ценных бумаг). Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджeтнoгo дефицита. Существенным источником покрытия дефицита могли бы стать поступления от приватизации, учитывая количество государственных предприятий, а также тот факт, что это самый безопасный и эффективный способ финансирования. вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюджета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита будет осуществляться за счет внутренних источников, требуется обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом. Проблемы привлечения средств от реализации государственных ценных бумаг обусловлены прежде всего низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных денежных средств, как у банков, так и у субъектов хозяйствования - клиентов банков-инвесторов. Для банков это было связано в основном с необходимостью кредитования государственных программ по жилищному строительству и сельскому хозяйству. В то же время существует проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий, полученных под гарантии правительства. В связи с неплатежеспособностью некоторых из предприятий, получивших иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь, бюджет несет значительные дополнительные расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета. Правительства, особенно в развивающихся странах, располагая немногими доступными источниками финансирования дефицита и обращаясь к займам национального (центрального) банка, косвенным образом погашают дефицит путем расходования валютных резервов. Что касается инфляции, то пока валютные резервы продолжают быть доступными, страна может ее избежать. Однако если дефицит устойчив, правительство в конечном счете израсходует резервы. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению. В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. Меры:
• повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
• дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
• расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства.
• оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики.
• в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и Т.П.
• обоснованное
принятие новых социальных программ,
требующих значительного
• совершенствование
планирования и развитие системы
платных услуг в
• корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
• реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;
• составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
• развитие рынка государственных ценных бумаг;
• принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
11. Понятие бюдж устройства. Бюдж с-ма и принципы ее построения.
Для выполнения своих функций гос б-ту требуется разветвленная сеть звеньев, кот обеспечила бы ему концентрацию ден ср-в и фин-е программ и мероприятий на различ уровнях управления. Организация и принципы формирования с-мы бюджетов различ органов гос власти и управления, взаимоотношения м/у ними, бюджет права и бюджет процесс входят в понятие бюджетное устройство. Оно основывается на гос устройстве и гос политике. Админ-тер деление страны опред кол-во звеньев бюдж с-мы, т.к каждый орган гос власти имеет право на свой б-т. Различают 2 вида бюдж устройств: унитарное и федеративное. В унит гос бюдж с-ма имеет два основных звена: гос б-т и мест б-ты. В федератив гос бюдж с-ма состоит из 3 звеньев: федеральный б-т, б-т субъектов федерации, местные б-ты. Каждое из приведенных бюдж устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так для унитар бюдж устройств х-на централизация фин рес в руках центр прав, что позволяет контролировать бюдж потоки. К недостаткам м отнести ущемление инициативы на местах. Федеральное обеспечивает не только децентрализ принятие бюдж реш, но и распределение полномочий, разделение гос власти. В тоже время усложняются процедуры контроля за бюдж ср-ми, дублирование бюдж программ. Бюдж устройство представл собой организацию бюдж с-мы и принципы ее построения. Бюдж устройство в РБ основывается на принципа единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех б-тов, входящих в состав бюдж с-мы. Единство бюдж с-мы обеспечивается единой зак-ной базой, единой формы бюдж док-ции,. Использованием единой бюдж классификации, предоставлением необх информации о респ и мест б-тах для составления консолидир б-тов. Полнота б-тов достигается включением в них всех налогов, определенных закст-вом РБ, др обяз платежей и иных поступлений, а также определением р-ра и порядка использ-я ден ср-в. Гласность – доведение до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия з-на о б-те, реш мест советов депутатов о соотв мест б-те на очеред фин год. Утвержденные з-ны публикуются в печати в соотв с закст-вом. Реальность фин-е расх исходя из объемов реально поступающих дох и ср-в привлекаемых для покрытия деф б-та. Самостоят-ть означает, что респ и мест б-ты всех уровней явл самостоят и отражают дох и расх, кот распоряжаются соотв гос органы.
В бюдж с-му РБ как самост части вкл респ(1) и мест б-ты.(1500). Мест б-ты: консолидир б-ты областей(6) и б-т г.Мн. консолидир б-ты областей: областные б-ты(6), б-ты городов обл подчинения (19), консолидир б-ты районов(117).консол б-ты районов: б-ты сельск советов(1341), б-ты поселковые(69), б-ты городов район подчинения(11), районные(117).