Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании;
Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.
Контрольная
функция бюджета предполагает создание
условий для осуществления
Распределительная
и контрольная функции
Содержание
распределительной функции
Межотраслевое
перераспределение базируется, с
одной стороны, на налогах и платежах,
вносимых в бюджет юридическими и
физическими лицами, а с другой - на финансировании
за счет бюджетных средств различных инвестиционных
программ, оборотных средств, операционных
и других расходов. Межтерриториальное
перераспределение происходит путем закрепления
налогов и доходов за соответствующими
органами государственной власти, а также
посредством различных форм бюджетного
регулирования. Это позволяет сформировать
в каждой административно-
Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.
Широкое
использование
Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования. [14,с. 11]
К особенностям
распределительной функции
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется, на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчетов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим[6, c. 17]:
а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);
г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
3
Роль государственного бюджета в макроэкономическом
регулировании экономики
Роль бюджета в макроэкономическом регулировании
неоднозначна на разных периодах истории.
Например, в эпоху классического капитализма
государство, как известно, активно не
вмешивалось в хозяйственную деятельность.
Так, в ведущих западных странах через
государственный бюджет перераспределялось
от 9 до 18 % национального дохода. Мощным
регулятором макроэкономики бюджет стал
во второй половине XX в. В настоящее время
в западных государствах через бюджет
перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень
налогов и государственных расходов позволяет
бюджету играть ведущую роль в обеспечении
экономического роста и занятости работников.
Бюджет оказывает воздействие на ход
общественного воспроизводства и стимулирования
экономического роста. Государство изменяет
уровень государственных расходов и налогообложения
и тем самым может регулировать объем
совокупного спроса (величину потребительских
и инвестиционных расходов). Таким образом,
различают экспансивную и рестриктивную
бюджетную политику. Первая предполагает
увеличение государственных расходов
и снижение уровня налогообложения, что
способствует преодолению экономических
кризисов и ускорять экономический рост.
При второй уменьшаются расходы и повышаются
налоги, что помогает ослабить инфляцию
и нормализовать хозяйственную конъектуру.
В связи с возрастанием роли бюджета, западные
ученые рассматривают его как план финансового
хозяйства, который служит средством достижения
экономической стабильности и выполняет
функции встроенного бюджетного стабилизатора.
Такое назначение бюджета во многом зависит
от источников, характера формирования
его доходной части и направленности государственных
расходов. Основным источником поступления
доходов в западных государствах являются
налоги (90 % поступлений на центральном
и 70 % - на местном уровне). Через налоговый
механизм в бюджет направляется от 30 %
валового национального продукта в США
и Японии, до 40-50 % - в Германии, Франции,
Швеции.
Государственный бюджет – важный инструмент
воздействия на развитие экономики и социальной
сферы. С его помощью на основе бюджетного
механизма государство посредством перераспределения
ВВП изменяет структуру общественного
производства, влияет на результаты хозяйствования,
осуществляет социальные преобразования.
При этом могут применяться различные
методы формирования и использования
доходов и расходов. К наиболее важным
из них можно отнести:
- налоги, влияющие на развитие производства,
спрос и предложение на отдельные услуг,
товаров;
- прямое
бюджетное финансирование общегосударственных
программ, обеспечивающих расширение
общественного воспроизводства, совершенствование
его структуры, прогресс общества;
- субсидирование некоторых отраслей,
предприятий, хозяйств для выравнивания
экономических условий их хозяйствования;
- выдача беспроцентных или льготных кредитов,
гарантий для банковских ссуд (для фермерских
хозяйств, венчурных и других малых фирм,
предприятий топливного комплекса, заводов,
проводящих конверсию и т.п.);
- создание за счет бюджетных ресурсов
особых фондов и резервов для предупреждения
диспропорций в развитии экономики, поддержки
предпринимательства и т.д.
В бюджетной политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развития экономики.
Бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.
Бюджетная
сфера в экономике весьма широка, она охватывает
материальное производство и непроизводственную
сферу, отдельные регионы и страну в целом.
Государство с учетом конкретной ситуации
в стране может посредством бюджета,
кредита, инвестиционной политики и других
экономических инструментов влиять на
развитие экономики и уровень жизни населения.
При этом большое влияние на экономику
страны бюджет способен оказывать благодаря
тому, что он может использоваться для
ускорения научно-технического прогресса.
Создание принципиально нового механизма
бюджетного финансирования науки, совершенствование государстве
В таких условиях бюджет определяет формирование
важнейших стоимостных пропорций:
- между производством средств производства
и потребления;
- между накоплением и потреблением;
- между
материальной и непроизводственной сферами
и отраслями хозяйства.
Установление таких пропорций является
результатом перераспределения национального
дохода. Специфика такого перераспределения
заключается в безвозвратности средств,
которые направляются на конкретные мероприятия.
Поэтому взаимоотношение государственного
бюджета как с предприятиями, организациями
всех форм собственности, так и населением
отличаются от других денежных отношении
не только своим содержанием, но и своей
формой – безвозмездностью. То есть изъятие
налогов, сборов или передача бюджетных
средств субъекту не требует обязательного
возмещения какого-либо эквивалента. При
этом нельзя отождествлять безвозвратность
и безвозмездность. Передача средств подразумевает
экономическую или социальную отдачу
в текущем или будущем периодах. При формировании
доходов бюджета, как и при финансировании
расходов, использовании бюджетных ассигнований
следует всегда руководствоваться принципом
эффективности, который предполагает
достижение наибольшего результата при
минимальных затратах. А это означает
их возвратность в виде дополнительных
товаров, услуг, доходов от расширения,
совершенствования производства или увеличение
социальных благ населению. Поэтому очень
важно выстроить эффективную структуру
доходов и расходов бюджета, определить
способы аккумуляции доходов, направления
бюджетных ассигнований.
Большое влияние на структуру бюджета,
содержание его доходов и расходов оказывают
национальные особенности, политическая
ситуация, развитие рыночных отношений
на определенном историческом этапе. Несмотря
на это существуют и общие черты для бюджетов
разных стран. Как уже называлось, доходная
часть их бюджета формируется, как правило,
за счет налоговых платежей, что обеспечивает
стабильность поступлений в бюджет, создает
единые условия хозяйствования товаропроизводителей,
возможности прогнозирования, перспективы
развития. В то время как расходная часть
бюджета отличается разнообразием. В ней
планируется вложение в материальное
производство, в социальную сферу и общегосударственные
мероприятия. Поскольку в условиях рынка
предприятия функционируют на принципах
самофинансирования, а в случае недостатка
собственных средств используют заемные
средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена.
Поэтому бюджет финансирует в основном
важные государственные программы (экологические,
инвестиционные, конверсии и т.д.), а также
в виде субсидий оказывает финансовую
поддержку фермерским хозяйствам, малому
бизнесу и др. Существенное место занимают
военные расходы и ассигнование на содержание
правоохранительных органов, обеспечивающих
внутреннюю и внешнюю безопасность граждан,
защиту их собственности, юридических
и имущественных прав.
Необходимо отметить, что особое место в бюджете занимают расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, социального обеспечения. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном начальное и среднее образование, противоэпидемические мероприятия, медицинскую помощь для бедных слоев населения. Определенные средства направляются и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.
С
ростом государственного долга повышается
и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются
затраты на содержание аппарата государственного
управления и другие непроизводительные
цели. Для финансирования всех прогнозируемых
в государственном бюджете расходов необходимо,
чтобы они покрывались доходами. Иначе
возникает бюджетный дефицит.
Переходный период к рыночным отношениям,
в котором очутилась экономика Республики
Беларусь, существенно отражался на содержании,
структуре доходов и расходов ее бюджета.
Это время характеризуется развитием
рыночной инфраструктуры, конкуренцией,
разгосударствлением, созданием различных
форм хозяйствования. В данной ситуации
вмешательство государства в регулирование
экономики становится необходимым, и главным
инструментом такого регулирования является
бюджет.
Увеличение доли бюджетных расходов
в ВВП означает возрастание роли бюджета
в регулировании воспроизводственных
процессов. По роли в общественном производстве
расходы государственного бюджета подразделяются
на две части: одна связана с развитием
материального производства, совершенствованием
его отраслевой структуры, другая используются
на содержание и дальнейшее развитие непроизв
Для того чтобы можно было профинансировать мероприятия, связанные с осуществлением рыночных преобразований, потребовалось создание специальных фондов для резервирования ресурсов на покрытие непредвиденных расходы, чтобы несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике. Кроме того, что касается структуры расходов того времени, большими темпами росли расходы и на международную деятельность, что было связано с развитием интеграционных процессов. Также из-за появления бюджетного дефицита необходимы были расходы по обслуживанию государственного долга.
Кроме
расходов, возрастание роли бюджета выражается
также и в изменении доходов бюджета. В
целях регулирования макроэкономических
процессов, которое государство «взяло
в свои руки», происходит усиление централизации
финансовых ресурсов в бюджете. Кроме
того, постепенно в состав доходов стали
включаться доходы целевых внебюджетных
фондов. Основным направлением расходования
всех этих средств была социально-экономической
политика государства. Изменяются
общие направления вложения бюджетных
средств. Из бюджетного фонда финансируются
важнейшие государственные программы:
инвестиционные, природоохранные, связанные
с приватизацией, созданием рыночной инфраструктуры,
конверсией военного производства, созданием
новых рабочих мест и т.д.
Таким образом, посредством бюджета
государство оказывало значительное влияние
на экономические и социальные процессы
в стране, исходя из конкретной ситуации
на данный период. Анализ состояния доходной
и расходной частей бюджета позволяет
сформулировать и обобщить особенности
его развития в условиях трансформационной
экономики:
- расширение сферы бюджетных отношений;
Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики